Война вмешалась в футбол, изменив привычную жизнь донецких и луганских клубов.
Испытания переездом, кочевой жизнью и экономическим спадом приглушают старые и зажигают новые звёзды национального чемпионата, пишет Юлиана Скибицкая в №29 журнала Корреспондент от 24 июля 2015 года.
На стадионе в селе Демидов под Киевом несколько десятков человек гоняют мяч. Если бы не одинаковая для всех белая форма донецкого клуба Олимпик, футболистов можно было бы принять за дворовых пацанов — они дурачатся, пока не началась тренировка, и соревнуются в мастерстве владения мячом.
«Аккуратнее!», — предупреждает об опасности один из них, смуглый легионер, когда в сторону Корреспондента летит круглый снаряд. «Надеюсь, вы не обиделись», — добавляет он с улыбкой.
Игроки донецкой команды бодры, веселы и в прекрасной спортивной форме, несмотря на трудности, с которыми ей недавно пришлось столкнуться. Олимпик — один из четырёх клубов, вынужденных в прошлом году переехать с оккупированных территорий Донбасса.
В Премьер-лиге кроме него остались донецкий Шахтёр и луганская Заря. А Металлург (Донецк), земляк Шахты и Олимпика, в этом году приказал долго жить. Владельцы клуба официально заявили о банкротстве своего детища и ликвидации клуба, часть которого, по одной из версий развития событий, сольётся с днепродзержинской Сталью.
Закрытие Металлурга, трижды бронзового призёра чемпионата Украины, не стало неожиданностью. Экономическая ситуация в стране заставляет всех туго затягивать пояса, и Сергей Тарута, владелец МетаДона, как называли клуб в среде болельщиков, тоже не стал исключением.
Но причина может быть не только в финансовом голоде, отмечает заслуженный тренер Украины Сергей Морозов. По его словам, вынужденные переезды выдержать сумели не все: колоссальный стресс также мог стать одной из причин закрытия клуба, сменившего Донецк на Днепродзержинск.
Экс-динамовец Андрей Несмачный пессимистично прогнозирует, что судьбу Металлурга могут повторить ещё парочка украинских клубов, а переселенцы так и не смогут привыкнуть к постоянным метаниям от базы к базе. И это в очередной раз скажется на результатах не только их, но и в целом чемпионата.
Однако некоторые клубы-переселенцы из высшей лиги скорее опровергают, чем подтверждают мрачный прогноз, зубами держась за свои места в турнирной таблице. Если для Шахтёра, уступившего в минувшем чемпионате футбольный олимп Динамо, серебро — больше поражение, чем победа, то его коллеги по донбасскому несчастью даже улучшили свои позиции. Заря скакнула с седьмого на четвёртое место и пробилась в еврокубковую зону, а Олимпик мало того что попал в этом сезоне в высшую лигу, так ещё и вопреки скептическим прогнозам удержался в ней на восьмой позиции.
«Нынешнее положение дел [в стране] поменяется ещё не скоро — в клубах это тоже понимают, — отмечает Морозов. — И футболистам всё равно придется учиться играть постоянно в гостях».
Перекати поле
Хотя Олимпик часто тренируется на базе в Демидове, это не постоянное место его дислокации. Гости из Донецка, пока не ставшие нигде хозяевами, вынуждены кочевать с базы на базу – в такой ситуации сегодня все клубы, выехавшие из зоны АТО.
«Своя база у нас есть только в Донецке, — говорит тренер Олимпика Роман Санжар, присаживаясь на трибуну и поглядывая на своих разминающихся подопечных. — Тренируемся по переменке — то в Киеве, то в Борисполе, то здесь, в Демидове».
Олимпик, к слову, единственная команда в стране, где действующий президент Владислав Гельзин ещё и играет за клуб в качестве нападающего. Он, как и Санжар, коренной дончанин.
Прошлый год для их клуба стал дебютным в Премьер-лиге и, по иронии судьбы, самым тяжёлым. И пусть Киев, по словам Санжара, встретил переселенцев радушно, как дома команда себя так и не почувствовала. Скорее всего, в нынешнем чемпионате ничего не поменяется, предполагает Санжар.
Главное, на что жалуются переехавшие клубы, – это потеря мощной поддержки болельщиков на чужой территории
Главное, на что жалуются переехавшие клубы, – это потеря мощной поддержки болельщиков на чужой территории. В меньшей степени данная проблема коснулась Олимпика, и так не избалованного фанатской любовью, тем более что в Киеве он успел обрести пускай и немногочисленных поклонников.
А вот для Шахтёра отсутствие привычной Донбасс-Арены, забитой фанатами, действительно стало серьёзным психологическим ударом.
«В Донецке на болельщиков была монополия у Шахтёра, — подчеркивает Санжар. — Даже Металлург, который был известным и показывал хорошую игру, не был обласкан фанами».
После домашних игр на новом месте футболисты Шахтёра неоднократно эмоционально высказывались за уход из Львова
Львовские болельщики искренне Шахту так и не полюбили, хоть горняки и привезли им ранее не виданные еврокубковые матчи. После домашних игр на новом месте футболисты Шахтёра неоднократно эмоционально высказывались за уход из Львова.
«Вы знаете, когда 12-летний мальчик с трибун показывает мне неприличные жесты, невозможно играть, — посетовал полузащитник команды Тарас Степаненко после схватки с Днепром. —Шахтёр должен переехать из Львова».
А скандал с баннером Геть зі Львова!, который вывесили на одной из игр львовские ультрас, едва не привёл к тому, что клуб бесповоротно решил покинуть столицу Западной Украины.
Гендиректор команды Сергей Палкин охладил эмоции своих подопечных, и пока команда остаётся в негостеприимном Львове, но слухи о её отъезде не утихают.
«Не хочу обижать никого, но, если бы Шахтёр играл дома на Донбасс-Арене, расклад в чемпионате мог бы быть другим, — осторожно предполагает Морозов. — Клуб, который привык к бешеной любви фанатов, столкнулся с огромной проблемой их отсутствия. Это и стало одной из главных причин второго места».
Олимпику до уровня Шахтёра далеко, но клуб пока на это и не претендует. Задача на этот сезон — как минимум не упасть ниже восьмой строчки в турнирной таблице.
«Мы не хотим плакаться, как нам тяжело и какие мы бедные. Нужно закатать рукава и делать свою работу», — демонстрирует боевое настроение Санжар.
С позицией донецкого тренера солидарен луганчанин Никита Каменюка, капитан луганской Зари. Из родного города клуб перебрался в Запорожье, где достиг высоких результатов, закрепившись на четвёртом месте. Клуб подскочил сразу на три позиции вверх с седьмой строчки и зашёл в еврокубковую зону. Первый европейский матч в этом году Заря проведёт уже на днях в Киеве, а украинский чемпионат продолжит в Запорожье.
«Поначалу были проблемы в бытовом плане, не могли найти квартиры, поселиться. Сейчас с этим легче, — рассказывает Каменюка. — Но мне как луганчанину хотелось бы находиться дома, в родных стенах».
О том, бывает ли он на родине, Каменюка говорит неохотно — тема слишком болезненна для обсуждения. Там у него, как и у многих других игроков, остались родные и близкие.
Пресс-атташе Зари Павел Козырев нахваливает оказавшееся для клуба гостеприимным Запорожье. И город красивый, и люди отзывчивые
Зато никогда не унывающий пресс-атташе Зари Павел Козырев нахваливает оказавшееся для клуба гостеприимным Запорожье. И город красивый, и люди отзывчивые, восторгается он. Капитан команды более сдержан, но и он согласен, что луганчанам повезло с местом.
«В футбольном плане нас все устраивает — и поля, и база», — уверяет Козырев.
Со своими запорожскими конкурентами, командой Металлург, футболисты, правда, не дружат, но и не конфликтуют. В отличие от Шахтёра, у которого со львовскими Карпатами порой складывались натянутые отношения.
К тому же у Зари уже появились преданные фаны на новом месте — это переселенцы из Луганска, которые теперь не пропускают матчи любимой команды. А таких людей в Запорожье много — город входит в число лидеров по количеству зарегистрированных переселенцев, опережая Киев и Львов.
«И конечно, у нас есть ультрас. Они всегда с нами и приходят на каждый матч», — говорит Каменюка.
При этом количество болельщиков по сравнению с началом года не увеличилось. Запорожские фаны хоть луганчан и не обижают, но преданность хранят родному Металлургу.
Шанс на победу
Война и экономический кризис уже скорректировали состояние украинского футбола по своим законам, и эти изменения продолжатся, полагают эксперты. Клубы-переселенцы так и не смогут привыкнуть к кочевому образу жизни, и это в любом случае скажется на игре.
Эксперт: Шахтёр всегда будет только донецким. Заря или Олимпик могут стать больше украинскими командами, но Шахтёр нет. И пока он не вернётся в Донецк, клубу будет сложно прийти к довоенному уровню
«Если брать, например, Шахтёр, то он всегда будет только донецким, — считает Морозов. — Заря или Олимпик могут стать больше украинскими командами, но Шахтёр нет. И пока он не вернётся в Донецк, клубу будет сложно прийти к довоенному уровню».
Понятие родных стен и поддержка фанов – главные атрибуты, помогающие футболистам забивать голы на последних секундах и играть на одном дыхании. Жизнь на чемоданах приводит к тому, что атмосфера в клубе разлаживается, объясняет Морозов. Футболисты и тренеры становятся раздражительными, вспыхивают стычки. Это тоже в итоге сказывается на результатах, в том числе и еврокубковых.
Определённый феномен Зари футбольные аналитики объясняют быстрой адаптацией команды, где собственно луганчан мало
Определённый феномен Зари футбольные аналитики объясняют быстрой адаптацией команды, где собственно луганчан мало — например, меньше, чем дончан в Шахте. Морозов даже уверен, что в этом сезоне Заря вместе с полтавской Ворсклой могут включиться в битву с неизменной тройкой лидеров — Шахтёром, Динамо и Днепром.
Несмачный не рискует прогнозировать, как распределится украинская еврокубковая пятёрка. По его словам, намного важнее понимать, сколько команд вообще останется в национальном чемпионате.
«Все мы понимаем, что футбол становится всё более затратным. И далеко не все владельцы клубов продолжат их содержать», — уверен футболист.
В свете войны и кризиса легионеры всё чаще уезжают из страны. А новые игроки не всегда рискуют заходить в клуб, чья судьба в любой момент может круто поменяться
Санжар, чья команда на первые места пока не претендует, считает, что нынешнее положение вещей ударит в первую очередь по грандам. В свете войны и кризиса легионеры всё чаще уезжают из страны. А новые игроки не всегда рискуют заходить в клуб, чья судьба в любой момент может круто поменяться.
Так, начало прошлого года испугало иностранцев. Сразу пять легионеров совершили демарш из одесского Черноморца, и клуб пошёл им навстречу, понимая ситуацию в стране. Из Зари ушел нападающий из Кот-д'Ивуара Янник Боли, а в харьковский Металлист наотрез отказался ехать аргентинец Себастьян Бланко.
«Всё это приводит к тому, что престижность украинского чемпионата будет падать», - сетует тренер.
Но его экс-коллега Морозов предлагает не унывать и находить плюсы в сложившейся ситуации. Во-первых, клубов, которые стабильно зарабатывали на перепродаже легионеров, кроме Шахтера, в Украине и нет, подчеркивает он. Во-вторых, отток легионеров даст шанс молодым ребятам, вынужденным просиживать на скамье запасных, — в перспективе они смогут усилить сборную.
Если молодёжь сможет постоянно играть в чемпионате, это серьёзно повысит потенциал нашей сборной, которая нуждается в свежей крови
Если молодёжь сможет постоянно играть в чемпионате, это серьёзно повысит потенциал нашей сборной, которая нуждается в свежей крови. Тем более молодёжные сборные Украины Ю-17 и Ю-19 уже показывают хорошие результаты.
Сами футболисты пока хотят просто играть и радовать своих болельщиков голами и результатами. О политике они говорить не желают — она и так слишком повлияла футбол.
«Мы играем в первую очередь для тех луганчан, которые не могут ходить на наши матчи, но искренне болеют и переживают за нас», — заключает Каменюка.
***
Этот материал опубликован в №29 журнала Корреспондент от 24 июля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.