UA
 

Корреспондент: Правильные дети. Скоро каждый сможет выбирать генетические характеристики будущего ребенка

7 марта 2013, 09:26
0
301
Корреспондент: Правильные дети. Скоро каждый сможет выбирать генетические характеристики будущего ребенка
Фото: АР
Искусственный отбор может улучшить человеческую расу

Еще немного, и достижения в медицине позволят родителям выбирать генетические характеристики будущего ребенка, а заодно избавлять его от наследственных заболеваний, - пишет Алексей Бондарев в № 8 журнала Корреспондент от 1 марта 2013 года

“Зачем стараться создать человека искусственно, если любая женщина может родить ребенка?” - вопрошает профессор Преображенский в финале Собачьего сердца Михаила Булгакова. Именно такой моралью завершает писатель рассказ о неудавшемся эксперименте по вмешательству в естественный ход вещей в природе.

100 лет спустя эту мораль можно считать устаревшей. В сегодняшней жаркой дискуссии о правомочности вмешательства в естественный процесс производства детей речь идет о значительно более высоких материях.

Подлинным козырем современной медицины является возможность генетического вмешательства в процесс рождения детей

Медицина стала настоящим соперником матушке-природе, и теперь они выступают практически на равных, говорит американский медик Питер Ларсон. Врачи умеют продлевать жизнь на десятилетия людям, которые еще 100 лет назад были бы обречены. Также медикам по силам помочь рождению детей, которые не могли бы выжить при естественном течении беременности.

А подлинным козырем современной медицины является возможность генетического вмешательства в процесс рождения детей. Технологии, которые всего несколько лет назад казались фантастикой, сегодня уже практически готовы к массовому применению.

Мир стоит на пороге решительных перемен, говорит британский социолог Уолт Сазерленд. С каждым годом соцопросы показывают, что традиционные взгляды, в том числе и религиозного характера, теряют позиции и все большее количество людей готовы прибегнуть к методам генной инженерии для того, чтобы быть уверенными, что их дети будут здоровыми.

Все большее количество людей готовы прибегнуть к методам генной инженерии для того, чтобы быть уверенными, что их дети будут здоровыми.

Растущие возможности и доступность генетических технологий могут уже в ближайшее время помочь родителям модифицировать своих еще не рожденных детей, избавляя их таким образом от наследственных заболеваний. Уже сегодня сканируют эмбрионы перед процедурой искусственного оплодотворения, с тем чтобы выбрать именно тот плод, который в наименьшей степени подвержен риску серьезных заболеваний.

Также разработан метод воздействия на ДНК будущего ребенка с помощью некоторых операций, например трансфера митохондриальной ДНК от другой женщины-донора.

Теоретически скоро каждый сможет запрограммировать свое будущее чадо таким образом, чтобы рождались только здоровые, высокие, красивые люди с высоким уровнем интеллекта, - говорит Ларсон.

Будет ли это означать, что родители дадут своим детям лучший старт в жизни? Или же “дизайнерские” дети могут столкнуться с новыми, пока еще неизведанными генетическими проблемами? И насколько важен в этой дискуссии нравственный аспект?

Теоретически скоро каждый сможет запрограммировать свое будущее чадо таким образом, чтобы рождались только здоровые, высокие, красивые люди с высоким уровнем интеллекта

“Люди уже давно занимаются генетической модификацией животных и растений, - говорит Шелдон Кримски, философ из Университета Тафтса (штат Массачусетс, США). - Но в ходе сотен тысяч подобных экспериментов мы просто выбрасывали неудачные результаты на свалку”.

С детьми так поступать нельзя, намекает ученый, в ходе недавних дебатов, проведенных с участием ведущих ученых телеканалом ABC, выступивших за запрет генетических модификаций будущих детей.

“Глупо противостоять научно-техническому прогрессу, - убежден противник таких запретов, известный американский биолог Алек Москоне. - И потом, разве вы не хотели бы быть уверенными в том, что ваш ребенок никогда не заболеет раком или туберкулезом? Разве вы не отдали бы за гарантию этого палец или даже целую руку?”

Неизведанная территория

“Что вы будете делать с результатами неудачных экспериментов?” - задал вопрос Кримски в ходе недавних телевизионных дебатов, за которыми следили сотни миллионов зрителей. И тут же добавил, что предполагать, будто сложные опыты обойдутся без ошибок, могут только полные невежды.

Последствия манипуляций генами могут быть самыми неожиданными, считает еще один сторонник запрета “дизайнерских” детей, Роберт Уинстон, профессор лондонского Империал-колледжа.

По словам Уинстона, даже самые незначительные параметры развития конкретной человеческой особи являются результатом взаимодействия множества генов. Как избежать серьезных проблем вследствие вмешательства в эту сложную и малоизведанную систему, пока неизвестно.

Последствия манипуляций генами могут быть самыми неожиданными

“Взять хотя бы рост, - говорит Кримски. - Известно, что за этот параметр отвечают как минимум 50 генов. Так что если вы хотите, чтобы ваш ребенок был высоким, вступайте в брак с партнером высокого роста”.

Сторонники генетических манипуляций, в свою очередь говорит, что родители имеют право позаботиться о здоровье и счастье своих детей. Даже если речь идет о том, чтобы наделить их генетическими чертами, которыми они, их родители, не могут наделить их естественным путем.

Медики уже научились спасать еще не рожденных детей, которые при других обстоятельствах не прошли бы естественный отбор, говорит Ларсон. Если врачи не вмешиваются, плоды, имеющие какие-то отклонения, отбраковываются при помощи механизма выкидыша, поясняет ученый. Однако миллионы таких детей рождаются ежегодно благодаря тому, что беременных женщин кладут в больницы в режим “на сохранение”.

“Мы уже давно нарушаем законы природы, сохраняя жизнь детям, которые не должны рождаться, - поясняет врач. - С этой точки зрения генетические манипуляции над еще не рожденными детьми вовсе не кажутся дикостью”.

Мы уже давно нарушаем законы природы, сохраняя жизнь детям, которые не должны рождаться

Ли Сильвер, профессор медицины из Принстонского университета, считает, что само понятие “матушка-природа” - это плохая метафора, поскольку механизм наследования - это по большому счету лотерея.

“Вы отличаетесь от сидящего рядом с вами человека примерно 1 млн точек в ДНК, - говорит Сильвер. - Большинство из этих вариаций несущественны. Но даже если вы - здоровый взрослый человек, ничтожная сотня из этого 1 млн, переданная по наследству, может привести к смертельным наследственным заболеваниям у ваших детей или внуков”.

Совершеннейшая глупость - запрещать генетические модификации из-за неуверенности в результате, считает Нита Фарахани, профессор-генетик из Университета Дьюка (штат Северная Каролина, США). По той простой причине, что обычная репродукция - так сказать, естественным путем - тоже чревата массой неопределенностей в конечном результате. “А между тем никто не собирается запрещать обычный секс”, - иронизирует Фарахани.

Доступные технологии

Сегодняшние дискуссии в основном подразумевают технологию трансфера митохондриальной ДНК - знакового достижения современной генетики.

В то время как большая часть ДНК находится внутри клеточных ядер, некоторая часть генетического кода содержится в энергетических ресурсах клеток - митохондриях.

Часть ДНК из митохондрий передается от матери к ребенку. В отдельных случаях женщины, имеющие дефекты митохондриальной ДНК, могут передать их по наследству, что приводит к возникновению у ребенка тяжелых заболеваний. Например, это одна из частых причин врожденной мышечной дистрофии.

На сегодняшний день существует технология пересадки митохондриальной ДНК от донора. Таким образом, в зачатии ребенка как бы участвуют трое родителей.

Из сперматозоида отца и яйцеклетки матери извлекают ядра, содержащие родительский ДНК (при этом митохондриальная ДНК матери с дефектами удаляется), а затем этот генетический материал помещают в здоровую яйцеклетку от другой здоровой женщины

Зачатие происходит “в пробирке”. Из сперматозоида отца и яйцеклетки матери извлекают ядра, содержащие родительский ДНК (при этом митохондриальная ДНК матери с дефектами удаляется), а затем этот генетический материал помещают в здоровую яйцеклетку от другой здоровой женщины, из которой было заранее удалено ядро.

Образовавшийся в итоге эмбрион получает генетическую информацию своих родителей плюс здоровую митохондриальную ДНК от еще одной матери-донора.

Этот метод, подразумевающий, что у ребенка будет один отец и две матери, уже успешно опробован в Великобритании, но сразу после этого его применение там законодательно запретили. Сегодня генетики пытаются добиться отмены запрета. Это единственный способ родить здорового ребенка для женщин, имеющих врожденный дефект митохондриальной ДНК, говорят они.

“Я не считаю, что необходимо одним махом разрешить любой вид генной инженерии, - подчеркивает Фарахани. - Не думаю, что общество к этому готово”.

Однако, по ее словам, следует разрешить процедуры, которые в ходе экспериментов оказались безопасными и эффективными. Замена митохондриальной ДНК определенно попала бы в их число, считает Фарахани.

Игры с митохондриальной ДНК могут оказаться опасными, - полагает он. - Пытаясь предупредить одно генетическое отклонение, мы можем спровоцировать появление других

С этой точкой зрения не согласен Уинстон. “Игры с митохондриальной ДНК могут оказаться опасными, - полагает он. - Пытаясь предупредить одно генетическое отклонение, мы можем спровоцировать появление других”.

По мнению ученого, существенная часть нынешних генетических нарушений связана с отрицательным воздействием окружающей среды, вредными привычками и нездоровым образом жизни. Стоит сначала попытаться повлиять на здоровье потомства, изменив эти факторы, отмечает ученый, а уж затем прибегать к неизведанным радикальным мерам.

И уж тем более не следует рисковать здоровьем потомства, пытаясь повысить интеллект ребенка или выбирая ему цвет глаз.

Впрочем, Сильвер уверен, что его оппоненты преувеличивают опасность.

“Большинство нормальных родителей все-таки будут прибегать к методам генетической модификации лишь для того, чтобы позаботиться о здоровье своего будущего малыша”, - убежден ученый.

Начало новой эры

На самом деле мы снова говорим о той самой евгенике, науке о генетической селекции для блага человечества, которая вошла в моду в конце XIX века и затем была запятнана нацистскими экспериментами, говорит Ларсон.

Попытка легализовать возможность наделять потомство желаемыми чертами - это прямое наследие нацистского мышления

Искусственный отбор может улучшить человеческую расу, так считали и считают сторонники евгеники. Генетически модифицированные дети - это развитие тех же самых принципов, полагает Уинстон. Он и его сторонники не стесняются открыто говорить о том, что попытка легализовать возможность наделять потомство желаемыми чертами - это прямое наследие нацистского мышления.

Их оппоненты возражают, ссылаясь на то, что, во-первых, евгеника была придумана задолго до нацизма и является прямым следствием общественного признания теории эволюции Чарльза Дарвина, а во-вторых, контроль рождаемости, к которому прибегают власти многих стран, - значительно более аморальное явление.

Фарахани и вовсе призывает прекратить разговоры о запретах, попросту обратившись к здравому смыслу. “Как можно воплотить в жизнь запрет генетических модификаций? - спрашивает она. - Неужели сторонники запрета потребуют, чтобы всех без исключения новорожденных младенцев ждала генетическая экспертиза на предмет того, являются ли они продуктом экспериментов?” 

***

Этот материал опубликован в №8 журнала Корреспондент от 1 марта 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: генетикамедицинадетижурнал Корреспондент
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...