Фото: Таисия Стеценко/Корреспондент.net
Следователи допрашивают Юлию Тимошенко, не поднимая с койки
Украинские тюрьмы - не место для сохранения здоровья. Недуг становится дополнительным наказанием, нередко более суровым, чем сам приговор, - пишет Ольга Мусафирова в российской Новой Газете.
Некоторое время назад нам с коллегой-журналисткой, пресс-секретарем спикера Верховной рады, пришлось злоупотребить служебным положением, чтобы вывезти на операцию в онкологическую больницу нашего друга, высококлассного юриста, который к той поре уже два года находился в следственном изоляторе Лукьяновской тюрьмы Киева. (Юлию Тимошенко в женский корпус Лукьяновки тогда еще не поместили.)
Такса, чтобы "попасть на больничку" в Лукьяновском СИЗО, - 500 долларов. Это такие же камеры, только чистые. Там проводят примитивные процедуры вроде перевязок и уколов, похоже, универсальных, на все случаи жизни. Но прорывается "на больничку" преимущественно уголовный сброд. Остальные со своими канцерами, туберкулезами, язвами, стенокардиями продолжают оставаться в переполненных "хатах". По Украине "сидельцев" - примерно 50 000 человек. О проценте здоровых среди них (с учетом "не санаторных" условий в местах лишения свободы) можно лишь догадываться. А толку? Суды, придавленные прокуратурой, практически всегда отказывают изменять санкцию, дать разрешение на проведение операций и так далее.
Суды, придавленные прокуратурой, практически всегда отказывают изменять санкцию, дать разрешение на проведение операций и так далее.
Мы добились приема у омбудсмена Нины Карпачевой. Омбудсмен обратилась с просьбой к генпрокурору. "Добро" в частном конкретном случае было получено. Еще пара недель сгорающих нервов - и в СИЗО поступило официальное разрешение оперировать юриста за пределами пенитенциарного учреждения.
Потом впервые в жизни мне довелось увидеть женщину, безмерно счастливую от того, что муж наконец попал на операционный стол. А уже на следующий день конвой, пугая персонал и недужный народ, покатил из реанимации носилки с юристом к "воронку". "Как закон нарушать, так ничего не болело…"
Я подробно писала об этой истории в одной из киевских газет. И отклики читательские на нее не забыла. Потому, наверное, в значительной степени оказалась морально подготовленной к тому, что вскоре стало топ-новостью в СМИ: Юлия Тимошенко, экс-премьер и экс-кандидат в президенты Украины, как свидетельствуют ее адвокаты и однопартийцы, в заключении не получает должной медицинской помощи. И не просто не получает, невзирая на непонятной этиологии множественные кровоподтеки на теле (о них время от времени вспоминает перед телекамерами заместитель руководителя Батьківщини Александр Турчинов), резкие боли в позвоночнике и полную обездвиженность. (Омбудсмен Нина Карпачева, посетившая Юлию в камере, не скрывала свого потрясения от того, как исхудала Тимошенко.) Следователи продолжают ее допрашивать по ряду новых уголовных дел, не поднимая с койки. Ведь согласно заключению специалистов, состояние главной оппозиционерки страны не представляет угрозы для жизни. Да и Аmnesty International, распространившая на днях соответствующее сообщение, не считает, что "условия ее содержания равносильны жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению в смысле ст. 3 Европейской конвенции о правах человека и основных свободах".
Следователи продолжают ее допрашивать по ряду новых уголовных дел, не поднимая с койки.
Обследовать Юлию Тимошенко за пределами СИЗО распорядился не суд и не генпрокурор, а непосредственно президент Виктор Янукович, во время совместной пресс-конференции с другой женщиной-политиком, президентом Литвы Далей Грибаускайте. В качестве подарка, полагаю, - по поводу седьмой годовщины Майдана и накануне очередного дня рождения Тимошенко. И слово сдержал. Не обиделся, значит, на капризы, которые позволяла себе Юлия: кровь, мол, без присутствия личного лечащего врача не сдам! Комиссии минздрава не доверюсь! То есть тысячи зэков в стране зеленке с анальгином и фельдшеру рады, поскольку жить хотят, а тут одна никак не определится, что ей важнее для позвоночника - сотрудничество со следствием или наоборот.
Киев - большая деревня, потому все в курсе: Тимошенко вывозили на рассвете в областную клиническую больницу, сделали МРТ, рентген и сонографию. Радио Свобода пустило в эфир впечатления медработницы больницы, которая рассказала, как Юлию буквально тянули под руки по коридору, прикрывая щитами: "У нас даже бомжам и наркоманам каталки дают, если они ходить не могут…" Само собой, персонал под угрозой увольнения был предупрежден о неразглашении этой государственной тайны.
Известен уже и диагноз: межпозвоночная грыжа. Бороться с грыжей можно, замечают врачи, либо инъекциями нестероидных противовоспалительных препаратов, спазмолитиков и сосудорасширяющих, либо удалять - оперировать.
Есть, конечно, третий вариант: больная дает, наконец, понять, что "удаляет" себя из политики, спасая тем самым собственное здоровье и здоровье президента. Тимошенко - амнистию, все клиники мира и курорты, Януковичу - спокойные выборы-2012 в Украине…
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.