Украинские политики вынуждают Президента ввести на востоке страны военное положение. Корреспондент изучил, что это принесёт жителям региона и почему Пётр Порошенко не идёт на поводу у депутатов.
Cовет национальной безопасности и обороны Украины, заседавший 16 мая, должен был одобрить ряд решений по выходу из конфликта на востоке. Часть их, которые в прессе окрестили “мирным планом Порошенко”, была принята: Кабинету Министров приказано в одностороннем порядке демаркировать границу с Россией и восстановить контроль над кордоном, прекратить сотрудничество с РФ в сфере военно-промышленного комплекса, подать законопроект о децентрализации власти, пророссийским боевикам предоставить возможность покинуть территорию Донбасса и временно прекратить огонь в регионе.
Но решение о введении военного положения в восточных областях принято так и не было, хотя призывы пойти на такой шаг звучат с самого начала проведения антитеррористической операции.
Вводить или не вводить
“Я говорил об этом ещё два месяца назад, — делится с Корреспондентом бывший министр обороны Игорь Тенюх. — Идёт война, которая началась ещё в феврале. Любое затягивание будет ухудшать ситуацию. Если бы ввели военное положение на 30 дней в самом начале конфликта, мы бы за это время уничтожили все незаконные формирования террористов”.
После гибели в Луганске самолёта Ил-76 с 49 украинскими военными на борту требования ввести военное положение зазвучали громче и чаще.
Против этого пока выступает силовой блок правительства. С его подачи с началом боевых действий на востоке парламент принял несколько нормативных актов, которые де-факто обеспечивают функционирование военного положения в Луганской и Донецкой областях. Например, закон о частичной мобилизации, закон об изъятии транспортных средств на нужды армии.
“АТО позволяет вводить всё то, что вводится во время военного положения, за исключением некоторых моментов, например комендантского часа. Но как можно его ввести на территории Славянска?” — говорит первый вице-премьер правительства Виталий Ярема.
Не спешить с решениями власть призывают чиновники неспокойного региона. Жители восточных областей и так оказались в непростой ситуации, а введение военного положения может привести к гуманитарной катастрофе, уверен мэр Донецка Александр Лукьянченко.
Кто за — так это народные депутаты независимо от политической принадлежности.
“Это дало бы возможность ввести на территориях Донецкой и Луганской областей комендантский час. Также нужно усилить информационную оборону”, — считает член комитета Рады по нацбезопасности и обороне, экс-регионал Анатолий Кинах.
“У нас во фракции нет по этому поводу дискуссии, мы уже месяц требуем ввести военное положение на востоке”, — добавляет коллега Кинаха по комитету, свободовец Юрий Сиротюк.
Такой же точки зрения придерживаются мажоритарщики, фракция Батьківщина.
Некоторые политики предлагают не ограничиваться восточными регионами, а ввести военное положение на всей территории Украины.
“Это позволит выявить предателей, а также скрытых сепаратистов, прежде всего в Киеве, в частности в Верховной Раде”, — полагает Богдан Червак, один из руководителей Организации украинских националистов.
Тему введения военного положения могут использовать, чтобы не допустить роспуска Рады и проведения досрочных выборов. Президент Пётр Порошенко неоднократно настаивал на этом, а закон о военном положении запрещает проведение каких-либо выборов. И меньше всего в них заинтересованы как раз представители Свободы и Батьківщини — политических сил, которые, как писал Корреспондент (№ 20 от 23 мая), существенно уменьшат своё представительство в будущем парламенте.
Пока решение о введении военного положения не принято, но вопрос с повестки дня не снят. Кстати, руководства так называемых Луганской и Донецкой народных республик церемониться не стали и установили военное положение на подконтрольных им территориях ещё в мае. Например, комендантский час в Луганске действует с начала мая.
Ограничения, введённые сепаратистами, мало чем отличаются от норм закона о правовом режиме военного положения, который был подписан в 2000 году тогдашним президентом Леонидом Кучмой и ни разу с того времени не применялся. Собственно, военного положения на территории Украины не было со времён Второй мировой войны.
Без прав, но с обязанностями
Главная разница между чрезвычайным и военным положениями состоит в сроках их введения. ЧП вводится временно — максимум на 90 дней для отдельного региона, ВП же по времени законом не ограничено и может быть продлено указом Президента на какой угодно срок. Первое устанавливается в зонах стихийных бедствий и техногенных катастроф, а второе подразумевает вооружённую агрессию. Военное положение может быть введено по всей Украине или в отдельных регионах.
Процедура стандартная: решение принимает Президент с подачи СНБО, в течение двух дней указ о введении ВП должен быть утверждён парламентом и обнародован в СМИ. В нём должны быть указаны границы территории, время установления ВП и сроки, а также перечень ограничений, которые коснутся физических и юридических лиц, находящихся в “горячих точках”, прописаны задания военного командования и властей.
Нынешние чиновники от введения ВП только выиграют. В период его действия не могут быть прекращены полномочия Верховной Рады, министров, глав других центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также судов, органов прокуратуры, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование.
А вот деятельность партий оказывается под вопросом. Если та или иная политическая сила, по мнению руководства страны, угрожает суверенитету и национальной безопасности Украины, она может быть запрещена. Первой пострадать может Компартия, которую оппоненты уже обвинили в поддержке сепаратизма.
Мирному населению повезло меньше. В населённых пунктах может быть введён комендантский час. То есть выходить на улицу в ночное время без специального пропуска будет запрещено. Устанавливается специальный режим светомаскировки и запрещается включать свет без крайней необходимости. Естественно, закрываются все развлекательные заведения. Следующий шаг — появление чёрного рынка пропусков, предупреждают эксперты.
Практикуется и особый режим въезда и выезда с закрытой территории. Главное требование к гражданским — наличие при себе документов. Силовики получают право проверять их, а в случае необходимости досматривать вещи, транспорт и даже жильё.
Придётся столкнуться и с трудовой повинностью, когда любого трудоспособного человека могут перевести с основной работы на общественную. Но предыдущая должность и средний заработок за ним сохраняется, объясняет юрист Леонид Гилевич.
Имущество граждан и предприятий может быть изъято для нужд армии.
“В соответствии с законодательством его стоимость должна возмещаться, — объясняет юрист ЮФ Ильяшев и Партнеры Андрей Литвин. — А если имущество сохранилось после отмены военного положения, то собственник имеет право потребовать вернуть его в судебном порядке. Порядок возмещения прописан в законодательстве”.
Допускается введение цензуры. СМИ и учреждения культуры могут использоваться для “разъяснительной работы среди войск и населения”. Запрещается также работа любительских приёмо-передающих радиостанций и передача информации через компьютерные сети. Или, проще говоря, табу на интернет.
У “неблагонадёжных” может быть изъято радиооборудование, телевизионная, видео- и аудиоаппаратура, компьютеры, а в случае необходимости другие технические средства связи. Читай — телефоны.
Существут запрет на торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами и алкогольными напитками. Холодное и огнестрельное оружие, имеющееся на руках у граждан, также изымается. Может быть введено нормированное обеспечение населения основными товарами, то есть хорошо забытый карточный режим распределения продуктов питания и бытовых товаров.
Призывникам и военнообязанным запрещается менять место жительства без ведома военного командования. Кому-то придётся поселить у себя военных. Для физических и юридических лиц вводится военно-квартирная повинность.
И еще одна “хорошая” новость: военное положение не освобождает от обязанности платить налоги и погашать кредиты.
“Если из-за проведения АТО вы не имеете возможности платить кредит, нужно обратиться с письмом в банк о предоставлении кредитных каникул и изложить причину такой просьбы”, — советует донецкий юрист Артём Дорошенко.
Если банк откажет — придётся обращаться в суд.
***
Этот материал опубликован в №24 журнала Корреспондент от 20 июня 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.