Самые опасные системы вооружения России и Турции, которые должны заставить задуматься, пишет The National Interest.
Сирия была серьезным источником напряженности между Турцией и Россией еще до того, как турецкий F-16 24 ноября сбил российский Су-24 на границе с Сирией, пишет Tha National Interest. С самого начала гражданской войны в Сирии в 2011 году Россия и Иран поддерживают режим сирийского президента Башара аль-Асада, а Турция вместе с Саудовской Аравией, Катаром и США оказывает содействие борющимся против Асада повстанцам.
Когда войска Асада в июне 2012 года сбили в небе над Средиземным морем турецкий самолет-разведчик RF-4, Анкара ввела в действие новые правила боя и применения оружия против Дамаска, которые имеют сомнительную законную силу.
За последние три с половиной года Турция сбила около десятка сирийских самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов якобы за нарушение ее воздушного пространства.
Последний инцидент стал кульминацией в этом перетягивании каната и в стремлении Турции помочь своим клиентам в Сирии.
Российское супероружие нового поколения
После прибытия в сентябре 2015 года на средиземноморское побережье Сирии российского авиационного контингента, один его самолет на короткое время нарушил турецкое воздушное пространство; сирийский МиГ-29 перешел на режим автоматического сопровождения цели, которой оказались турецкие F-16 на территории Турции, а турки 16 октября сбили на своей территории российский, как они считают, беспилотник.
Несмотря на эти инциденты, российская авиация должна была демонстрировать туркам, что оказываемая ими поддержка антиасадовским силам не приветствуется. Для Турции усиление давления на действующую в Сирии российскую авиацию стало возможностью успокоить воюющие под ее крылом повстанческие группы и нацелить их на дальнейшую борьбу с Асадом.
Поскольку Турция является членом НАТО и имеет больше доступа к боевому пространству в Сирии, а Россия обладает колоссальным военным превосходством, масштабная война между двумя сторонами маловероятна.
Тем не менее небольшие столкновения, похожие на инцидент 24 ноября, все-таки возможны - особенно в связи с тем, что российский Генеральный штаб занял более агрессивную позицию по отношению к туркам. Но у Турции есть внушительные военные силы и средства, которые могут осложнить жизнь России.
Издание собрало по пять самых опасных систем вооружения России и Турции, которые должны заставить задуматься, прежде чем кто-то из низ решит пойти на эскалацию напряженности.
Турция
Многофункциональный истребитель F-16 и усовершенствованная управляемая ракета класса "воздух-воздух" средней дальности AIM-120
В составе турецких ВВС почти 250 самолетов F-16, причем 30 из них в модификации Block 50+. Block 50+ это последний вариант F-16, являющийся проверенным в бою многоцелевым истребителем четвертого поколения. Турция производит (по американской лицензии) и использует с середины 1980-х годов различные варианты F-16, в связи с чем ее ВВС обрели значительные навыки и опыт полетов на Fighting Falcon во всевозможных сценариях.
Ракета американского производства AIM-120, которой турки 24 ноября сбили российский Су-24, является смертоносным оружием F-16. Имея дальность пуска почти 50 километров, AIM-120 превращает F-16 в серьезную угрозу для хорошо подготовленных и оснащенных российских ВВС.
Система радиоэлектронного подавления наземного базирования KORAL
Передвижная станция радиоэлектронного подавления наземного базирования KORAL - новейшее пополнение в турецком арсенале средств РЭБ. Созданная турецкой государственной коопорацией Aselsan, эта система радиоэлектронной защиты / активного радиоэлектронного подавления предназначена для подавления и постановки помех современным РЛС противника.
Она анализирует многочисленные сигналы целей в большом диапазоне частот и автоматически формирует алгоритм ответных действий благодаря своей цифровой памяти высоких частот. Имея эффективную дальность около 150 километров, KORAL, согласно имеющейся информации, может подавлять и вводить в заблуждение любые радиолокационные системы наземного, морского и авиационного базирования.
Эта новая система снижает осведомленность противника об окружающей обстановке, а поэтому может дезориентировать русских, усилить неясность боевой обстановки и ослепить их системы вооружений, способные создавать угрозу для турецкой армии.
Подводные лодки класса Gür
В составе турецких ВМС имеется четыре субмарины класса Gür, которые считаются одними из лучших дизель-электрических подводных лодок в мире. Основой для их конструкции стал экспортный вариант немецких лодок типа 209, модель T2/1400 компании HDW.
Субмарины класса Gür имеют на вооружении противокорабельные ракеты Harpoon (UGM-84), а также тяжелые торпеды Tigerfish британского производства и DM2A4 производства Германии. Турецкие подводные лодки также оснащены самыми современными системами обнаружения и целеуказания, благодаря чему они являются бесшумными и смертоносными охотниками, создающими серьезную угрозу российской группе надводных кораблей в восточном Средиземноморье.
С учетом недостатков средств противолодочной обороны российского оперативного соединения ВМФ в Сирии субмарины Gür дают турецкой стороне колоссальный рычаг давления.
Корветы-невидимки класса Ada
Турецкие корветы класса Ada - еще одна военно-морская платформа, представляющая смертельную опасность для российской группы надводных кораблей и вспомогательных судов, действующих в Средиземном море.
Сконструированные и построенные в Турции, эти корветы оснащены восемью ракетами Harpoon Block II, 76-милиметровыми пушками OtoMelara Super Rapid и другим оружием.
Поскольку в этом корабле применены технологии малозаметности «стелс», у него уменьшена акустическая сигнатура, эффективная отражающая поверхность, и снижены тепловые демаскирующие признаки.
Эти корабли оснащены РЛС повышенной скрытности, что позволяет им подкрадываться к российским надводным кораблям и наносить по ним смертельные удары.
Военно-морские диверсионные подразделения SAT
SAT (подводные штурмовые группы) - это элита вооруженных сил Турции. Подразделения SAT могут действовать в любых условиях. Они могут проникать в тыл противника с воздуха, по суше и по морю, нанося удары по важным целям.
Они могут проводить диверсии и совершать нападения на портовые сооружения и корабли на якорной стоянке. Эти группы боевых пловцов являются силами специального назначения и оперативного реагирования.
В ходе ограниченного конфликта бойцы SAT смогут проводить результативные тайные операции против береговой сирийской инфраструктуры и российских кораблей, действующих в Средиземном море.
Россия
Многофункциональный фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34 и управляемые ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности Р-27/РВВ-АЕ
С 2008 года многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-34 (по кодификации НАТО - Fullback Защитник) начали поступать на вооружение вместо более старых моделей фронтовых бомбардировщиков Ту-22M и Су-24.
Су-34 оснащен новейшей системой управления огнем, радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой и мощной системой подавления радиоэлектронных средств.
По сравнению с турецким F-16 Су-34 может брать на борт больше снарядов и топлива, что обеспечивает ему большую дальность полета. В настоящее время в России на вооружении имеется более 80 фронтовых бомбардировщиков Су-34, около 15 из которых базируются в Сирии.
После произошедшего 24 ноября инцидента следует ожидать, что в воздушном противостоянии с турецкими F-16 Су-34 будут участвовать чаще. Эти современные самолеты, пополнившие арсенал российских ВВС, лучше приспособлены к самозащите и обладают высокой маневренностью. Благодаря всем этим характеристикам Су-34 являются "крепким орешком" для турецких F-16.
Однако Су-34 становится еще более смертоносным противником, если учесть, что он вооружен управляемыми ракетами средней дальности Р-27 (по классификации НАТО АА-10 Alamo) и РВВ-АЕ (по классификации НАТО AA-12 Adder) класса "воздух-воздух".
Особое беспокойство турецкой стороны в условиях воздушного боя может вызывать ракета РВВ-АЕ, дальность действия которой составляет 100 километров - в сравнении с турецкими ракетами средней дальности (производства США) AIM-120 AMRAAM класса "воздух-воздух" с дальностью действия всего около 50 километров.
Наземный комплекс радиоэлектронной борьбы Красуха-4
Красуха-4 представляет собой новейшую систему радиоэлектронной борьбы (РЭБ), находящуюся на вооружении российской армии.
Возможности этой широкополосной многофункциональной платформы позволяют подавлять наземные радиолокационные станции, бортовые радиолокационные комплексы (особенно с системами дальнего радиообнаружения и наведения AWACS) и низкоорбитальные спутники.
По некоторым данным, комплекс РЭБ Красуха-4 способен вызвать серьезные повреждения радиоэлектронных систем противника.
Российский контингент в Сирии, по некоторым предположениям, имеет в своем распоряжении комплекс Красуха-4, дальность действия которого, как известно, составляет 300 километров, благодаря чему он обладает преимуществом по сравнению с турецкой наземной системой радиоэлектронного подавления KORAL.
Комплекс Красуха-4 способен "ослепить" системы AWACS, которыми оснащены турецкие самолеты Peace Eagle, и существенно затруднить турецким ВВС получение информации с воздуха об обстановке в восточном Средиземноморье и Сирии, а также лишить их возможности координировать взлеты по тревоге своих истребителей и осуществлять перехват российских самолетов.
Ракетные крейсеры проекта 1164 Атлант
Ракетный крейсер проекта 1164 Атлант (по кодификации НАТО - класс Слава) - это в высшей степени эффективная платформа для проведения надводных боевых операций и противовоздушной обороны.
Крейсеры проекта Атлант являются плавучими крепостями - они оснащены 16-ю противокорабельными крылатыми ракетами П-500 Базальт, зенитно-ракетным комплексом C-300ПМУ-2 Фаворит с боекомплектом из 64 ракет большой дальности, двумя установками Оса-М с ракетами малой дальности класса "поверхность-воздух", трехкоординатными РЛС обнаружения и слежения, а также загоризонтными РЛС.
После гибели российского Су-24 головной крейсер этого класса - Москва - заступил на боевое дежурство в прибрежной части сирийского порта Латакия, что представляет серьезную угрозу для дальнейшего проведения Турцией воздушных операций в восточном Средиземноморье.
Однако с крейсером проекта Атлант есть свои проблемы. Например, угрозу для Турции может представлять только крейсер Москва, поскольку подобные корабли этого проекта — Маршал Устинов и Варяг — числятся в составе соответственно Балтийского и Тихоокеанского флотов.
Но что более важно, у этих крейсеров нет достаточно эффективных средств противолодочной обороны (ПЛО), способных отражать атаки таких турецких субмарин, как бесшумные и смертоносные подлодки класса Gür. Что же касается сторожевых кораблей ВМФ России проекта 1135 Буревестник (по кодификации НАТО — Krivak I, II), сопровождающих крейсер Москва на боевое дежурство для обеспечения ПЛО (так в тексте, — прим. перев.), то их возможности представляются весьма спорными.
Войска специального назначения
Войска специального назначения - это общее обозначение российских спецподразделений. Эти отряды хорошо подготовленных оперативных сотрудников могут выполнять широкий спектр военных операций, в частности, вести разведку, подрывную деятельность, осуществлять диверсии, вести партизанскую войну и осуществлять санкционированные убийства.
Свои оперативные навыки и мужество спецназ продемонстрировал совсем недавно, представ в качестве «зеленых человечков» во время внезапного вторжения в Крым в феврале 2014 года и в ходе последовавших за этим военных действий на востоке Украины, благодаря чему Россия стала явным победителем.
Российские элитные подразделения спецназа на данный момент могут представлять для Турции наиболее явную и непосредственную опасность.
На фоне того, как на юго-востоке Турции усиливается борьба Анкары с военизированной повстанческой организацией Рабочая партия Курдистана (РПК), и при этом в страну по-прежнему прибывают беженцы из Сирии, совершенно не исключено, что прекрасно подготовленные российские спецназовцы проникнут на территорию Турции и устроят там беспорядки и разгром.
Силы и средства ведения кибернетической и психологической войны
Во время каждого из недавних международных кризисов, в которых участвовала Россия, противники Москвы подвергались массированным кибератакам.
В 2007 году во время кризиса в отношениях с Эстонией, в ходе войны Северной Осетии с Грузией в 2008 году, а также оккупации Крыма и войны на востоке Украины в 2014-2015 годах Россия продемонстрировала свое серьезное конкурентное преимущество — как в качественном, так и в количественном отношении.
А с учетом способности Москвы вести психологическую войну — манипулировать средствами массовой информации, подстрекать местное население и деморализовать силы противника — было бы разумным, если бы Турция обратила внимание на эти силы и средства, имеющиеся у России.