О фанатичной любви Донбасса к футбольному клубу Шахтер уже делают фильмы - немецкий режиссер снял двухчасовую документальную ленту, которой собирается удивить мир.
Из-за подростковой худобы немецкого режиссера Якоба Пройсса донецкие шахтеры прозвали "сухим пряником". Но прозвище это не обидное, а вполне дружеское: во время съемок своего полнометражного документального дебюта Иной Челси - о фанатичной любви жителей Донбасса к донецкому футбольному клубу Шахтер - свободно говорящий по-русски Пройсс стал для украинцев практически своим.
Работая над фильмом, он часто приезжал на Донбасс, вместе с местными жителями ел, пил, танцевал, спускался с шахтерами в забой. В результате вышел документальный фильм, который уже называют одним из самых честных рассказов об Украине, а точнее - о восточном ее регионе. Пройсс уже продемонстрировал ленту на открытии Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA в Киеве - после просмотра зал несколько минут аплодировал стоя.
Летом 2011-го Иной Челси покажут на втором немецком телеканале, ZDF. Права на показ картины также купило ТВ Финляндии, Израиля и Швеции. Фильм уже видели в Германии, где он получил награду кинофестиваля Max Ophüls Preis, а также в Чехии, Нидерландах, Италии и Украине, приглашают в Россию и Польшу.
В результате вышел документальный фильм, который уже называют одним из самых честных рассказов об Украине, а точнее - о восточном ее регионе.
Пройсс занялся режиссурой после изучения права в парижской Сорбонне и европеистики в Варшавском университете. Затем была работа наблюдателем на выборах - именно в этой роли он оказался на Донбассе в 2004-м, во время президентской кампании в Украине. А спустя три года снова наведался в эти края - для съемок фильма.
Получилась социальная и одновременно светлая и достаточно ироничная лента, главными героями которой стали шахтер Саша и секретарь местного горсовета Николай Левченко.
И в картине, и в жизни Саша любит команду за игру, а чиновник - за то, что она повышает рейтинг Партии регионов. "Игра Шахтера - это то, что можно сравнить с алкоголем или женщиной, - откровенничает в фильме Левченко. - Политически это очень важно". Во время съемок в его кабинете портрет Иосифа Сталина висит рядом с иконами. А сам секретарь рассказывает о своем "не вполне законном бизнесе" и на рабочем месте подбирает эксклюзивные шторы для собственного коттеджа.
Получилась социальная и одновременно светлая и достаточно ироничная лента, главными героями которой стали шахтер Саша и секретарь местного горсовета Николай Левченко.
Позже чиновник пожалел, что снимался в картине, и заявил: Пройсс многие его фразы использовал некорректно. Впрочем, на карьеру Левченко это не повлияло. Хотя портрет Сталина, по словам режиссера, из его кабинета исчез.
Об этом и многих других перипетиях, связанных со съемками фильма, Пройсс рассказал в интервью Корреспонденту.
- Почему Вы выбрали украинскую тему для фильма?
- Мне давно хотелось сделать что-то на постсоветском пространстве. Началось с того, что я был наблюдателем на выборах на Донбассе. Ранее я ничего не знал о нем, о Восточной Украине. Этот регион мне показался интересным.
Тогда я понял, что этот стадион - очень хорошее зеркало общества.
Я случайно встретил на стадионе шахтера Сашу, который болеет за Шахтер. Одновременно познакомился с местным чиновником Николаем Левченко, который тоже ходил смотреть футбол на городском стадионе. Тогда я понял, что этот стадион - очень хорошее зеркало общества. Ведь именно там можно встретить и шахтеров, и мажоров, и того же Рината Ахметова. У меня родилась идея снять об этом фильм. Но фильм не столько о футболе, сколько о жизни и контрастах общества.
- Почему такое название - Иной Челси?
- Мы решили провести параллель между английским клубом Челси и украинским Шахтером, чтобы в других странах было понятно, что такое Шахтер. Челси принадлежит Роману Абрамовичу, Шахтер - Ринату Ахметову. Становится понятно, что Ахметов - это такой местный Абрамович.
Ахметов - это такой местный Абрамович.
Хотя, конечно, между Ахметовым и Абрамовичем есть существенная разница. Ахметов инвестировал в клуб родного города, и за это его многие уважают, тогда как Абрамович вложил деньги в чужую для него команду, и отношение к нему у англичан иное.
- Часть украинской команды фильма попросила не упоминать их имена в титрах. Карьере этих людей что-то может угрожать?
- Сложно сказать. Я не собирал в этом фильме компромат на кого-то. Я просто показал то, что говорили мне мои главные герои. Но, конечно же, в нем можно увидеть иронию по отношению к политическим элитам Донбасса. Из фильма видно, что секретарь Донецкого горсовета Левченко - это пример всеукраинского явления безответственности руководства, которое, жонглируя популистскими лозунгами, работает в основном на себя.
Левченко - это пример всеукраинского явления безответственности руководства, которое, жонглируя популистскими лозунгами, работает в основном на себя
Если говорить об угрозах… Я не живу в Украине и потому не настолько переживаю по этому поводу, как могут мои герои либо люди из съемочной группы. Хотя в Германии знакомые советовали мне не ехать сюда на презентацию картины. В их понимании здесь "все страшно". Не стану утверждать, что они совсем не правы.
- Шахтеры, которые снимались в фильме, тоже волнуются?
- Не волнуются. Шахтерам нечего терять. Разве можно их напугать увольнением с работы, за которую они получают $ 200 в месяц и каждый день рискуют жизнью? Нет, скорее переживают молодые ребята из Киева, которые боятся, что фильм вызовет скандал и они останутся без работы. Например, один из операторов, который был в группе, сейчас работает на телеканале Украина [принадлежит Ахметову]. После показа фильма он не вышел на сцену. И это грустно. Он мог бы гордиться своей художественной работой.
- Украинские телеканалы интересовались фильмом?
- Интересовались. Но, думаю, в первую очередь фильм нужно предлагать телеканалу Украина, чтобы никто не сказал: "Вот видите: это политический заказ оранжевых против сине-голубых". Я не знаю Рината Ахметова лично, но мне кажется, он достаточно интеллигентный человек, чтобы понимать: этот фильм не против него. Кроме того, он постоянно подчеркивает, что выступает за прозрачность и западные ценности. Если это действительно так, пускай покажет фильм, в котором есть несколько критических моментов, касающихся его и партии, членом которой он является.
- О чем будет Ваш следующий фильм?
- Я убежденный сторонник идеи Европейского союза. Но, когда я смотрю на его нынешние границы, мне кажется, что они лишь незначительно расширились на север и юг, но при этом остались такими же тяжелыми для пересечения многими народами.
В первую очередь фильм нужно предлагать телеканалу Украина, чтобы никто не сказал: "Вот видите: это политический заказ оранжевых против сине-голубых".
Чем можно оправдать то, что люди погибают на этих границах? Почему Европа, по которой я могу так свободно передвигаться, для многих превратилась в недоступную крепость? В будущем фильме я хочу совершить небольшое путешествие-медитацию по границам ЕС и задаться вопросом: та ли это Европа, которую я хотел видеть?
Также я планирую снять фильм о русскоязычном населении Израиля. В этой стране сохранился своего рода советский микрокосмос. Около 1 млн человек в Израиле говорят на русском языке! Эти люди отмечают День Победы, поют советские песни. О них я и хочу рассказать.
Автор - Татьяна Харченко
***
Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 8 апреля 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.