Фото: АР
Ходорковский: Политический режим в современной России, скорее, напоминает брежневский
Президент Владимир Путин, крепко держась за власть, прикладывает все больше усилий к тому, чтобы посеять в рядовых гражданах страх перед участием в уличных выступлениях, сказал находящийся в колонии Михаил Ходорковский, некогда самый богатый человек в России, в ответах на вопросы агентства Reuters.
Ходорковский продиктовал ответы навещавшим его адвокатам. Бывший владелец преуспевавшей нефтяной компании обвинил Путина в политических репрессиях, с помощью которых президент пытается подтвердить свой авторитет, подорванный 14 месяцами протестов.
Он говорит, что эти попытки обречены на провал и что Путин толкает Россию к экономической и политической стагнации, сравнимой с эпохой советского генсека Леонида Брежнева.
"Протест против нынешнего режима растет и будет расти", - считает Ходорковский, осужденный по обвинению в уходе от налогов, мошенничестве и отмывании денег.
"Риски режима последовательно нарастают".
Он отрицал свою вину, называя обвинения политически мотивированными.
"Определенное закручивание гаек, несомненно, продолжается. Мы видим расширение прежних репрессивных практик, появление новых и подготовку законодательной базы на случай необходимости резкого сжимания поля гражданских прав и свобод", - говорит Ходорковский.
Он назвал это отличительной чертой нового президентского срока Путина.
"Налицо расширение репрессий в отношении участников протестных действий, не являющихся наиболее знаковыми оппозиционными фигурами. Скорее всего, власть тем самым хочет напугать рядовых граждан, отвратить их от участия в протестных действиях."
В течение многих лет 49-летний Ходорковский жестко критиковал Путина, для которого последний год был омрачен самыми крупными протестами с момента его прихода к власти в 2000 году.
Толпы недовольных на улицах поредели, когда Путин в марте выиграл президентские выборы после четырех лет в кресле премьера, но рейтинги его одобрения снизились.
Кремль отрицает давление на критиков и политическое преследование Ходорковского, однако западные правительства и правозащитные организации считают иначе.
Против нескольких оппозиционных лидеров были возбуждены уголовные дела по подозрению в незаконном бизнесе, в организации беспорядков или в других преступлениях. Обвиняемые отрицают вину.
В первые несколько месяцев нового президентского срока Путина парламент принял серию законов, которые рассматриваются критиками как инструмент давления на недовольных.
Такой, как Брежнев
Ходорковский отбывает наказание в Карелии недалеко от Полярного круга. Он был арестован в 2003 году во время первого президентского срока Путина, а его нефтяная компания Юкос была разорена и продана, причем государство оказалось владельцем самых прибыльных активов.
Ходорковский проводит параллели между жизнью в России при Путине и последними годами 18-летнего правления Брежнева, известного борьбой с инакомыслящими и отказом от содержательных экономических реформ.
"По некоторым параметрам политический режим в современной России, скорее, напоминает брежневский, по типу воздействий на оппонентов и последствиям для страны, - говорит Ходорковский. - Причины очевидны - эффективность нынешней формы правления становится всё ниже, а издержки - все очевиднее для общества".
"Коррупция, низкие темпы и качество экономического роста, закрытие социальных лифтов для молодежи, просто усталость от одного и того же лица власти, - все это ведет к накоплению отчетливого раздражения".
Ходорковский не комментировал декабрьского решения суда о сокращении его 13-летнего срока на два года, поскольку вопросы были отправлены ему до этого момента.
Бывший глава Юкоса мог бы выйти на свободу через 18 месяцев, но он и его адвокаты говорят, что это не гарантировано. Российские суды не раз отменяли решения о сокращении срока заключения партнеру Ходорковского Платону Лебедеву, которого судили вместе с ним.
Ходорковский говорит, что находится в оппозиции Путину, но ни одно из борющихся с властью объединений не отражает полностью его взглядов.
По его мнению, оппозиционные активисты, которых преследуют силовые структуры, должны выбирать между признанием вины в надежде на более легкое наказание и попыткой доказать невиновность в российских судах, известных жесткими приговорами против политических противников власти.
Продолжать борьбу в суде - это "естественный и неизбежный этап протеста", сказал он.