Китай отказывается от принципа «одна семья – один ребёнок», чтобы избежать старения нации и подстегнуть экономику.
“Общаться с ней было, как говорить с офицером SSна отдыхе в Аргентине. Она постоянно говорила, что делала свою работу и это был приказ партии. Своей вины она не чувствовала”, - говорит Корреспонденту Бо Жуэ, профессор политики из Гонконгского университета.
Несколько лет назад он общался с китайской чиновницей, которая надзирала в одном из сельских округов за соблюдением нормы “одна семья – один ребёнок”, пишет Павел Сивоконь в №45 журнала Корреспондент от 13 ноября 2015 года. По его словам, она лично отправила более 1.500 женщин на аборты независимо от того, на каком сроке беременности они находились. Тогда такая политика считалась нормальной.
С 1990 года Поднебесная проводила беспрецедентный социальный эксперимент по ограничению рождаемости. И большинство экспертов считают, что эксперимент в общем удался. За этот период дополнительный прирост населения должен был составить более 400 млн человек, но они не родились или были убиты в младенчестве.
Также в стране массово расцвела практика тайного рождения, когда ребёнка прятали в сельских районах и воспитывали родственники. Только по достижении совершеннолетия они приезжал в город с поддельными документами в качестве племянника своих родителей.
Некоторые китайские экономисты считают, что благодаря уменьшению рождаемости страна смогла выйти на ведущие позиции в мировой экономике. Хотя значительная часть независимых активистов уверены, что это была проверка, насколько партия может управлять обществом.
Так или иначе, в Пекине решили завершить этот грандиозный эксперимент. В последний день пленума коммунистической партии в конце октября её глава Си Цзиньпин объявил об этом.
Такого решения ждали, хотя и не так скоро. Ведь оно полностью вписывается в концепцию экономического развития Китая, обнародованную ещё в 2013 году. Тогда партия решила, что к 2020-му ВВП страны нужно как минимум удвоить. А без дешёвых трудовых ресурсов это невозможно сделать.
Поэтому решение отменить запрет на второго ребёнка может подстегнуть экономического развитие страны, которое в последние годы начало падать, или постоянно выводить рынки на очередные кризисы. Тем более что население Китая уже столкнулось с последствиями демографического эксперимента по сдерживанию рождаемости в глобальном масштабе.
Сейчас более 10% населения КНР – люди преклонного возраста. А учитывая, что система пенсионного обеспечения до сих пор не построена, молодым работникам нужно в прямом смысле слова содержать своих престарелых родственников
Сейчас более 10% населения КНР – люди преклонного возраста. А учитывая, что система пенсионного обеспечения, особенно в сельских регионах, до сих пор не построена, молодым работникам нужно в прямом смысле слова содержать своих престарелых родственников. По расчётам ООН, в 2020-м стариков в Китае будет уже 20% населения, что станет неподъёмной ношей для растущей экономики.
Плоды запрета
По мнению Кэрри Брауна из University of Sydney China Studies Centre, за последние 25 лет Китай стал гигантским полем демографического эксперимента. Никогда раньше людей не заставляли ограничиваться одним ребёнком. И это принесло несколько последствий для страны и региона, которые, с одной стороны, казались положительными, но в итоге сильно ударили по самой КНР.
Принцип одного ребёнка привёл к гендерному перекосу в обществе. Семьи предпочитали иметь сыновей. Считалось, что они могут обеспечить будущее своих родителей и помочь им в старости
Во-первых, принцип одного ребёнка привёл к гендерному перекосу в обществе. Семьи предпочитали иметь сыновей. Считалось, что они могут обеспечить будущее своих родителей и помочь им в старости. А дочери выйдут замуж и уйдут из семьи.
Особенно это видно в западных регионах, которые до сих пор остаются аграрными. Там в 1990-е были массово распространены убийства младенцев-девочек.
На первом этапе это привело к резкому притоку рабочей силы в приморские города – молодые люди просто не могли найти себе пару. В некоторых префектурах существовали сёла, где вообще не было молодых женщин. Поэтому более 30% мужчин уехали оттуда на заработки в крупные города.
Те же, кто находил себе спутницу, не могли заработать на приданое из-за большой конкуренции. Родители девочек требовали за них солидный «калым», так как видели большой спрос на невест. И молодые люди отправлялись в Гонконг или Шанхай, чтобы заработать денег на приданое.
Вначале это привело к появлению огромного количества дешёвой рабочей силы на океанском побережье. Туда же иностранные компании начали массово переносить свои производства.
Но теперь стало понятно, что этот перекос привёл к тому, что значительная часть молодых людей уже переселились и больше ехать из сёл некому. Поток дешёвой рабочей силы начал утихать, а вскоре может и вовсе прекратиться. Тем более что эти люди так и не создали семей и у них пока нет детей.
Во-вторых, в стране, где у подавляющего числа семей только один ребёнок, причём мальчик, постепенно формируется определённый демографический тип.
«Дети, которые были такими желанными, теперь выросли и не понимают, почему все не заботятся о них», - говорит Корреспонденту Элизабет Экономи из Института Брукингса.
По её мнению, причина резкого сокращения количества дешёвой рабочей силы также состоит и в том, что молодые китайцы не хотят работать за небольшие деньги.
«Я родился в маленьком городе Ухань и был одним ребёнком в семье. И теперь после школы родители обещают отправить меня учиться в Европу. Это будет накладно для нашей семьи, но я не хочу работать в Китае, тут слишком мало платят», - говорит Корреспондету один из учащихся средней школы в Пекине.
Наконец, практика скрытых детей и подпольных абортов породила систему коррупции в регионах. Она процветала, пока существовал запрет. А по данным центра Наследие, коррупция в КНР стала одной из главных проблем для развития экономики. В 2013 года глава партии Си Цзиньпин начал борьбу против коррупции, хотя, по мнению аналитиков, она больше напоминала переформатирование под себя политической элиты.
Борьба со старостью
Но главной причиной отмены принципа “одна семья – один ребёнок” стало осознание руководством страны, что китайская нация начала постепенно стареть. К 2020 году пятая часть китайцев будут пенсионерами.
При этом пенсионная система в стране пребывает в стадии формирования. По данным ООН, на 2014 год только 18% китайцев могли рассчитывать на достойную пенсию от государства. И в основном это были государственные служащие, которые и так не нуждаются в поддержке.
А отсутствие выгодных предложений по частным пенсионным накоплениям делает средний класс заложником ситуации. Обеспеченные китайцы предпочитают покупать множество элитных квартир или играть на бирже, но только не доверять свои деньги банкам.
К тому же по традиции дети должны обеспечивать родителей. А те, кто уехал на заработки, не могут этого делать. Поэтому Пекин вскоре может столкнуться с армией пенсионеров, требующих от него пособий и защиты в качестве компенсации за запрет на рождение детей.
Тем более что экономика страны замедляется, и нужно вводить структурные реформы, чтобы взбодрить её. Ведь снятие запрета на детей принесёт плоды только через несколько десятилетий, а возобновить рост нужно прямо сейчас.
Аналитики считают, что пока важно наладить работу со средним классом и показать, что деньги можно хранить в китайских банках. А главное, на 25 лет отказаться от любых экспериментов с демографией и социальной сферой.
***
Этот материал опубликован в №45 журнала Корреспондент от 13 ноября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.