Соцсети превратились в излюбленный инструмент пиара в шоу-бизнесе, спорте и политике. Число “лайков” и подписчиков, исчисляемых у иных звезд миллионами, становится чуть ли не главным барометром популярности, - пишет Павел Глумин в № 51 журнала Корреспондент от 27 декабря 2013 года.
Совершив невиданный по смелости для поп-дивы поступок - спустившись в киевское метро - украинская поп-певица Настя Каменских вскоре выложила фото этого события на своей странице в социальной сети Facebook.
“Настюша молодец!”, “100%-й позитиффффф!”, “Звезды не ездят в метро)))))”, - эти и другие подобные комментарии от ее поклонников последовали незамедлительно.
Если в Facebook у Каменских всего 8 тыс. подписчиков - скромно по меркам знаменитости, - то в Twitter, где певица без устали делится своими короткими месседжами, зарегистрированы уже более 880 тыс. фолловеров ее странички.
А рекордсменом по интерактивному потоку всенародной любви стала экс-солистка группы ВИА Гра Вера Брежнева (более 1,6 млн читателей в Twitter). Ей, а также Каменских немногим уступают Анна Седокова, Ани Лорак и Светлана Лобода.
Причем политики идут с большим отставанием от девушек-секссимволов. К примеру, у лидеров оппозиции Олега Тягнибока, Виталия Кличко и Арсения Яценюка соответственно 27 тыс., 21 тыс. и 16 тыс. подписчиков в Twitter.
У лидеров оппозиции Олега Тягнибока, Виталия Кличко и Арсения Яценюка соответственно 27 тыс., 21 тыс. и 16 тыс. подписчиков в Twitter.
В стране, пожалуй, сложно отыскать хотя бы одну известную персону, у которой не было бы аккаунта в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Instagram или на YouTube, ведь практически все знаменитости уже ощутили мощь такого инструмента коммуникации.
Для политиков присутствие в онлайне служит прекрасной бесплатной площадкой для привлечения к своей персоне внимания массмедиа и электората, а для шоуменов - еще и местом связи с поклонниками, где последние могут узнавать самые свежие и правдивые новости из жизни кумиров.
Юрий Качкарда, управляющий директор рекламной группы компаний Smartica Украина, специализирующейся в том числе и на изучение рынка digital-технологийлогий маркетингового продвижения, считает соцсети идеальными современными платформами для персонального пиара любого медийно активного персонажа.
“Если выработана стратегия [размещения в соцсетях] контента, которая отвечает ожиданиям пользователей, то, безусловно, это большая польза [для знаменитости], которая выражается в усилении узнавания и лояльности”, - уверен Качкарда.
Себя показать
Если еще несколько лет назад немалой части украинских политиков заграничное слово “фейсбук” было неведомо, то сегодня, во времена царствования iPhone и iPad, многие из слуг народна не мыслят своего пиара без онлайна.
Мало просто завести страничку в соцсети и делать записи в ней, подчеркивают эксперты, - важно научиться грамотно распоряжаться этим ресурсом
По мнению экспертов сферы SMM (social media marketing - продвижение в социальных медиа), регулярное обновление официальных ресурсов большинства политических деятелей является заботой их пресс-секретарей.
Но есть и исключения. Например, депутат Верховной Рады Олег Ляшко, одна из самых эпатажных персон отечественной политики, известный категоричными высказываниями, утверждает, что все посты в Facebook, где на его страничку подписаны 16,7 тыс. пользователей, пишет исключительно собственноручно.
“Я зарегистрировался в этой соцсети еще в 2010 году и с тех пор сам делаю там все обновления”, - рассказывает Корреспонденту лидер Радикальной партии Украины.
У политика также есть аккаунты в сетях ВКонтакте (9,9 тыс. подписчиков), YouTube (8,1 тыс.) и персональный сайт. Кроме официальных постов о своей депутатской активности Ляшко не стесняется размещать фотографии, не оставляющие сомнений в отсутствии у него комплексов. На одной из них он целует корову, на другой - загорает на территории собственной загородной, как он сам выражается, фазенды.
В том, что радикал Ляшко “сидит” в соцсетях не впустую, уверены и эксперты-маркетологи.
“[Благодаря такой активности в интернете] человек действительно работает на свое имя, - убеждена Анжела Савенкова, SMM-менеджер агентства интерактивного маркетинга Branson Digital. - Постоянные онлайн-отчеты о деятельности и вступление в дискуссии с посетителями делают его страницу популярной в ленте новостей”.
Спустя два месяца с момента загрузки новый клип Потапа и Насти Все пучком на их официальном канале YouTube набрал почти 1 млн просмотро
При этом мало просто завести страничку в соцсети и делать записи в ней, подчеркивают эксперты, - важно научиться грамотно распоряжаться этим ресурсом.
Сценический партнер Каменских Алексей Потапенко, известный в мире шоу-бизнеса как Потап, умеет не только заставлять телезрителей в разных частях Украины и России инстинктивно притопывать в ритм его незатейливым, но запоминающимся музыкальным композициям, но и анализировать маркетинговую составляющую его бизнеса.
Сотрудники управляемого Потапенко продюсерского центра Mozgi Entertainment, который вплотную занимается брендом Потап и Настя, регулярно мониторят все официальные и неофициальные аккаунты дуэта на просторах Всемирной паутины. Да и сам Потап не забывает баловать фанов свежими постами - как, например, недавно в Twitter после своего успешного выступления в Грузии.
А вот Артему Милевскому, самому скандальному футболисту Украины и экс-нападающему киевского Динамо, штатная аналитическая служба ни к чему. Форвард, нынче играющий в турецком клубе Газиантепспор, и без ее помощи справляется с тем, чтобы с завидной регулярностью публиковать фотохронику своей жизни в любимой соцсети Instagram.
То он за рулем шикарного Maserati в Киеве, то готовит шашлык в Турции, то разгуливает по фешенебельному бутику во Флориде. В Instagram у Милевского без малого 11,5 тыс. подписчиков, и каждая свежевыложенная им карточка стабильно собирает тысячи “лайков”.
И если к картинкам, на которых запечатлены факты неспортивного поведения Милевского, порой появляются нелицеприятные комментарии фанатов, то поклонники поп-див готовы носить их на руках
Обвиненный президентом клуба Игорем Суркисом в излишней любви к светской жизни и тусовкам, мешающим футболу, Милевский со скандалом покинул Динамо в сентябре 2013-го, сразу по завершении контракта с бело-голубыми.
Однако привычному стилю жизни, судя по его страничкам в соцсетях, футболист не изменил и даже снискал юных подражателей. Так, несколько месяцев назад два футболиста динамовской команды, 19-летние Андрей Вацеба и Никита Бурда, выложили в одной из соцсетей совместное фото, где позировали в компании с огромной бутылкой виски Jack Daniel’s.
И если к картинкам, на которых запечатлены факты неспортивного поведения Милевского, порой появляются нелицеприятные комментарии фанатов, то поклонники поп-див готовы носить их на руках.
“Как прекрасно, что вы украшаете собой нашу планету”, - полон трепетного восхищения Брежневой пользователь Facebook из Беларуси Денис Славин.
“Я вас очень сильно люблю! Я ради вас на все готов! Вы мой смысл жизни”, - не скрывает своих чувств к звезде еще один горячий поклонник певицы, Ахмед Асхабов.
Социальные издержки
Для монетизации собственной популярности Facebook звездам шоу-бизнеса не особо полезен, уверена Савенкова.
“В этой соцсети мало кто смотрит видео, а аудио там вообще нет”, - объясняет эксперт, подчеркивая, что обычно эту социальную сеть выбирают как площадку для высказывания мнений.
Так, на странице певицы Русланы можно с трудом отыскать какие-либо образцы ее творчества. У нее более 3,2 тыс. подписчиков, но пишет Руслана исключительно статусы на социальные и политические темы.
Положинский использует свою страницу в целях передачи общественно значимой информации
Также и лидер группы Тартак Сашко Положинский использует свою страницу в целях передачи общественно значимой информации. Что же касается творчества: максимум, что он может сообщить, - это дату и место ближайшего концерта.
Другое дело собственный видеоканал на YouTube, приводит пример Савенкова. Эту площадку знаменитости из сферы шоу-биза напрямую эксплуатируют для конвертации народной любви и увеличения числа потенциальных покупателей дисков и билетов на концерты.
Так, спустя два месяца с момента загрузки новый клип Потапа и Насти Все пучком на их официальном канале YouTube набрал почти 1 млн просмотров.
Политик Ляшко пока что не поет, но превратить любой инцидент со своим участием в информационный повод для поста в интернете умеет не хуже любой попзвезды. Когда в апреле 2013 года его страницу в Facebook взломали, он, не долго думая, обвинил в заказе этой акции ни много ни мало премьер-министра Украины Николая Азарова.
Внешне консервативный глава Кабмина также не пренебрегает современными средствами пиара. Его аккаунт в Facebook на текущий момент “лайкнули” без малого 45,5 тыс. пользователей. Азаров, по его словам, находит время для того, чтобы персонально писать некоторые посты.
Внешне консервативный глава Кабмина также не пренебрегает современными средствами пиара
Боязнь толпы, а точнее, отрицательно настроенного интернет-сообщества, - главный страх украинских знаменитостей, осмелившихся выйти в бурные воды всемирного онлайн-океана, и они всеми силами избегают нелицеприятных отзывов, утверждает Качкарда.
“Очень часто, к сожалению, повторяется одна и та же ошибка - удаляются неудобные записи на “стене” или комментарии пользователей, - рассказывает эксперт. - Если селебрити все-таки решается общаться [непосредственно отвечая комментаторам в посте] в социальных сетях, то необходимо сразу решить для себя, каким образом будет реагировать на негатив. И его не стоит бояться”.
Помимо этого, среди стандартных ошибок звезд и их пресс-секретарей аналитики digital-маркетинга называют неумение правильно выстраивать тон в диалогах с подписчиками и отсутствие четкого позиционирования персоны.
Звездные авторы страничек соцсетей практически не вкладывают средств в SMM-активность, объясняют специалисты, - знаменитость пишет в онлайне самостоятельно и по остаточному принципу, не имея четкого представления о стратегии собственного пиар-продвижения. И хотя такая активность лучше, чем ничего, и даже приносит положительные результаты, продуманная и профессиональная пиар-кампания стала бы солидной составляющей успеха.
“Чем более уникальный текстово-визуальный контент можно предложить аудитории, тем большего эффекта взаимодействия с ней можно достичь”, - резюмирует Качкарда.
***
Этот материал опубликован в №51 журнала Корреспондент от 27 декабря 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.