Советский Союз впился в Украину сильнее, чем кажется на первый взгляд.
Совок, одетый по-европейски и говорящий по-английски, гораздо опаснее красных звёзд и памятников Ленину, пишет Дмитрий Слинько, заместитель главного редактора журнала Корреспондент, в колонке, опубликованной в №3-4 издания от 30 января 2015 года.
Жёлто-голубую надпись Слава Україні окружают три красные звезды, два серпа с молотами и одинокий трезубец. Это не очередная инсталляция модного художника из Мистецького арсеналу. Барельеф красуется на плотине речушки Остёр в Черниговской области. Изначально бетонную стену украшала надпись Слава КПСС, но независимость Украины потребовала ребрендинга. Несмотря на свою абсурдность, получившаяся композиция как нельзя лучше отражает современную Украину. Советский Союз не умер в 1991-м, а успешно мимикрировал под новые реалии.
Рассадник пресловутого совка вовсе не Донбасс, как утверждают горячие головы в соцсетях. Его носители вовсе не нафталинные чиновники, начинавшие карьеру в райкомах и обкомах. Совок проник в души людей, никогда не живших при СССР, укрепился в городах, которые отнюдь не считаются советскими, и даже научился говорить на английском.
В этом я убедился осенью 2013-го, когда меня пригласили на международный туристический форум. Там мне довелось быть членом жюри молодёжного конкурса. Его участники, студенты украинских вузов, должны были представить проект в области туризма на английском языке. Евромайдан тогда только начинался, память о Евро-2012 ещё не остыла, и страна всерьёз питала надежды на зарубежных гостей.
Победители получали путёвку на зарубежный тренинг, поэтому участники старались изо всех сил. Среди выступавших резко выделялся один студент львовского вуза, и не только своим китайским происхождением. Я долго не мог понять, что отличает его выступление от других, ведь уровень английского у всех участников был одинаково неплохим.
Ответ оказался всё тем же — совок. Казалось бы, юноши и девушки родились в конце 1990-х и должны знать об СССР только по рассказам родителей. Да и форум происходил во Львове — далеко не самом советском городе Украины. Но не тут-то было. В презентациях постоянно проскакивали казённые речевые обороты, неведомые жителям Туманного Альбиона, но знакомые школьникам эпохи железного занавеса. К тому же юные создания вели себя скованно, как будто выступали на партсобрании.
Китаец, в отличие от них, постоянно улыбался, ходил по залу, вставлял шутливые реплики, да и вообще всячески привлекал аудиторию. В графе Качество презентации ему единственному я поставил высший балл.
«Первое впечатление может решить всё дело», — политкорректно резюмировал председатель жюри, пожилой британец. Известный отечественный чиновник в нашумевшем некогда ролике на YouТube донёс эту мысль проще и понятнее: «У тебя скучное лицо, тебе никто денег не даст».
Конечно, совок более заметен в индустриальных регионах, где в заводских многотиражках печатаются стихотворные оды «красному директору», а памятник Ленину стоит на одноимённой улице. Но это лишь вершина айсберга.
Совок — это когда не от души, когда для галочки, в рамках ГОСТа. Он превращает живого человека в бетонную девушку с веслом
Совок является современному украинцу с самого детства. На детсадовском утреннике, сценарий которого почти не менялся со времён деда Панаса, легендарного ведущего телепрограммы На добраніч, діти. В фольклорном фестивале с названием в стиле Нехай квітне…, по унылости соревнующемся с первомайским митингом. Совок — это когда не от души, когда для галочки, в рамках ГОСТа. Он превращает живого человека в бетонную девушку с веслом. И поэтому, стремясь в Европейский союз, прежде всего надо проститься с Союзом Советским.
Ведь норвежцы от вступления в ЕС отказались и Азией от этого не стали. И наоборот: новые «европейские» номера украинских машин автоматически не сделают их водителей европейцами. Да и вообще, Украине с её острым вопросом децентрализации и региональных противоречий куда больше подошёл бы опыт США. На номерных знаках каждого штата американцы пишут слоган, отражающий то, чем отличается этот штат от других и чем гордятся его жители. Аляска — Последний рубеж, Колорадо — Штат Большого каньона, Западная Вирджиния — Дикая, прекрасная. Решились бы херсонские власти на креативные номерные знаки с арбузами?
Каждый упавший памятник Ленину отнюдь не приближает крах Советского Союза. Напротив, ленинопад превратился в соцсоревнование: поставьте нам галочку, передаём эстафету соседнему району. Изваяния вождя — это, бесспорно, совок. Но и одинаковые пустые постаменты не добавят городам новой идентичности и нового смысла.
Избавиться от вождя изящно, отличаясь от других, додумались немногие. Лично мне известен один случай. В городке Сумской области, который некогда славился художественным ткачеством, пустующий постамент разрисовали традиционным местным узором. Получился неплохой по местным меркам арт-объект. Совка в городке, конечно, по-прежнему хватает. Но ведь любая дорога начинается с первого шага.
***
Этот материал опубликован в №3-4 журнала Корреспондент от 30 января 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.