Русская служба Би-би-си,
20 ноября 2013, 07:14
В обзоре российских газет: Как обналичивали материнский капитал; Чиновникам разрешат неповиновение; ФСБ готовится к Олимпиаде в Сочи.
Каждая шестая семья
МВД выявило масштабную аферу в девяти субъектах РФ. "Коммерсант" пишет, что за организацию преступления задержан первый вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" и президент ООО "Управляющая компания "Центр микрофинансирования" Павел Сигал. Его предполагаемые сообщники уже дали на него показания.
Газета сообщает, что преступную группу сотрудники главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России разрабатывали более двух с половиной лет. Только на заключительном этапе операции было задействовано более 800 полицейских.
В сферу интересов оперативников попали лишь девять субъектов Российской Федерации - Республика Татарстан, Пермский и Ставропольский края, Ивановская, Липецкая, Самарская, Смоленская, Тамбовская и Томская области. "Больше пока мы не смогли охватить чисто физически", - признались в министерстве, хотя, по данным ведомства, аферы с материнским капиталом совершались практически по всей России.
По данным следствия, ООО "Управляющая компания "Центр микрофинансирования"", базирующаяся в Казани, и более 400 коммерческих структур, аффилированных с ней, собирали информацию о социально неблагополучных семьях, которые остро нуждались в деньгах.
"Рассчитывая получить вместо материнского капитала (300 тыс. руб.) наличные, они заключали с центрами микрофинансирования договоры целевого займа, в соответствии с которыми им якобы приобреталось жилье. Эти договоры вместе с другими документами коммерсанты направляли в Пенсионный фонд России (ПФР), который компенсировал заимодателю расходы. Часть этих денег члены группировки отдавали матерям, а другую - от 30% до 80% - оставляли себе", - описывает подробности издание.
В общей сложности за два года ПФР перечислил предполагаемым мошенникам более 10,5 млрд руб. (3,2 млн долларов).
Главный подозреваемый накануне задержания попытался скрыться, дважды менял машины, но на выезде из Казани его все равно поймали. Всех фигурантов дела во вторник доставили в Москву.
Расчеты показывают, что если подозрения МВД полностью соответствуют действительности, то через руки подозреваемых прошло до шестой части всех средств, которые жители девяти названных МВД регионов направили на улучшение жилищных условий. То есть услугами мошенников могла воспользоваться каждая шестая семья.
Угроза властной вертикали
"Независимая газета" рассказывает о законопроекте, внесенном во вторник в Госдуму. В случае его принятия чиновники смогут отказываться от "исполнения неправомерных поручений начальства, чреватых потерями для госбюджета".
Если чиновник все же исполнит такое поручение, его ждет наказание вплоть до уголовного. Подобная защита имущественных интересов государства, по мнению экспертов, противоречит сути властной системы, сложившейся в России.
Законопроект был внесен членами ЕР, депутатами Ильей Костуновым и Ларисой Шойгу, и он продолжает линию руководства страны на искоренение коррупции. Газета отмечает, что документ является "органическим продолжением" недавней инициативы главы думского комитета по безопасности Ирины Яровой, которая предложила часть экономических преступлений, связанных с бюджетными деньгами, квалифицировать как коррупционные, ужесточив за них наказания.
"Но там речь шла о бизнесменах, которые присасываются к бюджету. Теперь речь идет об огромной массе чиновников, которых заставляют размышлять о последствиях необдуманных подписей под финансовыми документами", - комментирует газета.
В новейшей истории России есть примеры несогласия чиновника с начальством: "Можно вспомнить, как бывший министр финансов Алексей Кудрин пикировался с президентом Дмитрием Медведевым. Среди главных разногласий, которые были у министра с президентом, – бюджетные траты на перевооружение армии. Результатом спора стала отставка Кудрина", - напоминает издание.
Руководитель Всероссийского союза страховщиков, экс-глава Института современного развития Игорь Юргенс считает законопроект неисполнимым. Ведь далеко не каждый госслужащий, особенно после определенного возраста, помня о пенсии, найдет в себе мужество сказать "нет" начальнику.
Самое главное противоречие инициативы, замечает эксперт, в прямой угрозе властной вертикали: "Невозможно построить армию без лозунга "приказ начальника – закон для подчиненных". Если вы хотите армию развалить и начать демократизацию принятия решений – вы просто приглашаете чужую армию на свою территорию", - рассуждает Юргенс.
Итогом правильного развития событий, по идеальной схеме законодательной инициативы, станет отставка смельчака. Однако, замечает Юргенс, "чиновник – не камикадзе, у него семья".
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров уверен – если бы система управления экономикой и обществом была прозрачной, закон мог бы стать подспорьем в борьбе с коррупцией: "Но поскольку процедура происходит внутривластно, никто не обязывает чиновника публично объявить обществу, что руководитель предлагает ему нечто, наносящее ущерб имущественным интересам страны, результата не будет. Это просто механизм усиления контроля над чиновниками через голову их непосредственных начальников", - Петров также замечает, что власть таким образом пытается держать на крючке элиту и обеспечивать ее лояльность.
Зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству Вадим Соловьев уверен в том, что, помимо прочего, четкое исполнение закона может парализовать систему управления: "Допустим, нужно срочно ликвидировать последствия аварии – как в Петропавловске-Камчатском, когда город замерзал и нужно было находить деньги на отопление. Только потом, в результате длительного расследования, можно будет установить – принесли действия ущерб бюджету или нет. Человек оказывается в экстренной ситуации: в первую очередь он должен выполнить распоряжение начальника, чтобы помочь людям. А если он будет думать, что в результате его действий может быть нанесен ущерб и он за это понесет ответственность – он вообще ничего не будет делать. Это отбивает руки творческим людям", - говорит депутат.
Об "учебных террористах" и не только
Полиция и ФСБ ловят на Кубани 48 "учебных террористов". "От проверок, пробок и блокпостов страдают жители и туристы", - пишут "Ведомости".
Об антитеррористических учениях в Краснодарском крае изданию рассказал заместитель координатора "Экологической вахты по Северному Кавказу" Дмитрий Шевченко. В ночь на 9 ноября на выходе из аэропорта Краснодара его на четыре часа задержали сотрудники ФСБ и полиции.
В пресс-службе краевого УФСБ объяснили, что 10-30 ноября в Краснодарском крае и ближайших регионах проводятся антитеррористические учения. Они называются "Олимпиада-2014".
Сотрудник центрального аппарата МВД рассказал, что в учениях задействованы силы МВД, ФСБ, МЧС, пограничной службы, а также гражданские власти, главная цель - увидеть и отработать взаимодействие всех ведомств.
Среди жителей Сочи распространялась памятка, о которой рассказал Шевченко: "учебные террористы" могут интересоваться открыто и без стеснения либо с наводящими вопросами, где находятся жизненно важные объекты (вокзал, водоканал, хлебокомбинат, школы), и нет ли у жителей знакомых, которые могут пронести туда взрывчатку.
"Другие признаки террориста (об этом надо сообщить в полицию): интересуется, в каких магазинах можно купить серу и аммиачную селитру; громко хвастается, что собрал бомбу; рассуждает о джихаде и ваххабизме; несет пакет или сумку с торчащими проводами", - описывает газета.
Официальные представители УВД Сочи, краевого ГУ МВД и губернатора Краснодарского края ситуацию не прокомментировали.
Обзор подготовила Ольга Караулова, cлужба мониторинга Би-би-си
Источник: Русская служба Би-би-си