Украинские депутаты и их иностранные коллеги обсудили церемонию закрытия Чернобыльской атомной станции на международных парламентских слушаниях, которые прошли в Киеве 5 декабря. Церемония, намеченная на 15 декабря, будет транслироваться по ТВ. А пользователи Интернета смогут наблюдать исторический поворот рубильника в режиме реального времени. Однако ликвидация станции может и затянуться.
Сорок депутатов парламентов разных стран прибыли на Украину, чтобы воочию убедиться в том, что к 15 декабря Киев будет готов закрыть атомную станцию. Разноязычная делегация побывала не только в городах Славутич, Чернобыль и Припять, но и непосредственно возле саркофага (объект "Укрытие"). Западные депутаты услышали от своих украинских коллег немало упреков. В частности, Запад якобы мечтает о закрытии Чернобыля, но платить за свое спокойствие не спешит. Действительно, из обещанных ранее денег Украина получила только $200 млн. Общая же сумма расходов по ликвидации АЭС оценена Киевом в $3 млрд.
Однако если депутаты могут говорить об этом своим коллегам открыто, то президент Леонид Кучма (Leonid Kuchma) оказался в двусмысленной ситуации. Его неоднократно обвиняли в том, что своим нежеланием закрыть ЧАЭС он просто держит мировое сообщество на крючке. И доля истины в этом есть. Вот и сейчас Украина приготовила "рояль в кустах" - мнение комитета по экономической политике верховной рады, который считает "экономически нецелесообразным" прекращение работы ЧАЭС. Кроме того, парламент так и не рассмотрел соглашение между Украиной и организацией стран-доноров о кредитовании работ по закрытию ЧАЭС. Таким образом, президент получает возможность дополнительного давления на мировые финансовые организации - своеобразного скрытого ядерного шантажа.
Если рада потребует перенесения сроков закрытия ЧАЭС под предлогом невыполнения Западом своих финансовых обязательств, то можно не сомневаться, что Леонид Кучма разведет руками со словами "ничего не могу поделать". Понимая это, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) поспешил с заявлением, что 7 декабря его совет директоров "может одобрить проект решения о предоставлении кредита предприятию 'Энергоатом' в размере 250 млн евро для достройки двух блоков на Хмельницкой и Ровенской АЭС"
Однако эта цитата из доклада вице-президента ЕБРР Йоахима Янке вызвала в Киеве недоумение: "может одобрить", а может - и нет? К тому же речь идет о кредите, который нужно будет отдавать с процентами.
При представлении доклада украинской стороне не обошлось и без курьеза. Текст содержал пассаж о том, что международный фонд "Счет ядерной безопасности", администратором которого выступает ЕБРР, собирается построить самое крупное в мире хранилище для отработанного топлива. У многих сложилось впечатление, что это "ядерное кладбище" будет создаваться именно на базе закрываемой АЭС. А это подразумевает захоронение ядерных отходов чуть ли не со всего мира в 85 километрах от Киева. Правда, потом оказалось, что погрешил спичрайтер вице-президента ЕБРР, а он просто хотел сказать, что созданный могильник станет самым большим скоплением радиоактивных веществ в мире. Украинские депутаты успокоились.
Однако можно предположить, что шоу "Закрытие ЧАЭС" не только будет пользоваться успехом, но и станет многосерийным - если Киев до конца недели не получит обещанных денег.