Фото: Fotolia/ lva
Немецкие политики считают, что государство в России отстает от развития общества
Разрыв между властями и обществом в России растет, заявили немецкие политики в ходе дискуссии, организованной фондом Аденауэра. Россияне с выводом не согласны. Репортаж DW.
Новую попытку проанализировать состояние, в котором сегодня находятся российско-германские отношения, предприняли участники дискуссии, состоявшейся 4 февраля в Москве по инициативе местного представительства Фонда имени Конрада Аденауэра (Konrad-Adenauer-Stiftung). Особый интерес собравшихся вызвало выступление координатора германо-российского межобщественного сотрудничества в МИД ФРГ и зампредседателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге Андреаса Шоккенхоффа (Andreas Schockenhoff). Критические высказывания в отношении российской внутренней политики, которые он не раз делал во второй половине 2012 года, вызвали тогда недовольство МИДа России. Судя по новым заявлениям Шоккенхоффа, кардинально его взгляд на оценку происходящего в России не изменился.
Деструктивный страх
"Я не вижу отчуждения между нашими странами, но вижу его между государством и обществом в России", - подчеркнул Андреас Шоккенхофф. По его словам, российское гражданское общество развивается гораздо быстрее, чем принято считать в Европе. При этом властные институты отстают в развитии. Их задача - не столько модернизация, которая необходима отнюдь не только в экономике, сколько сохранение контроля, а это, по словам Шоккенхоффа, деструктивный путь, чреватый как минимум стагнацией.
"Путин слишком боится потерять контроль. Страх же его потерять ведет к излишнему контролю", - полагает немецкий политик. По его мнению, "вертикаль власти не рифмуется с современными тенденциями". Отсюда произрастают все проблемы и шероховатости, которые появились в отношениях России и Германии после возвращения Владимира Путина в президентское кресло.
При этом, заверил Шоккенхофф, Берлин заинтересован в том, чтобы Россия развивалась и была демократической, открытой страной: "Только так она сможет использовать свои возможности на международной арене". Пока же действия властей и принимаемые ими законы приводят, как выразился немецкий политик, к обратному. Он уверен в том, что с момента прихода к власти в 2000 году Владимир Путин не изменился, в вот российское общество уже не то, и если 10 лет назад приоритетом для него была стабильность, то теперь это развитие.
В таких обстоятельствах, продолжил Шоккенхофф, принимаемые в последнее время в России законы (в частности, касающиеся условий работы НКО, а также закон, принятый в ответ на "акт Магнитского") воспринимаются немецкой стороной как "параноидальная попытка контролировать развивающееся общество".
"Учить Россию не нужно"
Оценки немецкого гостя вызвали возмущение части российских участников дискуссии. Присутствовавший в зале заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин предложил немецким политикам обратить внимание на свои собственные страхи.
"Посмотреть на себя" порекомендовал в чуть более дипломатичной форме и уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. По его словам, "Германия нетерпелива и хочет, чтобы в России победила абсолютная демократия уже завтра". Однако это, по выражению Лукина, было бы "неисторично".
"Учить Россию, что нам делать, не нужно", - добавил уполномоченный по правам человека. И напомнил, что, когда создавался Европейский Союз, Россию намеренно оставили за бортом, пригласив в новое объединение почти всю Европу. Теперь же Москву упрекают в том, что в стране отсутствуют европейские ценности.
"Ситуация напоминает анекдот. Мальчик убил родителей и попросил на суде проявить к нему снисхождение на том основании, что он круглый сирота", - сыронизировал Лукин. И посоветовал европейцам набраться терпения, поскольку "у истории свой темп".
С уполномоченным по правам человека не согласилась бывший зампредседателя Конституционного суда России Тамара Морщакова, отметившая, что "история умеет менять скорости". Морщакова уверена в том, что у сотрудничества России и Германии есть как минимум правовые основания.
В частности, они могут проводить совместную работу в области подготовки законодательных актов, их экспертного анализа. Хорошим примером здесь, по славам, экс-судьи, является Конституция России. Когда она принималась, была проведена обширная правовая экспертиза, в которой участвовали и немецкие юристы, привела пример Тамара Морщакова.
Экономический национализм
По традиции считается, что меньше всего проблем у России и Германии в области экономики и бизнеса. Однако, как выяснилось в процессе обсуждения, и здесь не все так гладко. Председатель правления Германо-российской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс (Michael Harms) сообщил, что, с одной стороны, немецкие инвестиции в Россию растут (в 2012 году они увеличились на 13 процентов), с другой, - не заметить изменений экономического климата в стране невозможно.
"Количество работающих здесь немецких компаний сокращается (примерно с 6200 до 6100). Возможно, это консолидация, но, возможно, и уход", - отметил Хармс. Предпринимателей, объяснил он, беспокоит экономический национализм и протекционизм, которые приводят к искажению конкуренции.
Тем не менее навязывать свой путь России действительно не следует, согласился Михаэль Хармс. По его словам, у каждого он свой: для кого-то важнее стабильность, демократия же на втором месте, для кого-то - наоборот. Ответ на вопрос о том, верно ли были выбраны приоритеты, сможет дать лишь история, заключил Хармс.
Источник: Русская служба DW