Двухдневный саммит Украина - ЕС, прошедший 14-15 сентября в Париже, можно по праву назвать энергетическим, а не политическим. Если во время президентской гонки на Украине французские СМИ называли Кучму "маленьким рыжим человеком с железной рукой" и "истинным политическим зверем, привыкшим к интригам власти" и были явно шокированы тем, что президент сменил глав администраций тех областей, где проиграл в первом туре, на сей раз о подобных вещах даже не вспоминалось.
Главными вопросами на переговорах Леонида Кучмы со своим французским коллегой Жаком Шираком и главой Еврокомиссии Романо Проди были закрытие Чернобыльской АЭС и помощь ЕС в строительстве компенсирующих мощностей.
Леонид Кучма, к радости партнеров, подтвердил, что ЧАЭС будет закрыта 15 декабря и на пресс-конференции в Париже пригласил всех журналистов в этот день посетить Украину, чтобы собственными глазами убедиться в том, что закрытие станции состоялось.
ЕС и Франция обещали помочь - как по линии Евроатома, так и по линии ЕБРР с достройкой энергоблоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС, но конкретных дат предоставления кредитов не названо.
С одной стороны, ЕС подтвердил признание своих обязательств перед Украиной, с другой - увязывает свою помощь с реформами в украинской энергетике, среди которых в совместном заявлении саммита перечислены "приватизация распределительных энергокомпаний, улучшение системы платежей за использование энергии, обеспечение функционирования независимых органов по регулированию атомной энергетики и улучшение эффективности энергетического сектора".
Леонид Кучма уверенно заявил, что Украина "однозначно получит финансирование "еще до дня закрытия ЧАЭС. Однако в Европе по-прежнему хватает противников помощи Украине в строительстве реакторов. Причем не только в ФРГ, ставшей сейчас центром антиатомного лобби.
Так, британская "Гардиан" 6 сентября писала, что Украина и сейчас располагает более чем достаточными энергетическими мощностями, и главная проблема заключается лишь в средствах на закупку для них российских газа и ядерного топлива.
Кстати, тема украино-российских энергетических противоречий затрагивалась и в Париже. Ведь крупнейший концерн Франции "Газ де Франс" принимает участие в консультациях по строительству газопроводов в обход Украины.
И президент Кучма, и сопровождавший его министр экономики Василий Роговой подчеркнули, что Украина является надежным партнером в плане транзита и может увеличить пропускную способность своих газопроводов.
Кучма также сообщил, что Украина намерена вести переговоры с Еврокомиссией о поддержке реконструкции украинских газопроводов, а Роговой отметил заинтересованность Киева в диверсификации источников энергоносителей и сказал, что долг "Газпрому" будет, очевидно, реструктуризован.
Затрагивались на саммите и вопросы соблюдения демократии. В заявлении отмечается, что "стороны отметили важность демократического характера политических реформ в Украине и внедрения результатов референдума в соответствии с Конституцией.
В этой связи они приветствовали работу, совершенную ОБСЕ и Советом Европы". Эти слова почти повторяют высказывания Верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы в приуроченной к саммиту статье в киевской газете "Зеркале неделе: "Мы с интересом наблюдаем за тем, как в соответствии с Конституцией будут реализовываться результаты проведенного не так давно референдума. Я уверен в том, что Украина будет и в будущем принимать рекомендации и содействие международных организаций, членом которых она является, чтобы в полной мере соответствовать ожиданиям международного сообщества в данной области".
Своеобразие ситуации, однако, в том, что сам Евросоюз нынешней весной продемонстрировал, что не склонен стопроцентно соглашаться с советами Совета Европы относительно Украины.
Так, нынешней весной сразу после того, как сессия ПАСЕ призвала президента Украины приостановить референдум, Еврокомиссия сделала заявление с куда более мягким призывом - соблюдать нормы демократии во время плебисцита и допустить международных наблюдателей.
Иначе чем попыткой отмежеваться от ПАСЕ такое заявление назвать трудно. Что же касается французской прессы, то она едва проявила присущую или приписываемую французам галантность. Во время президентских выборов на Украине тон ее был едва ли не самый жесткий в Европе.
Корреспонденты "Франс Пресс" называли Кучму "маленьким рыжим человеком с железной рукой" и "истинным политическим зверем, привыкшим к интригам власти". Они были явно шокированы тем, что президент сменил глав администраций тех областей, где проиграл в первом туре. На сей раз о подобных вещах не вспоминалось.
"Франс Пресс" касалась в основном чернобыльской темы, а ведущие газеты о визите писали крайне скупо. Ну а что же касается главной стратегической цели Киева - вступления в ЕС, то в заявлении саммита много сказано о приоритетных направлениях сотрудничества между Украиной и Евросоюзом, но ничего не говорится о возможности Украины хотя бы в отдаленном будущем стать кандидатом ЕС.
Ни слова об этом и в статье Соланы. На то, что дверь для Киева в перспективе может быть приоткрыта, намекают лишь слова Жака Ширака: "Нужно двигаться поэтапно, что же касается остального, то не будем предвосхищать грядущего".