Фото: 4kino.ru
Киевский суд признал цветную версию В бой идут одни старики незаконной
Госфильмофонд, в архивном хранилище которого находится черно-белый оригинал картины Леонида Быкова В бой идут одни старики, не давал разрешения на колоризацию картины.
Об этом сообщил РИА Новости первый заместитель генерального директора Госфильмофонда Владимир Дмитриев.
Ранее дочь украинского режиссера Леонида Быкова Марьяна Быкова рассказала изданию Телекритика о том, что 16 мая 2011 года признал незаконной колоризацию фильма В бой идут одни старики. Истцом выступала сама Быкова.
Как рассказал адвокат Быковой Иван Картавый, колоризацию картины провела украинская компания Trade Entertainment.
"Согласно нашему законодательству, да и в Европе и России тоже есть такая практика, сначала получают разрешение от соавторов разного рода, режиссеров и так далее. Этого сделано не было. Trade Entertainment просто решила заработать деньги на колоризации", - отметил он.
По словам адвоката, Быков считал, что лента должна быть только в черно-белой пленке, поскольку использовались кадры черно-белой военной хроники. В свое время он полностью переделывал сценарий.
"Зная принципиальную позицию Марьяны Быковой, как правопреемницы, и всей его семьи, Trade Entertainment решила ее обойти, сделать колоризацию, не спрашивая разрешения", - предположил Картавый.
Таким образом, как отмечает РИА Новости, на территории Украины должны изъять из продажи и уничтожить все копии колоризованной версии. Адвокаты также подали иски в суд на украинские телеканалы, которые транслировали фильм в цвете.
Вместе с тем компания Trade Entertainment, которая занималась колоризацией, настаивает на том, что все необходимые разрешения министерства культуры были получены, и намерена подать апелляцию. Продюсер колоризации Марина Лопатенок сообщила украинскому телеканалу 1+1, что права на картину принадлежат не дочери режиссера, а московскому Госфильмофонду, который дал все разрешения.
Со своей стороны, гендиректор Госфильмофонда Владимир Дмитриев рассказал РИА Новости, что к Госфильмофонду студия не обращалась, а основной правообладатель фильма - это киевская киностудия имени Довженко, где он был снят.
"В нашем ведении находится оригинальный черно-белый негатив и фотограмма к фильму", - сказал он.
Сам Дмитриев считает, что трогать оригинал нельзя, а право распоряжаться картиной остается за студией - правда, заручившись и согласием родственников.
"Подобного рода мероприятия можно осуществлять только с разрешения правовладельцев - будь то киностудия или родственники", - считает собеседник агентства.
Как пояснил Дмитриев, "раскрашивание должно быть только с разрешения родственников", поскольку оно может исказить авторский замысел - а это недопустимо.
За последние годы цветными стали такие классические картины советского кинематографа, как Волга-Волга, Подкидыш, Веселые ребята, Офицеры, Весна на Заречной улице. Колоризация черно-белых лент вызывает ожесточенные споры: одни видят в ней естественное следование требованиям эпохи, тогда как другие считают, что она искажает авторский замысел.