UA
 

Своя армия. В Украине могут появиться частные военные компании

Корреспондент.net,  29 апреля 2015, 10:49
108
16827
Своя армия. В Украине могут появиться частные военные компании
Фото: АР
Создание частных военных компаний откроет Украине путь к мировому рынку охранных услуг

Создание частных армий может как открыть для Украины международный рынок охранных услуг, так и создать проблемы в стране.

Новость о возможности создания законодательной базы под деятельность частных военных компаний (ЧВК) быстро трансформировалась в слухи о готовности государства легализировать частные армии. Но пока так и осталась на уровне разговоров, пишет Дмитрий Москаленко в №16 журнала Корреспондент от 24 апреля 2015 года.

Нарушителем спокойствия оказался лидер Правого сектора Дмитрий Ярош. В одном из интервью он заявил, что планирует подать в Верховную Раду законопроект о ЧВК.

«Люди, которые не вернутся с войны у себя в голове, смогут быть задействованы в очень разнообразных плоскостях и в сопровождении грузов. Собственно, в том, чем частные военные компании занимаются», — пояснил Ярош.

Готового документа пока нет, но над ним работают, в том числе и при помощи группы Приват.

«Мы сейчас уже рассматриваем вариант, и я просил и ребят из Привата, чтобы они помогли мне в этом — подготовить законопроект о частных военных компаниях», — сказал Ярош.

Участие юристов бизнесмена Игоря Коломойского как раз и вызвало подозрение в попытке пролоббировать разрешение на деятельность частных армий. Ведь в самом начале конфликта на востоке Украины именно тогдашний губернатор Днепропетровской области оказывал содействие батальону Донбасс. Созданное в апреле 2014 года добровольческое объединение долгое время именовали частной армией олигарха, хотя его комбат Семён Семенченко утверждал, что денег от Коломойского батальон не получал.

Но принятие такого закона в условиях внутренней нестабильности несёт значительные риски.

В период, когда государство ослаблено, существует риск, что эти компании превратятся в обычные преступные группировки. В стране нет силы, которая смогла бы удержать их в рамках правового поля

Военный эксперт Александр Таран 

«В период, когда государство ослаблено, существует риск, что эти компании превратятся в обычные преступные группировки. В стране нет силы, которая смогла бы удержать их в рамках правового поля. В США эти компании существуют потому, что у государства есть интересы и задачи за пределами страны, и эти организации работают в интересах США. Вот что нужно понять», — считает военный эксперт Александр Таран.

Большинство украинских политиков оказались не готовы комментировать проблему, несмотря на то что идея, в принципе, не нова и уже обсуждалась. Просто впервые она прозвучала на столь высоком уровне. Часть комментаторов сослались на необходимость изучить вопрос, часть — на ожидание разъяснения руководства.

«Пока не будет хотя бы законопроекта, с заявлениями не будут спешить. Ведь ещё непонятно, какую позицию займёт руководство государства, правительства, фракций», — сказал близкий к Правому сектору собеседник Корреспондента, поясняя общее нежелание общаться на эту тему.

Служащие добровольческих батальонов не видят особой разницы между ЧВК и теми структурами, в которых они служат сейчас.

«Так же, как шли с самого начала в самооборону, почему так же не пойти в официальную структуру с чётким контрактом, чёткими правами и обязанностями, определёнными задачами, едиными целями, а не так, как было у нас?» — говорит Андрей, служащий в одном из батальонов на передовой.

Ключевым для них является вопрос обеспечения службы.

«Мы все слышали, конечно, об идее превращения батальонов в частные армии. Но пока я лично от Яроша этого не услышу — не поверю. Хотя я только за, если это правда. Собственник будет заботиться о нас. Не нужно будет лично выбивать копейки у государства», — объясняет доброволец батальона Донбасс, пожелавший остаться неназваным.

Однако большое предложение рабочих рук необязательно является положительным явлением, считает Таран.

«Сейчас можно набрать любое количество безработных. Когда в стране не создаются рабочие места, все, кто не нашёл себя в мирной жизни, будут готовы идти и наниматься в эти компании. А другие страны смогут использовать ресурсы ЧВК для решения своих вопросов. Не думаю, что нам это нужно», — говорит он.

В пресс-службе Правого сектора не смогли ответить на вопрос, на каком этапе находится работа и привлекли ли дополнительных специалистов. Но, как стало известно Корреспонденту из неофициальных источников, в организации бродит мысль, что законопроект вполне можно подать в Раду и своими силами, а дальнейшая судьба уже не так важна. Мол, те же силы самообороны и добровольческие батальоны тоже возникли «снизу» — до того как были оформлены законодательно.


Рынок под ружьём

Первым растущий мировой спрос на частные военные услуги уловил Дэвид Стирлинг, основатель британского спецназа — Особой воздушной службы (SAS). Отойдя от службы, в 1967 году он организовал Watchguard International (WI), задавшую стандарты работы всех последующих ЧВК. Основной работой компании стало оказание услуг правительству и союзным Лондону государствам или международным организациям. В частности, служащие компании участвовали в операциях в Омане.

В настоящее время мировой рынок ЧВК оценивают в объёме от $ 25 млрд до $ 100 млрд в зависимости от критериев

В настоящее время мировой рынок ЧВК оценивают в объёме от $ 25 млрд до $ 100 млрд в зависимости от критериев (сугубо военные услуги или включая охрану коммерческих объектов). Ведь статус ЧВК до сих пор размыт: в большинстве законодательств их определение отсутствует, а в тех государствах, которые взялись урегулировать деятельность компаний, они разнятся.

Нет его и в международном праве. В 1979 году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию о необходимости разработать конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников. В спецкомитет вошлипредставители 35 стран, состоялось шесть заседаний, но никаких документов в итоге не было принято.

Первые ЧВК состоялись благодаря войнам в Африке в 1960-1970-х годах, разразившимся вскоре после деколонизации континента. Затем их количество выросло после окончания холодной войны. А окончательно своё влияние ЧВК укрепили участием в операциях в Афганистане и Ираке в 2000-х. Большую роль в этом сыграло, в частности, нежелание западных правительств подвергаться критике со стороны общественного мнения за гибель военнослужащих.


Крупнейшие ЧВК в мире

Blackwater/Academi

Основана в 1997 бывшим морским десантником Эриком Принсом.

До 11 сентября 2001 года в компании работали шесть человек. После терактов получила крупные контракты ЦРУ на охрану сотрудников в Афганистане и субконтракт в Ираке.

После серии скандалов в Ираке сменила название на Xe Services LLC, в 2011-м снова переменила название на Academi.

DynCorp

Создана в 1946 году как госпредприятие авиаперевозок. В 1987-м была приватизирована.

Работает с ЦРУ, ФБР, минобороны США, госдепартаментом. Является одной из восьми ЧВК, специально отобранных с целью оставления в Ираке после вывода из него американских вооружённых сил.

Активно работает по всей Африке, Восточной Европе и Латинской Америке, имея в штате более 10 тыс. сотрудников.

Triple Canopy

Образована в 2003 году бывшими солдатами американского спецназа.

Ещё один из восьми подрядчиков, привлечённых к замещению официальных сил США в Ираке. Имеет в стране армию приблизительной численностью 1.800 человек.

Работает на Гаити и в Израиле, где оказывала услуги посольствам США и госдепу.

В июне 2014 года слилась с Blackwater.

G4S

Создана в 2004 году.

Имеет в своём составе более 620 тыс. сотрудников, что делает её вторым по величине частным работодателем в мире (после Wal-Mart).

В 2008 году G4S поглотила компанию Armorgroup, чья девятитысячная армия охраняла почти треть всех невоенных конвоев снабжения в Ираке.

Деятельность объединённой группы по обеспечению безопасности протекает более чем в 125 странах, в том числе в самых опасных частях Африки и Латинской Америки.

Military Professional Resources Incorporated

Основана в1987 году.

В состав MPRI входят около 340 бывших американских генералов.

Сотрудники принимали участие в подготовке армии Хорватии и пятого корпуса армии Боснии и Герцеговины перед операцией Буря, которая закончилась уничтожением Республики Сербская Краина и Республики Западная Босния.


Семья — это сила

Показательным является пример Афганистана, где за 13 лет США так и не смогли обеспечить должный уровень безопасности, как не получается это и у местных силовиков.

На возникший спрос на услуги охраны откликнулось немало частных компаний. Многие из которых, по данным афганских СМИ, оказались связанными с семьями бывшего президента Хамида Карзая (2004-2014), его окружения, а также провинциальных чиновников рангом пониже.

Компания Asia Security Group принадлежала двоюродному брату президента Хашмату Карзаю. Причастность к одной из крупнейших охранных организаций в стране не уберегла его самого от рук смертника — он погиб в результате теракта в 2014 году.

Компании Watan Risk Management и Kadahar Security Group работали преимущественно на юге страны. Доли в обеих организациях принадлежали сводному брату президента, Ахмаду Вали Карзаю. В 2011 году его в собственном доме убил личный охранник. В настоящее время основной контроль над Watan Risk Management принадлежит братьям Попал, а в Kandahar Security — некоему Рухулле. Все они — дальние родственники президента Карзая.

Брат первого вице-президента Касима Фахима (2009-2014) Хаджи Хассин владел StrategicSecuritySolutionsInternational. Сын министра обороны Абдуллы Вардака, Хамед, распоряжался наёмниками из NCL, а сын главы сената Афганистана Себгатуллы Можадиди, Садик, — компанией Elite.

На рынке также возник ряд так называемых логистических компаний, которые предоставляли услуги иностранным и международным организациям и компаниям преимущественно по охране грузов и конвоев. Именно они выступают посредниками между европейцами и североамериканцами и местными наёмниками.

Афганское издание Killid оценивает общее количество вовлечённых в частные военные и охранные компании в 50 тыс. человек.

Уровень зарплат колеблется в среднем в пределах $ 200-400. Сотрудники, охраняющие транспорт на дорогах, то есть на самых опасных участках, могут зарабатывать до $ 800.

***

Этот материал опубликован в №16 журнала Корреспондент от 24 апреля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: Украинаармиявоенныеполитика
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии