Украинский бизнес жалуется на нехватку персонала. Кого ищут работодатели, будут ли они повышать зарплату.
Если в начале войны в Украине не хватало работы, сейчас она есть, однако работать некому – работодатели жалуются на нехватку персонала. Кого ищут и готовы ли повысить зарплату кандидатам?
Не хватает работников
Количество вакансий еще не достигло показателей довоенного времени, но рынок труда уже восстановился более чем на половину и с каждым месяцем предложений становится все больше.
Эксперты говорят о наличии тенденций стабилизации рынка труда и постепенном уменьшении безработицы. По информации аналитиков OLX Работа, количество вакансий в первые месяцы 2023 г. уже почти такое же, как и в начале 2022 г. Кроме того, за год наблюдается и номинальное повышение уровня заработных плат.
В то же время возникла другая проблема. Согласно апрельскому опросу украинской бизнес-среды ”Экономические тенденции с точки зрения бизнеса во время войны” в Украине возросло количество предприятий, испытывающих усугубление проблем с поиском персонала.
“Среди всех препятствий для ведения бизнеса в Украине нехватка рабочей силы занимает пятое место - 31% опрошенных предприятий отмечают проблемы с поиском персонала”, - сказала исполнительный директор Института экономических исследований и политических консультаций Оксана Кузяков.
По ее словам, в апреле доля бизнесов, испытывающих нехватку квалифицированных работников, выросла до 26,9% с 19,9% в марте.
В то же время стало меньше работодателей (с 7% до 4,9%), которые сообщили, что им легко найти неквалифицированных работников.
По информации пресс службы Государственной службы занятости, работодатели больше всего ищут: квалифицированных рабочих с инструментом (швея, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, электрогазосварщик, пекарь, слесарь-электрик), рабочих по обслуживанию оборудования и машин (водитель, тракторист-машинист с/х производства, токарь, оператор заправочных станций, машинист экскаватора, водитель погрузчика, регистрировщик, оператор станков, машинист крана), профессионалов (учитель, воспитатель, фармацевт, инженер, врач, психолог, инженер по охране труда) , работников сферы торговли и услуг (продавец, повар, телохранитель, официант, социальный рабочий, парикмахер, младшая медсестра).
Причиной нехватки специалистов на рынке труда является потеря трудоспособного населения из-за войны. В Конфедерации работодателей Украины подсчитали, что наша страна временно потеряла 5,5 млн трудоспособных, то есть более 30%. Так, до полномасштабного вторжения России, в Украине работало 17,4 млн человек (из них 9,1 млн мужчин). Однако из-за войны около миллиона мужчин было мобилизовано; 4,6 млн человек уехали за границу (из них 3,2 млн женщин); на временно оккупированных территориях находится около 1,3 млн. трудоспособных.
По словам Алексея Мирошниченко, президента Конфедерации работодателей Украины – это огромные масштабы, которые неизбежно приведут к проблемам на рынке труда.
Что будет дальше?
Дальше ситуация может развиваться по двум сценариям
Если после войны произойдет экономический бум, то большая часть мигрантов вернется домой. Кроме того, украинцы не будут уезжать за границу для поиска рабочих мест. Если же экономический бум не произойдет, в Украину вернется незначительная часть мигрантов.
Примером такого варианта, является бывшая Югославия.
”Если принимать во внимание миграционные процессы в Югославии, где не произошло экономического бума, то в свои места проживания вернулись только 10-20% тех, кто стал вынужденным переселенцем”, – отмечает Мирошниченко.
Соседние страны уже сейчас переманивают украинских работников.
К примеру, польские работодатели с прошлого года увеличили зарплаты для украинцев примерно на 10% и количество предложений по работе в стране растет. Минимальная зарплата в Польше – 30,2 тыс. грн. Столько получает большая часть украинцев в соседнем государстве. Для поляков это небольшая сумма, но для украинцев – внушительная. Если в Украине такие деньги могут получать квалифицированные специалисты, в Польше на эту сумму претендуют разнорабочие, собиратели урожая.
По словам Анны Джоболды, директора департамента рекрутации Gremi Personal, мойщику посуды в соседнем государстве предлагают 33 тыс. грн в месяц. В крупных украинских общепитах такие работники получают только 8-12 тыс. грн.
После окончания войны в соседние страны будут иметь возможность уехать еще больше работников из Украины. В настоящее время военнообязанные мужчины законно не могут уехать за границу, но когда война прекратится, такая возможность у них появится. Демографы уже говорят о возможной проблеме: вместо возвращения женщин и детей домой к ним за границу могут уехать мужчины. И если условия работы в Украине будут значительно уступать тем, которые предлагают работодатели соседних стран, то количество таких украинцев может быть большим.
По словам Натальи Слинько, представительницы портала поиска работы grc, у украинских работодателей нет возможности предлагать такие же условия, как, например, в Польше. Вероятно, избежать увеличения трудовой миграции будет сложно. Однако есть и положительный сценарий: количество украинцев, которые вернутся из-за границы, может быть значительно больше, чем количество тех, кто уедет после появления такой возможности.
Ведь на то, чтобы украинцы оставались внутри страны и возвращались домой из других государств, играет желание жить в своих городах и возрождать послевоенную экономику своего государства.
Будут ли увеличивать зарплаты?
Уже сейчас понятно, что украинским предпринимателям придется соревноваться за рабочие руки и находить возможности предлагать более выгодные условия. Единственный шанс украинских предприятий конкурировать с иностранными предложениями – увеличивать зарплаты.
В то же время, по словам Татьяны Пашкиной, эксперта рынка труда, на данный момент у работодателей нет ресурсов, чтобы проводить массовое повышение зарплат. Вместо этого повышение будет происходить неравномерно. Чем важнее работа сотрудника, тем больше шансов на повышение. Для отдельных работников размер заработной платы может увеличиться на 20%.
По прогнозам НБУ в текущем году зарплаты вырастут, но только на 3,7%. Улучшиться ситуация должна в следующем году. Если к этому моменту война закончится, реальная зарплата вырастет на 4,7% (а номинальная в гривне без учета инфляции почти на 20%). Но ситуация на сегодняшний день другая. Вместо того чтобы заманивать новых работников высокими зарплатами, предприниматели пытаются механизировать процессы. Согласно исследованию “Экономические тенденции с точки зрения бизнеса во время войны” предприятия не спешат с увеличением персонала. Планируют рост численности работников только 5,6% (против 8,3% в марте). В то время как уже более 91% не ожидают изменений в занятости (в марте таких было 88,3%).
Интересно, что с проблемой нехватки людей больше сталкивается крупный бизнес, чем малый.
“Если посмотреть на этот показатель по размеру предприятий, то увидим, что у крупных и средних предприятий проблема с поиском персонала стоит острее, в отличие от малых и микробизнесов. Эта тенденция может свидетельствовать о первых попытках крупного и среднего бизнеса прибегнуть к развитию”, - отметила Кузяков.
Виктория Хаджирадева