UA
 

МиК: Мукачевская бомба

4 июня 2004, 17:55
0
36

"1 июня Верховная Рада в третий раз рассматривала события в Мукачеве. На этот раз - с сенсационными документальными подтверждениями известных апрельских событий". Об этом идет речь в статье, опубликованной на страницах российского информационно-аналитического агентства "Маркетинг и консалтинг".

Уполномоченная по правам человека Нина Карпачева зачитала с трибуны парламента заявление сержанта мукачевской милиции, который сообщил, что его начальство прямо причастно к исчезновению бюллетеней и протоколов. Сам сержант Михаил Джумеля в этот момент присутствовал в зале и подтвердил все сказанное Карпачевой. После чего "Наша Украина" заблокировала трибуну, требуя голосования за постановление об увольнении генерального прокурора Геннадия Васильева.

Одним из главных выступавших по мукачевским событиям стал заместитель председателя Верховной Рады Украины Александр Зинченко. Его речь о событиях, которые действующая власть хотела скрыть, МиК приводит без купюр:

Уважаемые народные депутаты, приглашенные гости! С чего начинается возрождение? - С ПРАВДЫ. С желания вопреки сомнениям и препятствиям достичь цели. Возрождение нации начинается не с экономики! Не с показателей Госкомстата! Не с успешных докладов и справных цифр. Оно начинается с веры в себя самих, в нашу собственную способность изменять себя и свою жизнь к лучшему. Вера же невозможна без поиска Истины. Без правды.

Желание почувствовать правду - о самих Мукачевских событиях, об их причинах, об организаторах политического средневековья в XXI веке - это желание - не субъект политики. Это субъект Совести. Шокируя своим нескрываемым цинизмом события не могут не вызвать возмущения. Разве Мукачево - первое в списке злоупотреблений и притеснений принципов демократии? Буквы и духа Закона? Вовсе нет.

Мукачево - это испытание НАКАНУНЕ. Это - проверка на дорогах в БУДУЩЕЕ. Если "съедим", стерпим - то нечего жаловаться, что трет ярмо, что больно шее. Если не остановить беззаконие, если вновь отложить на потом, до лучших времен - дальше будет еще хуже! Времени у нас почти не осталось. Но шанс все еще есть. Шанс не пойти на сговор с собственной совестью, шанс назвать черное - черным, а не серым или даже белым.

Выводы рабочей группы Верховной Рады есть результатом тщательного анализа мукачевских событий, действий структур власти и хода официального расследования. Сразу отмечу: реакция парламента на событии в Мукачево была и своевременной, и необходимой. Сценаристы и организаторы этого действа, не ожидали ее, а потому были вынуждены буквально "на ходу" менять предыдущие планы. Но "концы в воду" спрятать не удалось!

Верховная Рада учла предыдущие выводы нашей комиссии и дала политическую оценку этим событиям. Сейчас уже можно уверенно утверждать: наши предыдущие выводы остаются актуальными и нашли новые подтверждения.

Ситуация в Мукачево стала проявлением трудной и небезопасной системной болезни всей украинской власти. Слияние интересов власти, обнаглевшего, алчного чиновничества, силовых структур и криминалитета привело к циничному и системному пренебрежению правами граждан, к реальной угрозе главным конституционным принципам, угрозе разочарования большинства граждан в демократических основах развития своей страны. Это - не просто слова, это реальность, подтвержденная ФАКТАМИ.

Наша группа ни коим образом не вмешивалась в процесс следствия. Мы действовали на основании требований Конституции и закона - равного для всех. Тем не менее, мы анализировали соблюдение требований следственной процедуры, собирали и предоставляли следствию факты и доказательства, оценивали, как они обрабатываются следственными органами. Понятно, что для формирования полной картины событий действительно требуется время! Но есть вещи вполне понятные, не требующие сложных исследований. Эти вещи должны были быть проведены молниеносно, в течение нескольких дней на базе и Постановления Верховной Рады, и Поручения Президента Украины. Поэтому мы вправе требовать от следственных органов ответа на конкретные вопросы относительно ЗАФИКСИРОВАННЫХ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Первое - подтвержденное официальными свидетельствами преследования людей по политическим мотивам как до, так и после выборов. Неужели эти случаи являются делом исследований исключительно уполномоченной по правам человека. А где Генпрокуратура и другие органы?

Второе - разгром трех избирательных участков, нанесение телесных повреждений народным депутатам Украины и другим гражданам вечером и ночью после выборов.

Третье - нарушение процедуры  работы участковых комиссий  и территориальной избирательной комиссии. Если под сомнение поставлены итоги голосования по 12-ти участкам, появляется вопрос. Может ли следствие доказать фальсификацию или отсутствие таковой хотя бы на одном или нескольких участках? Если данные копии протокола подтверждаются видеозаписью, по четвертому участку, где обнаружена разница голосов в ТИК и наблюдателей почти в три тысячи голосов, видеозаписью оглашения протокола главой участковой комиссии - разве это не достаточный повод хотя бы сравнить их с протоколом ТИК?

Следующее. Незаконный созыв и проведение сессии горсовета, которая приняла присягу кандидата Нусера, фактически безосновательность исполнения длительное время Эдуардом Нусером полномочий Мукачевского городского главы.

Далее - разбойное нападение на помещение горсовета, избиение охранника Степана Левандовского, разгром помещения и исчезновение части бюллетеней и оригиналов протоколов участковых комиссий, свидетеля вы сегодня уже видели.

КТО из руководителей местной милиции, которые были предупреждены о возможности силовых действий относительно избирательной документации, СНЯЛ охрану. Мы сегодня услышали и какой была мотивация?

По каждому из этих фактов следствие НЕ дало конкретных выводов и ответов. Разве это можно назвать следствием? Разве более сорока дней недостаточно для того, чтобы говорить не о намерениях, а о выводах?

Мы не требуем "положить на стол" окончательные результаты следствия, но нет и промежуточных результатов! Разве за 40 дней нельзя было хотя бы квалифицировать события? Квалифицировать по эпизодам, с определением соответствующих статей криминального и других кодексов? Конечно, можно. Можно и нужно. Но! Что мы услышали сегодня с вами? Хулиганство... Установлены "некоторые" нарушения... Следствие продолжается...

Разве это не сценарий "сокрытия дела"? То есть реальных предварительных выводов нет, как нет у следствия и ответов на другие, ключевые вопросы мукачевского дела: собственно ЧТО произошло? КТО несёт ответственность? и КАК обеспечить правовое решение конфликта.

А главное - нет политической воли у центральной, да, именно у центральной власти нет политической воли адекватно отреагировать на угрозу и хотя бы повторить то, что было сделано в Крыму в середине 90-х годов, когда эта автономия предстала перед опасностью преобразования в криминальный заповедник.

Процесс, к сожалению, пошел абсолютно предвидено, в ожидании, что всё будет так, как всегда. Мы всё-таки уверены, что не будет! Не будет инерции длительного терпения. Парламент уже проявил свою политическую волю, утвердив соответствующее постановление. И дело нашей чести - требовать довести расследование до конца, НЕ ДОПУСТИТЬ возможности повторения мутации мукачевских событий, не допустить даже мысли о такой возможности!

В то же время хочу подчеркнуть: объективная оценка мукачевских событий не может быть политически одномерной. Конфликт развернулся не в апреле 2004 года и не в октябре 2003 года, а гораздо раньше - во время проведения ряда предыдущих выборов мукачевского главы и борьбы за экономически привлекательные региональные факторы. Нарушения во время тех выборов тоже требуют расследования и реагирования. Безнаказанность и правовой нигилизм имеют свойство возрождаться - и возрождаться в геометрической прогрессии.

Да, со стороны разных участников предвыборных гонок, в том числе и со стороны "Нашей Украины", были политические ошибки, случаи далеко не ангельского поведения. Поэтому и ответственность ее будет иметь политическую природу. Здесь есть предмет для политического неприятия, но НЕТ ПРЕДМЕТА для обвинений.

Со стороны ж СДПУ(о) желание провести нужного кандидата было подкреплено и административно, и правоохранительно, и судебно. Ведь практически все ветви власти в Закарпатье тотально контролируются представителями СДПУ(о). И все они, эти структуры, были активно задействованы в организации и реализации мукачевского дела. Как именно?

Действия милиции просто без комментариев. Разгром трех избирательных участков, нападение на помещение горсовета и "кража" участковых протоколов могли быть осуществлены или при полной бездеятельности правоохранителей, или под их непосредственным патронатом. Иначе эти события были бы физически не возможны!

В связи с этим в особенности цинично выглядят повышения в званиях руководителей местного участка, которые состоялись практически сразу после выборов. Это что? - Признание выполненной работы? Или "адекватная" реакция на требование постановления Парламента осуществить кадровые изменения?

Судебная власть. Именно она должна была стать препятствием на пути беззакония. Должна была стать - но НЕ СТАЛА! Уже на следующий день после выборов Мукачевский межрайонный суд подтвердил правильность установленных результатов выборов. Не буду комментировать решения суда, так как не имею на это права. Но предлагаю задуматься над тем, как оно принималось. Решения ТИК в распоряжении суда не было, других документов тоже — и суд принял решение на основании единственного документу - жалобы. То есть документальные подтверждения волеизъявления избирателей оказались суду просто не нужны!

Еще удивительнее поведение Ужгородского городского суда, который, получив жалобу одного из кандидатов на решение ТИК, после окончания рабочего дня, в 21:00 утвердил решение об отказе в удовлетворении этой жалобы. Можете ли вы представить себе независимый, непредубежденный суд, который принимает такие решения без доказательной базы! Это невозможно даже с точки зрения здравого смысла. Объяснения здесь может быть лишь одно - местная судебная власть была превращена в послушный механизм "правового прикрытия" предвыборных злоупотреблений.

Что касается действий Генеральной и местной прокуратуры, вы можете ознакомиться в материалах, которые представлены от Комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления. И наконец, главная "вертикаль" власти - исполнительная.

Все, что случилось в Мукачево, не могло не контролироваться облгосадминистрацией. Именно там происходила координация действий. Вместе с тем, организация и реализация мукачевского сценария была бы невозможна без соответствующих импульсов на центральном уровне!

Стратегические, определяющие решения утверждались не в Закарпатье, а в Киеве! Именно здесь находился центр антикризисного менеджмента, который ради достижения собственных политических и экономических интересов готов сделать полем для своих экспериментов все государство.

Главный вывод:  

Или не случайно, что, сразу после принятия Постановления Верховной Рады по поводу Мукачево, со стороны заместителя Главы Администрации Президента  господина  Базева  прозвучали  выводы  относительно неконституционности итогов Парламента. Неужели теперь любой служащий Администрации Президента являет собой Конституционный суд. Мукачевские выборы оказались  показательными как относительно конкретных механизмов фальсификации, так и относительно общего подхода к моделированию построения всего избирательного процесса.

Мукачевское ноу-хау фальсификаций технологий - это отказ от подделки "промежуточных" результатов. Необходимый конечный результат провозглашается независимо от них, а дальше уже начинает работать система "прикрытия".

Мукачевские события обнаружили - подобная схема может сработать, но лишь при некоторых обязательных условиях:

- тотальный контроль СМИ и плотная, тщательная информационная обработка населения;

- навязывание обществу ощущения страха и безысходности;

- социальной и политической пассивности значительной части населения.

Поэтому наша задача в перспективе будущих выборов - сломать именно эти предпосылки. МЫ, парламент, все представленные в нем здоровые и демократические политические силы можем это сделать. Мукачевские события это подтвердили. Система "забуксовала" в связи с чрезвычайным вниманием к выборам, в связи с мгновенной реакцией парламента, политических сил, европейского сообщества.

И ныне Верховная Рада имеет достаточно рычагов для того, чтобы не допустить затягивания следствия, опускания дела "на тормозах" До тех пор, пока этот конфликт не получит СПРАВЕДЛИВОГО и ПРАВОВОГО решения, он будет оставаться актуальным. 

Уверены, что мы вправе снова и снова возвращаться к его рассмотрению и осуществлять максимальное ПОЛИТИЧЕСКОЕ давление на власть. Давление - не ради удовлетворения требований какой-то политической силы, а ради объективного и открытого расследования, ради справедливого разрешения конфликта и недопущения возможности его повторения. Мы должны возвращаться к рассмотрению этого вопроса и осуществлять максимальное политическое давление на ответственных чиновников и структуры.

Для этого необходимо:

- Во-первых, добиться "кадровых выводов". Добиться того, чтобы к чиновникам, которые допустили - пока что я говорю именно "допустили ", а не "организовали" - это позорное действо, были применены соответствующие

административные - снова таки скажу "пока что административные" - санкции.

В Постановлении четко определен круг этих чиновников. Парламент должен НАСТАИВАТЬ на выполнении своих решений. Ну, и, конечно, просто недопустимыми есть "кадровые выводы" "наоборот" - на манер повышения в звании или перевод на высшие должности. Это уже просто плевок в сторону парламента.

Во-вторых, тщательно - в рамках законодательства - контролировать процесс расследования. Мы не должны вмешиваться в следствие – мы должны требовать его результатов. А в случае затягивания, нарушения процедуры следствия, необъективности - требовать санкций к конкретным чиновникам.

Наконец последнее. Срочно ликвидировать дырки в законодательстве, максимально сузить возможность для злоупотреблений. Следует задуматься над созданием системы парламентского мониторинга и парламентского контроля над избирательным процессом.

Мы все совместно должны вернуть обществу, общественности, простым людям веру и способность эффективно влиять на власть, формировать власть и требовать от власти ответственности за свои действия.

Это право каждого - стараться иметь ТО, за что ПРИХОДИТСЯ МОЛИТЬСЯ, за что придется СМОТРЕТЬ В ГЛАЗА своим детям и внукам.

Газета "Украинская правда" опубликовала текст заявления Джумели в Верховной Раде, воспроизведенный по выступлению уполномоченного по правам человека Нины Карпачевой, в соответствии со стенограммой Верховной Рады.

"Я, Джумеля Михаил Иванович, сержант милиции Мукачевского городского отдела внутренних дел, родом из многодетной бедной закарпатской семьи. Уже два года служу в роте патрульно-постовой службы милиции. То, что я хочу рассказать сегодня народным депутатам, истинная правда. И потому готов за все сказанное, как у нас заведено в горах, поклясться на Библии.  В ночь с 19 на 20 апреля этого года, когда состоялось похищение избирательных бюллетеней, я лично дежурил в помещении городского совета возле входных ворот. В тот день в этом помещении работала следственная комиссия Верховной Рады во главе с заместителем главы Верховной Рады Украины Александром Зинченко.

Где-то в пол двенадцатого ночи Александр Зинченко, а с ним председатель Закарпатского областного совета и несколько народных депутатов Украины покинули помещение городского совета. Минут через 20 после этого в помещение зашел (внимание!) заместитель начальника отдела милиции по общественному порядку подполковник Василий Швенда. С ним также были: советник тогда исполняющего обязанности городского главы Опачко Андрей Лагойда и незнакомый мне мужчина невысокого роста, русый, лет тридцати. Лагойда взял у сторожа ключи от главных и тыльных ворот. Это очень удивило сторожа, так как такого никогда раньше Лагойда не делал. Потом все эти трое поднялись вверх в помещение. Там уже находился старший наряда капитан милиции Василий Котубей.

Капитан Котубей спустился к нам со сторожем и приказал нести службу возле секретной комнаты номер 52, где находились избирательные бюллетени. Я поднялся на второй этаж и стал охранять эту комнату. Она была опечатана и, скорее всего, находилась под сигнализацией, потому что горела красная лампочка. Минут через 10 после начала моего дежурства ко мне подошел заместитель начальника горотдела Швенда и сказал покинуть это место и вернуться к входным воротам. Я спустился вниз, где был еще один сотрудник нашей роты сержант Иван Пинзеник и сторож. Трое других милиционеров несли службу возле тыльных ворот. На то время на первый этаж спустились два заместителя начальника горотдела: подполковники Швенда и Корнеев. Подполковник Швенда приказал трем милиционерам, которые несли службу возле тыльных ворот, оставить их и пойти патрулировать в город. Таким образом, ворота остались без охраны, которая обычно там есть. Также он отдал приказ оставить помещение горсовета сержанту Пинзенику. После этого и сами заместители начальника горотдела Швенда и Корнеев покинули помещение горсовета.

Около 2-х часов ночи советник тогда исполняющего обязанности городского головы Логойда вернул сторожу ключи от главных и тыльных ворот, а потом вместе с незнакомым русоволосым мужчиной покинули помещение горсовета. Таким образом, ключи находились у них почти 2 часа. В 2.15 мы услышали назойливые длинные звонки из тыльных ворот и втроем - я, сторож, капитан Кутебей - побежали туда. Сторожа охранной автостоянки, которая находится рядом с воротами горсовета, сообщили нам, что возле тыльных ворот находились несколько незнакомых людей, но их там уже не было. Когда мы вернулись назад, то увидели свет на втором этаже, которого там не должно быть. Сторож и капитан Кутебей немедленно поднялись наверх. Через несколько минут вернулся сторож, который был в шоке и сказал, что разбита секретная комната, где сохранялись бюллетени, а также избит дежурный во второй приемной. Капитан Кутебей немедленно вызвал по телефону следственно-оперативную группу, а сам остался охранять место события. Тем не менее, первыми уже через 10-15 минут на место прибыли начальник горотдела полковник Валерий Дерновый и его заместители Швенда и Корнеев. И только через 5-7 минут прибыла оперативно-следственная группа. В 8-м часов утра я закончил свое дежурство, а эта группа еще продолжала работать.

Уважаемые народные депутаты, меня очень взволновали события этой ночи, поэтому, когда первый заместитель генерального прокурора Кудрявцев прибыл в Мукачево, я по собственной инициативе обратился к нему и дал пояснение, но конкретной реакции со стороны прокуратуры относительно вызова меня и очных ставок так до сих пор и не произошло, вроде моя информация оказалась ненужной никому. Надеюсь, что эта информация объявлена в Верховной Раде Украины поможет установить истину относительно событий, которые имели место в моем родном городе Мукачево".

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии