Корреспондент.net,
22 октября 2020, 19:55
Армения хочет признания независимости Нагорного Карабаха, но сама на это не готова, говорят эксперты.
С начала возобновления горячей фазы войны в Нагорном Карабахе западные страны, которые состоят в Минской группе ОБСЕ по решению конфликта, избегают любых конкретных формулировок. Только 21 октября генсек НАТО Йенс Столтенберг отверг обвинения в участии в этом конфликте.
На этой неделе также стало известно, что администрация президента США Дональда Трампа попробует внести свой вклад в карабахское урегулирование. Трамп в рамках предвыборной кампании уже достиг нескольких миротворческих побед. Корреспондент.net рассказывает подробности.
Трамп вписался перед выборами
Конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха начался в 1988 году, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР.
Азербайджан в начале 1990 годов потерял контроль над территорией Нагорного Карабаха и семи районов в ходе конфликта с армянским населением региона при поддержки Армении.
Переговоры ведутся при содействии Минской группы ОБСЕ, созданной в 1992 году. В нее входят Азербайджан, Армения, Беларусь, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция. Сопредседателями переговорной группы являются Россия, Франция и США.
В 1994 году было подписано соглашение о перемирии, положившее конец активным боевым действиям в регионе, но оставившее Карабах и окружающие его районы Азербайджана под контролем армян. За эти годы погибли свыше 30 тысяч человек.
Боевые действия в Нагорном Карабахе продолжаются с 27 сентября. О том, какие изменения произошли на линии соприкосновения Нагорного Карабаха и Азербайджана, точно неизвестно.Бои не стихают, а только ужесточаются. Стороны заявляют о тысячных потерях друг друга.
10 и 18 октября вступали в силу гуманитарные перемирия, но они оба почти сразу нарушались. Азербайджан обвиняет Армению, Армения - Азербайджан.
В понедельник азербайджанский и армянский лидеры Ильхам Алиев и Никол Пашинян заявили, что готовы - в случае поступления такого предложения - приехать в Москву на переговоры. Однако стороны не готовы уступать в своих позициях.
Для Азербайджана это принципы, разработанные при поддержке Минской группы ОБСЕ, которые Алиев называет "компромиссным пакетом".
"Это возврат территорий, оккупированных армянской стороной, переговоры по будущему Нагорного Карабаха, возврат беженцев и вынужденных переселенцев в места их изначального проживания, в том числе в Нагорный Карабах, в Шушу. Все это написано в базовых принципах, и армянская сторона на разных этапах давала согласие на все это", - сказал он.
Что касается Армении, то это признание независимости самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики.
"Право на самоопределение Нагорного Карабаха, то есть статус Нагорного Карабаха, имеет стратегически важную роль для нас... Есть только один способ положить конец боевым действиям: международное признание Арцаха [армянское название Нагорного Карабаха] по принципу "отделения ради спасения". Другого варианта нет", - говорит Пашинян.
Однако эксперты сомневаются, что сам Ереван готов пойти на признание независимости Нагорного Карабаха.
"Не думаю, что Армения пойдет на такой шаг, но даже если Ереван пойдет на него, он вряд ли заручится поддержкой в Европе", - цитирует РБК эксперта программы Центральная Азия в Институте исследований внешней политики Максимиллиаан Хесса.
По его словам, такую инициативу может поддержать разве что Косово, но даже это не гарантировано.
"Без согласования с Россией Армения точно не будет решать этот вопрос, а в самой России, судя по всему, никто на это не пойдет", - считает доцент РГГУ Александр Гущин.
По его мнению, Ереван вообще не пойдет на признание, потому что стратегически это ненужный шаг.
"Да, внутри армянского общества это серьезный вопрос, но с политической точки зрения такое решение ничего не даст и только осложнит позиции Армении на международной арене, а также станет серьезным ударом по перспективам организации нового мирного процесса", - говорит эксперт.
За последние десять дней со стороны ЕС не было заявлений с упоминанием права народа на самоопределение, соседние Иран и Россия и все другие страны продемонстрировали, что это решение не входит в их повестку дня, говорит азербайджанский политолог Фархад Маммадов.
У такого признания будет два последствия, продолжает эксперт: утрата смысла переговоров и война с Азербайджаном.
Французская компания Total имеет проекты в Азербайджане, и, пожалуй, даже один этот факт - достаточное препятствие на пути признания Парижем региона, указал аналитик.
Италия тоже имеет коммерческие связи с Азербайджаном, а Испания вряд ли признает Нагорный Карабах, учитывая каталонский фактор, рассуждает Хесс.
Наконец, что касается Германии, то канцлер Ангела Меркель неоднократно высказывалась о своем негативном отношении к изменению границ в Европе.
Европейские политики не озвучивают четких формулировок по карабахскому кризису из-за отношений с Турцией, которая поддерживает Азербайджан в этом конфликте, считает живущий в Германии журналист Виктор Агаев.
Даже в вопросе газовых месторождений в спорном регионе возле Кипра, на которые серьезно нацелилась Турция, ЕС не спишит с санкциями, несмотря на уговоры греков и киприотов, и дает Анкаре время "для раздумий о дальнейших отношениях с западными соседями".
Эта системная нерешительность Германии, которая нередко воспринимается и как нерешительность ЕС в целом, в любых спорах с Турцией объясняется целым клубком проблем.
Большое значение имеет экономическая составляющая. Торговый оборот между ФРГ и Турцией - около 40 миллиардов евро. Турция - важнейший импортер немецкой продукции. Важно и то, что в этой стране работают 7,4 тысячи немецких компаний, а немцы - лидеры по прямым инвестициям в Турцию.
Германия также основной поставщик оружия. Однако, как заметила консервативная немецкая газета Welt, у президента Турции Реджепа Эрдогана "есть и более совершенное оружие - беженцы. Именно оно позволяет Эрдогану управлять Европой, и против этого она бессильна".
На этой неделе стало известно, что в решение карабахского конфликта решил включиться Вашингтон. В пятницу, 23 октября, министры иностранных дел Армении и Азербайджана Зограб Мнацаканян и Джейхун Байрамов по очереди встретятся с госсекретарем США Майком Помпео.
Накануне журнал Politico со ссылкой на источники в Белом доме сообщил, что, в отличие от переговоров в Москве 9-10, Помпео намерен общаться с коллегами по отдельности. Вначале он примет Байрамова, после чего побеседует с Мнацаканяном.
США с первых дней конфликта занял позицию, которая в большей степени отвечает интересам армянской стороны.
Помпео обвинил Турцию - союзника по НАТО, в разжигании карабахского конфликта.
"Теперь у нас есть турки, которые вмешались и предоставили ресурсы Азербайджану, повысив риск и увеличив его огневую мощь в происходящей исторической битве", - говорил он.
Американский дипломат отметил, что урегулирование этого конфликта должно быть достигнуто путем переговоров и мирных дискуссий, а не путем вооруженного конфликта.
"И, конечно же, не с участием третьих стран, которые придут, чтобы предоставить свою огневую мощь, туда, где ситуация уже превратилась в пороховую бочку", - сказал он в адрес Анкары.
Саркисян также говорил, что в конфликте, по его мнению, участвует страна НАТО.
"Многие аналитики уже говорят, что это уже не война между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, здесь присутствует третья сторона, которая оказывает политическую, дипломатическую, военную поддержку Азербайджану, и которая привела в регион исламистских террористов. К сожалению, эта страна - член НАТО. Это Турция", - говорил армянский лидер.
21 октября после переговоров с Саркисяном генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Армения и Азербайджан уже более 25 лет являются "ценными партнерами" военного альянса, который "не участвует в этом конфликте".
"Я напомнил президенту, что НАТО не участвует в этом конфликте", - подчеркнул Столтенберг, отметив, что прекращение боевых действий будет важно как для НАТО, так и для международной безопасности.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet