Опальный российский бизнесмен Борис Березовский предоставил газете "Сегодня" расшифровки фрагментов аудиозаписей, якобы сделанных Николаем Мельниченко в кабинете Леонида Кучмы, касающиеся дела об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе.
Расшифровки 14-ти из 16-ти фрагментов "пленок Мельниченко" Борис Березовский переслал изданию по электронной почте.
Еще два эпизода, по словам Березовского, его Фонд гражданских свобод пока расшифровывает, и там записаны разговоры Кучмы о Гонгадзе с некими представителями нынешней власти. Содержание этих записей фонд намерен опубликовать в ближайшее время.
Газета "Сегодня" решила не публиковать полученные расшифровки полностью, поскольку не имеет доказательств их подлинности, однако опубликовала краткое описание содержания фрагментов записей.
1. Разговор Кучмы с Вячеславом Пиховшеком, телеведущим. 24 марта 2000 года. Обсуждаются вопросы о "пиаре" Президента Кучмы. Имя Гонгадзе упоминается голосом, похожим на Пиховшека, как пример журналиста, который критикует Президента.
2. Разговор Кучмы с Леонидом Деркачом, главой СБУ. 10 мая 2000 года. Голос, похожий на Кучму, спрашивает у Деркача про какую-то информацию о Гонгадзе. Голос, похожий на Деркача, обещает разобраться и доложить через час.
3. Разговор Кучмы с Александром Зинченко, председателем парламентского комитета по свободе слова и печати. 14 мая 2000 года. Голос, погожий на Кучму, жалуется Зинченко (тогда он был одним из лидеров прокучмовского большинства в парламенте) на оппозиционных журналистов, в том числе и на "грузина этого". Голос, погожий на Зинченко, напоминает фамилию - Гонгадзе. Далее голос, похожий на Кучму, крепко матерится и принимается обсуждать с голосом, похожим на Зинченко, вопрос - как бы заманить известных украинских журналистов в провластный лагерь.
4. Разговор Кучмы с Пиховшеком. 12 июня 2000 года. Голос, похожий на Кучму, говорит, что за какими-то статьями в "Независимой газете" стоит Гонгадзе, и сообщил, что сейчас проверяют, кто его финансирует.
5. Разговор Кучмы с Деркачом. 12 июня 2000 года. Голос, похожий на Деркача, докладывает Кучме, что за статьей о том, что сын Деркача Андрей - будущий украинский Путин (по информации "Сегодня", именно эта статья была опубликована в российской "Независимой газете", - ред.) стоит именно Гонгадзе. Причем деньги ему давал Бродский (судя по всему, имеется в виду Михаил Бродский - лидер партии "Яблуко", в то время близкий к объединенным социал-демократам Медведчуку и Суркису, - прим. "Сегодня"). Голос, похожий на Кучму, предполагает, что некий Гриша (вероятно, имеется в виду Григорий Суркис. - прим. "Сегодня") финансирует газету Гонгадзе и призывает Деркача разобраться с журналистом. Голос, похожий на Деркача, говорит, что поставит на место Гонгадзе.
6. Разговор Кучмы с Деркачом. 22 июня 2000 года. Разговор все о том же - кто финансирует Гонгадзе. Голос, похожий на Кучму, спрашивает - устраивать ли ему разнос Медведчуку за то, что тот финансирует через Бродского Гонгадзе. Голос, похожий на Деркача, просит с этим повременить немного.
7. Разговор Кучмы с Юрием Кравченко, министром внутренних дел. 3 июля 2000 года. Широко известный эпизод - голос, похожий на Кучму, рассказывает Кравченко, какой плохой человек Гонгадзе и что какой-то Володя советует отдать Гонгадзе чеченцам.
8. Разговор Кучмы c Владимиром Литвином, главой Администрации Президента. 3 июля 2000 года. Голос, похожий на Кучму, спрашивает у Литвина, когда тот будет решать, что делать с Гонгадзе. Голос, похожий на Литвина, отвечает, что ему: "дело нужно".
9. Разговор Кучмы c не идентифицированным собеседником, сразу вслед за разговором по селектору с Литвиным. 3 июля 2000 года. Голос, похожий на Кучму, ругает Гонгадзе и призывает собеседника депортировать Гонгадзе в Грузию.
10. Разговор Кучмы с Деркачом. 3 июля 2000 года. Голос, похожий на Деркача, докладывает Кучме, что Служба безопасности прослушивает по всем каналам Гонгадзе и выявляет все его связи. В каком-то непонятном контексте им упомянуто имя и отчество Марчука Евгения Кирилловича (тогда - секретаря Совета нацбезопасности и обороны).
11. Разговор Кучмы с Михаилом Потебенько, генеральным прокурором Украины. 3 июля 2000 года. Голос, похожий на Кучму, рассказывает, какие плохие вещи про него пишут на "Украинской правде" (интернет-газета Гонгадзе).
12. Разговор Кучмы с Кравченко. 10 июля 2000 года. Голос, похожий на Кучму, снова призывает "вывезти и выкинуть, отдать чеченцам" Гонгадзе. Голос, похожий на Кравченко, докладывает, что сделает все так, как положено, а также сообщает, что МВД ведет наблюдение за журналистом, и говорит про своих "орлов", которые сделают все, что хочешь.
13. Из разговора Кучмы с Кравченко. 30 августа 2000 года. Голос, похожий на Кучму, снова спрашивает про Гонгадзе. Голос, похожий на Кравченко, говорит, что в ближайшие пару дней "будет решено, как оно получится".
14. Разговор Кучмы с Кравченко. 11 сентября 2000 года. Первым делом голос, похожий на Кучму, спрашивает о Гонгадзе. Голос, похожий на Кравченко говорит, что связывался с наружным наблюдением и хочет изучить контакты журналиста.
По материалам "Сегодня".
Как сообщал Корреспондент.net, бывший президентский охранник Николай Мельниченко обратился в Службу безопасности Украины с заявлением о том, что опальный российский бизнесмен Борис Березовский якобы намерен использовать фрагменты записей разговоров в кабинете Кучмы для давления на новую украинскую власть.
При этом Мельниченко заявил, что никогда не передавал Березовскому и его людям копии своих записей. Однако Мельниченко допускает, что у Березовского действительно могут находиться "какие-то похожие копии записей", но не может подтвердить, что это действительно копии фрагментов записей в кабинете Кучмы или их копии, и что эти аудиоматериалы не были кем-то смонтированы или с ними не проводились какие-то манипуляции.
В интервью "Сегодня" Березовский заявил, что не намерен вступать в полемику с Мельниченко и собирается обнародовать все записи разговоров Кучмы, которые он получил от главы следственной комиссии в Верховной Раде прошлого созыва Александра Жира. Он также отметил, что Мельниченко боится новой украинской власти, которая, по мнению Березовского, не заинтересована в раскрытии "дела Гонгадзе".
Комментарий газете дал также упоминавшийся в заявлении Мельниченко бывший депутат Верховной Рады Александр Жир, который заявил, что прослушивание в кабинете Кучмы было спецоперацией с участием третьих стран и украинских политиков. Действия Мельниченко он расценил как попытку "обелить себя и очернить других".