Корреспондент.net,
18 августа 2014, 14:34
Из-за неповоротливости государства в сфере обеспечения армии страдают солдаты в зоне АТО. Ситуацию спасают волонтёры, которые закупают почти всё — от формы до военных топографических карт, пишет Вероника Мелкозёрова в №32 журнала Корреспондент от 15 августа 2014 года.
Учредитель фонда Волонтёрская сотня Україна — Світ Елена Масорина встречает Корреспондент на входе столичного отеля Салют, в котором расположен их офис.
«Хорошо, что в воскресенье встретились. В будни мы головы поднять не можем. Процесс закупки, загрузки, отправки у нас не прекращается», — говорит активистка.
В офисе Масорина первым делом показывает упаковку кровоостанавливающего препарата Celox. На днях в зону АТО ушла очередная его партия.
«Ребята из батальона Шахтёрск передавали благодарственное письмо. Говорят, что самый большой риск погибнуть на фронте — от потери крови. Скорая едет долго, врачи могут не успеть. А вот эта штука мгновенно обтягивает рану искусственной кожей, и риск умереть уменьшается», — рассказывает Масорина.
По её словам, препарат ищут по всему миру. Самый дешёвый нашли в американском штате Мичиган — по $ 16,5 за упаковку. Местный волонтёр закупает его партиями и пересылает в Киев по почте.
Солдаты же утверждают, что врачи полевых госпиталей запрещают использовать Celox.
«Он хорош, когда попадаешь потом в нормальный госпиталь, где есть условия и спецрастворы, чтобы смыть эту пленку с раны», — объясняет Корреспонденту волонтёр Андрей Лазаренко, брат которого служит в батальоне Айдар.
Но альтернативы препарату нет, и, по словам Лазаренко, это не единственная проблема с государственным обеспечением армии.
«Не раз мне рассказывали, что добровольческие батальоны делятся с новоприбывшими едой и водой. У тех нет ничего», — говорит он.
Неспешные траты
Пока волонтёрские организации собирают помощь по всей стране и везут необходимые вещи со всего мира, Министерства обороны погрузло в бумажной отчётности и не успевает вовремя перечислять средства на нужды военных.
Все госзакупки медикаментов, бронежилетов, формы, продуктов питания и прочего происходят на конкурсной основе. На проведение одного тендера уходит до нескольких недель
Все госзакупки медикаментов, бронежилетов, формы, продуктов питания и прочего происходят на конкурсной основе. На проведение одного тендера уходит до нескольких недель. В расчётных статьях на сайте Минобороны срок исполнения торговых договоров значится как 25-30 дней. То есть именно за такой срок весь купленный товар поступает в батальон.
Из-за подобного промедления солдаты вынуждены сами собирать деньги на покупку амуниции буквально с миру по нитке.
Боец батальона Азов Виталий Скидан сейчас в Киеве, восстанавливает свою боеспособность дома и ожидает отправки обратно к товарищам.
«Всё, что сейчас у меня есть из амуниции, купил сам. Родственники и друзья помогли собрать деньги на бронежилет, каску и тактические очки», — рассказывает Скидан Корреспонденту.
В оборонном ведомстве отмечают, что об отмене конкурсных закупок говорили ещё в мае, однако сделать этого не удалось.
«Тогда просто сократили сроки проведения тендеров. Однако работу над этим продолжаем», — говорит советник министра обороны Анна Коваленко.
В ведомстве признают наличие проблем с поставками на фронт средств индивидуальной защиты и других припасов. Сейчас, по словам Коваленко, там работают над тем, чтобы внести каски и бронежилеты в обязательный комплект боевой амуниции солдата, отправляющегося в зону антитеррористической операции.
Верховная Рада в мае обязала Минобороны отчитываться о военных расходах ежемесячно. Последний отчёт был предоставлен 2 июля.
Из него следует, что из 134 млн грн благотворительной помощи (smsна номер 565), которые на тот момент поступили на счета Минобороны, по назначению использовано только 22 млн. Кроме того, ещё в самом начале АТО ведомству выделили 4,6 млрд грн из бюджета. Но потрачено только 500 млн. Получить детальные данные о тратах Минобороны, по словам Коваленко, невозможно, поскольку это военная тайна.
Получить детальные данные о тратах Минобороны невозможно, поскольку это военная тайна
В Национальной гвардии также не стали комментировать тему расходов на обеспечение солдат. На вопросы Корреспондента ответили лишь сухими цифрами: по состоянию на 1 августа государство профинансировало Нацгвардию на сумму 868,9 млн грн, а из резервного фонда выделены еще почти 2,5 млрд грн. В МВД добавили, что во втором квартале нынешнего года Нацгвардия израсходовала 1,2 млрд грн. Правда, сколько из этой суммы было потрачено непосредственно на нужды воинских частей, не указано.
Проблема эффективного снабжения военнослужащих уже стала предметом расследований и привела к ряду отставок. Ранее Генпрокуратура начала производство по факту промедления служебными лицами ведомства и Генштаба с закупкой средств индивидуальной защиты для военнослужащих.
По данным следствия, за два с половиной месяца промедления почти 200 солдат, не имея шлемов, получили ранения головы. А недавно из Минобороны были уволены руководители департамента, отвечавшие за материально-техническое обеспечение и проведение тендеров, а также за закупку военного вооружения.
Запомнилась и история с закупкой МВД новой партии бронежилетов для бойцов Нацгвардии. Тендер выиграла компания Авиас, подконтрольная днепропетровскому губернатору и олигарху Игорю Коломойскому. Всего было продано 2.000 бронежилетов для армии по 18.000 грн за штуку. В то же время завод Темп — тоже участник тендера — предлагал схожие бронежилеты по 8.000 грн.
На шумиху в прессе был вынужден отреагировать глава МВД Арсен Аваков. Он заступился за победителя конкурса, заявив, что днепропетровская фирма продала обмундирование по себестоимости, в то время как у Темпа не было необходимой документации. На этом всё и закончилось.
Везите всё
Сейчас в Украине действуют несколько крупных волонтёрских организаций, системно помогающих военным на передовой: Крылья Феникса, Ф.О.Н.Д Дианы Макаровой, Армия SOS, Врятуй рідну країну, Волотёрская сотня Україна — Світ.
За весь период АТО каждый фонд собрал и распределил на нужды военных более 10 млн грн, не считая благотворительной помощи, которую украинцы жертвуют вещами.
«Каждые выходные в зону АТО выстраиваются караваны волонтёрских бусов, «пирожков» и легковушек, доверху заполненных медикаментами, едой и нужным снаряжением для солдат», — рассказывает Масорина.
У волонтёрских организаций по нескольку подопечных батальонов, с которыми они держат связь и узнают о текущих потребностях. По словам Масориной, непосредственно перед выездом в зону АТО солдаты сообщают волонтёрам, по каким дорогам безопасно передвигаться.
Вооружённую охрану в пути никто не предоставляет. Из-за этого активисты вынуждены перевозить дорогостоящие грузы для украинских солдат по закрытым маршрутам, передвижение по которым запрещено из-за опасности обстрелов и нападений
Вооружённую охрану в пути никто не предоставляет. Из-за этого активисты вынуждены перевозить дорогостоящие грузы для украинских солдат по закрытым маршрутам, передвижение по которым запрещено из-за опасности обстрелов и нападений.
Сопровождение может предоставлять Минобороны, но только тем, кто об этом попросит.
«Для этого нужно брать специальное разрешение. Когда его нет, то в зоне АТО тяжело проехать», — говорит Коваленко, добавляя, что многие волонтёры этого не делают, предпочитая передвигаться в объезд блокпостов.
Волонтёрские автобусы везут почти всё, в том числе и дорогостоящую технику. Например, тепловизоры стоимостью 60 тыс. грн.
«На батальон нужно 10-25 тепловизоров в зависимости от количества солдат. Обращались к нам за помощью из батальона, в котором 1.500 человек, а тепловизора нет ни одного. Пришлось срочно искать и покупать», — приводит пример Масорина.
Часто на фронт привозят военную форму, с которой у солдат большие проблемы. Она быстро изнашивается и становится негодной. А на военных складах запасы обмундирования истощились.
Бронежилеты Україна — Світ покупает не по 18.000 грн, как это недавно сделало МВД, а почти в десять раз дешевле.
«Берём пластины четвёртого класса защиты [защищающие от армейского длинноствольного нарезного стрелкового оружия] на заводе Темп. Это единственный сертифицированный завод, который производит такие бронепластины в Украине. Себестоимость двух пластин плюс бронежилет с разгрузкой равна 2.100 грн», — рассказывает Масорина.
Также в зоне АТО остро ощущается нехватка воды. Государство не успевает поставлять воду вовремя. Многие солдаты, особенно из пограничных частей, подолгу пребывая в окружении, вынуждены пить из болот и луж или же сбивать в кружки росу. В Волонтёрской сотне придумали выход из положения.
«Помимо запасов воды, стали отправлять ребятам очистительные таблетки. Если не хватает воды, то можно набрать из озера, болота, лужи и бросить туда такую таблетку. Она вберёт в себя всю гадость, и вода станет питьевой», — поясняет Масорина.
Директор организации Врятуй рідну країну Николай Осаула лично возит вещи в зону АТО. До августа фонд в основном занимался поставками еды и медикаментов. Нужные припасы собирают в супермаркетах больших городов. Однако, по словам Осаулы, в последнее время солдаты из подопечных батальонов Айдар и Харьков-2 просят бронежилеты.
«За одну поездку тратим минимум 100 тыс. грн. И это только на продукты. Сейчас начинаем заниматься бронежилетами, поставками формы, а также тепловизоров. Страдают ребята и от нехватки обуви. Берцы быстро приходят в негодность, приходится брать новые», — отмечает Осаула.
По словам волонтёров, обеспечение украинских солдат на фронте сейчас неравномерное. В некоторых частях есть всё. А вот в бригадах, которые пребывают в осаде или в самом центре боевых действий, запасы быстро истощаются
По словам волонтёров, обеспечение украинских солдат на фронте сейчас неравномерное. В некоторых частях есть всё. Иногда батальон, которому нужно три бинокля, получает 18 штук. А вот в бригадах, которые пребывают в осаде или в самом центре боевых действий, запасы быстро истощаются.
Волонтёрские миссии в зоне АТО неоднократно обстреливали, а их сотрудников брали в плен. Несмотря на это, люди продолжают работать и делать это бесплатно.
«Мы как официально зарегистрированный благотворительный фонд имеем право брать на личные нужды 20% от всех привлечённых средств. До сих пор это у нас не получалось. Пока эти 20% идут на оплату бензина, мобильной связи и мелких расходов», — говорит Масорина.
Трудности взаимопонимания
Несмотря на все сложности и бюрократические передряги, волонтёры отмечают, что в июле-августе ситуация с поставками на фронт несколько улучшилась. По словам Масориной, бронежилетами солдаты контактных батальонов фонда обеспечены на 50%.
«Это государственная машина, шестерёнки в которой слишком тяжело проворачиваются. Но сейчас ситуация постепенно улучшается. Если первые батальоны, которые шли в зону АТО, на 40% обеспечивались волонтёрами, то сейчас министерство активно подключилось к общему делу. Кировоградский спецназ они обеспечили на полную. У ребят есть и форма, и техника, и прочие необходимые вещи», — утверждает активистка.
Елена Масорина: Если первые батальоны, которые шли в зону АТО, на 40% обеспечивались волонтёрами, то сейчас министерство активно подключилось к общему делу
В Министерстве обороны заявляют, что намерены выстроить более эффективные схемы снабжения и кооперации с волонтёрскими организациями.
«Мы пытаемся оптимизировать весь процесс поставки грузов на фронт и скоординировать волонтёров тоже. Стараемся все их грузы ставить на учёт службы тыла, чтобы люди не тратили лишних средств и знали, что у солдат уже есть», — рассказывает Коваленко.
По её словам, это позволяет лучше реагировать на запросы.
«Обычный волонтёр не знает, что нужно-то не 50, а 10 раций. На командира батальона и на командиров роты. Не каждый также в курсе, что они все должны быть прошиты под один канал», — говорит советник министра.
Пока ведомства продолжают осваивать и распределять средства на нужды армии, простые украинцы каждый день сдают благотворительным фондам сотни тысяч гривен. Волонтёрские организации помогают не только солдатам в зоне АТО, но и самому Министерству обороны.
Волонтёрская сотня Україна — Світ совсем недавно воплотила в жизнь масштабный проект. Было собрано 420 тыс. грн на закупки специального оборудования для распечатки карт для Минобороны
Волонтёрская сотня Україна — Світ совсем недавно воплотила в жизнь масштабный проект. В ответ на клич активистов о финансовой поддержке выпуска военных карт было собрано 420 тыс. грн на закупки специального оборудования для распечатки карт для Минобороны.
«Оказывается, военные карты не выпускались у нас с 1953 года. Их просто не на чем было печатать. Недавно закупили специальные печатные станки для топографической службы Министерства обороны Украины», — рассказывает Масорина. По её словам, современные военные карты образца НАТО в конце июля запущены в печать.
***
Этот материал опубликован в №32 журнала Корреспондент от 15 августа 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.