Русская служба «Немецкой волны» в программе «Тема дня» анализирует визит министра обороны США в Украину. Насколько много значит для США украинский военный потенциал? Это – дверь в демократию, убежден эксперт американского центра стратегических исследований в Гармиш-Партенкирхене Александр Гарин. Куроме этого, «добро» Украины по поводу ПРО важно, как некий противовес резкой оппозиции России, считает эксперт.
Министр обороны США Дональд Рамсфельд совершает недельное путешествие по европейским странам. В программе поездки - Турция, Греция, Финляндия, Македония, Брюссель. А во вторник Рамсфельд вел переговоры в Киеве. Цели визита Рамсфельда - зафиксировать поддержку украинского руководства со стороны американской администрации, продемонстрировать готовность нынешней администрации продолжать сотрудничество с украинским правительством, напомнить Киеву о необходимости более решительных шагов в области экономических реформ. Информации о переговорах Дональда Рамсфельда в столице Украины немного. Известно, что он встречался с министром обороны республики Александром Кузьмуком, был принят президентом Леонидом Кучмой, беседовал с секретарем Совета национальной безопасности Евгением Марчуком, подписал протокол о сотрудничестве между оборонными ведомствами двух стран. Что это за протокол, информационные агентства не уточняют. Больше удалось узнать нашему корреспонденту в Киеве Александру Савицкому:
Речь идёт, прежде всего, об американской помощи реформированию украинской армии и установлению гражданского контроля над вооруженными силами, а также о беспрецедентном сближении Украины и России в области безопасности за последние полгода. Украинский центр исследований армии, конверсии и разоружения отмечает, что отношения США с Украиной заметно охладели после того, как в ноябре 2000 года украинская делегация в ООН проголосовала против пересмотра договора по ПРО. Сейчас, как считают эксперты, США намерены пригласить Украину к участию в консультациях по ПРО, деятельности украинских миротворцев в международных контингентах войск в горячих точках планеты и всячески поддерживать украинское лидерство в неформальном объединении постсоветских стран ГУУАМ. В ходе пресс-конференции в Киеве Рамсфельд несколько раз подчеркнул политический характер своего визита, который, по его словам, должен засвидетельствовать поддержку со стороны США демократических преобразований и экономических реформ на Украине. Темы бесед с высшим руководством страны включали в себя такие болезненные для Леонида Кучмы вопросы, как расследование дела пропавшего журналиста Гонгадзе и внутриполитический кризис в стране. Однако Рамсфельд счёл нужным подчеркнуть, что Украина, по его мнению, всё же продвигается по пути к свободному рынку, хотя на сегодня и нет учебников по трансформации коммунистического режима в свободное общество. Директор Киевского института глобальной и региональной безопасности Леонид Тупчиенко отметил прагматический подход США к возобновлению сотрудничества с Украиной. По мнению политолога, именно в военной сфере достигнут наибольший прогресс в украинско-американских отношениях, и это никак не касается авторитета украинской власти, пошатнувшегося из-за критики состояния свободы слова и других демократических свобод на Украине.
В Москве - по понятным причинам - с некоторым беспокойством наблюдают за контактами Украины с представителями администрации США. Я спросил сегодня эксперта американского центра стратегических исследований в Гармиш-Партенкирхене Александра Гарина о том, какое военно-стратегическое значение придают Украине в Вашингтоне:
«Мне кажется, что сразу надо поставить в контекст слово "военно-стратегический". В современном мире, в отсутствие ясного общего врага - в отличие от «холодной войны» - слово «геостратегический» или «военно-политический» играет подчиненную роль, и на первую роль выходит доминирование ценностей, общих ценностей. НАТО и ЕС являются ценностными организациями. Это значит, что военно-стратегический аспект является следствием, которое воплощается в политике для тех государств, которые согласны объединиться на почве общих принципов. Теперь, возвращаясь к Украине, мы должны сказать: Принципы демократии - не общие лозунги, а принципы, воплощенные в определенных институтах внутренней политики - играют доминирующую роль, для того, чтобы считать кого-то союзником. И здесь, на бывшем пространстве Советского Союза все республики в более или менее одинаковом положении, т.е. делают реформы, модернизируют свои страны. Проблема с Россией, с точки зрения США состоит в том, что у нее есть ресурсы и для хорошего, и для плохого. Плохое - это восстановление империи: центральное планирование на пространстве всего бывшего СССР. И вот, исходя отсюда, Соединенные Штаты видят такие страны, как Украину или Грузию как ключевые, потому что если бы удалось помочь им стать равновеликими партнерами, независимыми от России в ценностном и экономическом отношении, то дело демократии, несомненно, будет идти вперед. А затем - моменты, которые уже касаются чисто военной политики.»
Александр, но это все «высокий штиль». А разве американцев не волнует, скажем, перспектива превращения некоторых стран СНГ в военный блок?
«Это было бы очень печально - создание монстра, который идет своим альтернативным путем. Вот Лукашенко идет своим альтернативным путем. Но в данном случае, Украина постоянно старается - во всяком случае во внешней политике - сидеть между двух стульев: между типичными проблемами страны, которая модернизируется, но демократия которой не развита (олигархия, судебная власть, СМИ - все в руках исполнительной власти). С другой стороны, логика Украины состоит, конечно, в том, чтобы приобрести хоть какую-то независимость и не попасть в орбиту Советского Союза на консервативном пути. Поэтому, конечно, это с точки зрения США очень важно. С каким посланием едет министр обороны? «Ваша внутренняя политика связана с внешней политикой. Во внутренней политике нужна демократия, и насколько можно мы вас поддержим». Но ресурсы США очень малы в данном случае. Можно сделать символическое заявление, например, пригласить Украину на заседание министров обороны Балканских стран в среду в Греции: Украина уважается, как независимый партнер и т.д. То есть удержать Украину на пути декларированной европейской или трансатлантической интеграции.»
Американцы готовы по мере возможности поддержать Украину. Чем может Америка в военной сфере поддержать Украину? Где поле для военно-технического сотрудничества?
«Оно обозначено программой «Партнерство во имя мира». Собственно, институционально это идет через НАТО. Недавно в Венгрии было заседание министров иностранных дел. Там присутствовал министр иностранных дел Украины. Кто выступает за то, чтобы Украина могла войти в НАТО? Это, конечно, Венгрия, как соседка Украины. Министр иностранных дел Польши тоже, конечно, за это. Программа «Партнерство во имя мира» и предложение вступать в НАТО хотя бы в перспективе является курицей, которая несет золотые демократические яйца. То есть существуют совместные тренировки, совместные учения контакты на военном уровне, но существуют определенные условия: тенденция развития должна быть демократической. Это означает гражданский контроль над военными, четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти внутри страны и так далее. То есть, все те страны, которые пытаются войти в НАТО, сдают как бы экзамен на зрелость. Не на геополитическую, а, прежде всего, на ценностную зрелость.»
Александр, если я Вас правильно понимаю - в том случае, если Украина выдержит этот экзамен на демократическую зрелость, то Вашингтон поддержал бы заявку Украины на членство в НАТО?
«Без сомнения. С западной точки зрения, все разговоры о НАТО - это именно курица, несущая золотые яйца. Это значит, что все страны на пути вступления в НАТО стараются приобрести джентльменский облик в смысле демократии. Что ж, замечательно. Разве можно нарушить это? А если нарушить, сказать, что вам в этом джентльменском клубе никогда не быть - вот тогда мы открываем двери для каких-то диких союзов. С этой точки зрения, дверь для Украины, конечно, не закрыта, и разговоры все время об этом идут. Конечно, чтобы привлечь Украину, будут подчеркнуты все институты программы «Партнерство во имя мира». Украина на это охотно отвечает. Но дальше все упирается во внутреннюю политику. С точки зрения США, проблема в Украине - та же самая, что и в Грузии, и в Узбекистане - это проблема коррупции. Никто из бизнесменов не может туда пойти, нельзя рекомендовать туда вкладывать деньги, пока не будут установлены более или менее прозрачные условия для функционирования нормальной рыночной экономики. И, во-вторых, конечно, все эти события с преследованием журналистов и так далее.»
Насколько значимо для Америки согласие Украины поддержать американские планы создания национальной системы противоракетной обороны?
«Без сомнения, это важно. «Добро» Украины было бы важно, как некий противовес резкой оппозиции России.»
Такова точка зрения эксперта американского центра стратегических исследований в Гармиш-Партенкирхене Александра Гарина.
Русская служба информации радио "Немецкая волна"