Русская служба Deutsche Welle,
18 июля 2014, 16:20
К крушению малайзийского пассажирского самолета на востоке Украины может быть причастна любая из сторон украинского конфликта. Такое мнение высказал в интервью DW российский военный журналист Александр Гольц.
Кто причастен к крушению пассажирского самолета MH17 компании Malaysia Airlines на Украине? Была ли эта катастрофа случайностью - или же лайнер сбили умышленно? И вообще - можно ли гарантированно утверждать, что "Боинг" был сбит, а не рухнул из-за технической неисправности? Об этом корреспондент DW побеседовал с российским военным журналистом Александром Гольцем, шеф-редактором интернет-портала "Ежедневный журнал".
DW: Можно ли сейчас твердо утверждать, что самолет был сбит, а не потерпел катастрофу из-за технической неисправности?
Александр Гольц: После того как несколько серьезных и авторитетных американских средств массовой информации сообщили, что разведывательным службам США удалось определить место пуска ракеты и зафиксировать сам пуск, думаю, сомнений в том, что самолет был сбит, практически не осталось.
- До сих пор курсирует множество версий случившегося, какие из них можно уже сейчас отбросить как заведомо ошибочные?
- Мы находимся в ситуации информационной войны, в которой все стороны лгут самым страшным образом. В этом случае доверять ни российским средствам массовой информации, равно как и официальным органам, ни украинским я бы не стал. Единственный, на мой взгляд, объективный источник информации, который остается, это спутниковая разведка США. А она-то как раз говорит о пуске ракеты с земли.
Поскольку в современном мире не бывает стационарных зенитных установок, то можно говорить, что самолет был сбит ракетой, запущенной с передвижной зенитной установки. Соответственно версия, предполагающая возможность атаки лайнера с воздуха, отпадает.
- Какие возможности сбить самолет на высоте 10 тысяч метров имеются у каждой из сторон конфликта?
- Украина на данный момент обладает зенитными ракетными комплексами С-200 дальностью свыше 100 километров, они способны поражать цели на высоте более 30 километров. Россия имеет на вооружении еще более продвинутые системы С-300. И обе стороны обладают зенитно-ракетными комплексами "Бук-М1", а у России - еще и "Бук-М1-2". Эти комплексы в принципе предназначены для защиты войск на поле, но они способны сбивать самолеты, летящие на высоте более 10 тысяч метров.
Кроме того, в июне нынешнего года российские государственные СМИ, в частности телеканал "Вести" и агентство ИТАР-ТАСС, сообщали, что на сторону повстанцев перешла украинская часть ПВО, на вооружении которой стояли как раз зенитные комплексы "Бук-М1".
- По вашей оценке, это случайный инцидент или лайнер сбили умышленно, приняв его за военный самолет?
- Сперва необходимо определить, что считать случайностью и что считать умыслом. Что не хотели сбивать малайзийский пассажирский самолет, это, по-моему, более или менее понятно. По крайней мере, ни одной из воющих сторон это не нужно. Очевидно, хотели сбить самолет противника, но в силу низкой квалификации неверно его идентифицировали. Ведь если мы имеем развернутую систему ПВО, которая опирается на несколько радиолокационных станций, то ее должны обслуживать люди, имеющие как минимум представление о воздушных коридорах и располагающие информацией о времени подлета лайнеров.
Здесь же, скорее всего, это делали люди, у которых нет системы ПВО и, значит, нет возможности проверить свои данные. Вот они видят только точки засветки на экране радара. Точка чуть больше, чуть меньше - и вот тебе ошибка.
- А если подтвердится версия причастности украинских военных, профессионалов, то какова вероятность ошибки в данном случае?
- На самом деле у украинских военных есть свой "бзик": они уверены, что их военные самолеты регулярно сбивают по наводке какого-то самолета-разведчика российские истребители. Я, конечно, рассуждаю сугубо теоретически, но не следует сбрасывать со счетов тот психоз, который охватил украинских военачальников, когда начальство давит, а удачи нет… Так что я бы до конца не исключал причастности украинских военных к этому инциденту.
- Но вы не исключаете и возможности запуска ракеты с территории России?
- Это наименее вероятный вариант.
- А как вы оцениваете версию, которую обнародовали российские СМИ со ссылкой на анонимного представителя "Росавиации", - мол, целью мог быть самолет президента России?
- Я бы с треском выгнал людей из ФСО, ответственных за безопасность президента, если бы они вообще позволили проложить маршрут "борта номер 1" над территорией, на которой идут военные действия. Думаю, это какое-то безумие. К сожалению, особенность российского чиновника такова, что, когда он не знает, что делать, то начинает врать.
- Какими последствиями может обернуться этот инцидент?
- Если мы узнаем, что в гибели людей виноваты так называемые ополченцы, то в мире точно никто больше не будет делать разницы между ними и Россией. Всем всё станет понятно и очевидно, и нам придется вспомнить, что было в сентябре 1983 года, когда советские ПВО сбили южнокорейский пассажирский лайнер. Я очень хорошо это помню. Это было даже не возмущение, а ненависть, которое испытывали все в мире. Если окажутся виновными украинские военные, произойдет то же, но в отношении Украины, и от международной симпатии к ней не останется и следа.