Российское интернет-издание Страна.ru продолжает публикацию материалов в рубрике "На Украине реализуется план Бжезинского". Освобождение Юлии Тимошенко не стало неожиданностью. Президент и его окружение так до конца и не определились со своим отношением к оппозиции. Более того, по сей день ее существование не было официально признано властными структурами. Это, с одной стороны, является серьезным препятствием для проведения конструктивного диалога между президентом и его противниками, но, с другой, предоставляет оппозиции широкую свободу действий", пишет автор статьи Анна Черемушкина.
Лишь в рамках подобной идеологической неразберихи оказалось возможным заявление судьи, вынесшего приговор по делу Юлии Тимошенко: помимо законов независимой Украины, во внимание были приняты политический авторитет бывшего вице-премьера и оказанная ей поддержка депутатами парламента.
Что это - проблески демократии в полуавторитарном государстве, случайная оплошность правоохранительных органов, или же проявление слабости действующего президента? Кто может гарантировать, что завтра многострадальную главу "Батькiвщины" не арестуют снова? Не секрет, что Кучма уже не тот, каким был в 1999-м. Власть постепенно ускользает из его опытных рук. Урегулирование многих внутриполитических вопросов Кучма уже давно отдал на откуп парламенту в обмен на желанный покой. Да, порой ему все же приходится вносить некоторую корректировку в их действия и принимать запоздалые решения. Тем не менее, президент все чаще и чаще идет на поводу у оппозиции.
Три "знаковых" события: отставка Юрия Кравченко, создание "партии регионов и административного ресурса", противостояние между премьер-министром и СДПУ(о) - свидетельствуют об изменении основных разделительных линий в политическом поле. Несмотря на нежелание президента, политический кризис де-факто все-таки признан политической элитой и основными политическими игроками. В ее среде уже начался процесс поиска политического компромисса. При этом совершенно отчетливо проявились основные пункты возможного "пакта элит".
С уходом ключевой фигуры административно-силового сектора Юрия Кравченко были ослаблены позиции Потебенько, Литвина и Азарова. Таким образом, одно из главных требований оппозиции - увольнение "силовиков" и главных административных фигур - практически удовлетворено. Более того, их преемники вряд ли получат в наследство такие же обширные полномочия: вероятнее всего, они будут значительно слабее институционально и зависимее политически. Что станет свидетельством начавшейся трансформации административного рынка власти в политический и, возможно, преобразования всего политического режима в целом.
Лишнее доказательство тому - изменение приоритетов и усиление горизонтальных связей по линии Центр - регионы. Несмотря на титанические усилия президента, крупные региональные лидеры делают ставку на премьер-министра. На первый взгляд, отношение к президентской власти осталось прежним, но реально кризис привел к серьезному изменению условий политического консенсуса и договора элит, что не могло не отразиться на парламентском большинстве. Существует несколько фаворитов гонки: Виктор Ющенко, Виктор Медведчук, Евгений Марчук, Александр Мороз и лидер активизировавшихся коммунистов Петр Симоненко. Подобные стратегические предпочтения парламентского большинства стимулируются тактическими выборными целями - поиском преемника. Независимо от кандидатуры будущего президента никто из проигравших не будет заинтересован в "сильном президенте". Практически на данном этапе между партийными лидерами заключается новый "пакт элит", направленный на ослабление президентской власти. Так что заветная мечта оппозиции - переход от президентской формы правления к парламентской - можно сказать, близка к своему исполнению. В этих условиях стремление президента удовлетворить те или иные требования оппозиции, например об отставке "силовиков" или освобождении Тимошенко, могут лишь послужить гарантией от его личной досрочной отставки, но уже не сыграют стратегически - президентской форме правления в Украине не бывать.