За полгода работы 4-й сессии VII созыва парламента законодатели произвели на свет больше 3 тыс. законопроектов.
Из них только 424 документа стали законами. Удивительная вещь: чем больше депутаты и их юридические службы усердствуют в комитетах и в зале, тем больше хаоса за стенами Верховной Рады, пишет Светлана Голландс в №24 журнала Корреспондент от 24 июня 2016 года.
При этом законопроекты, которые выносятся на рассмотрение, нередко готовятся впопыхах, противоречат друг другу и существующему законодательству. Примерно половина из них бесперспективны. «В государстве растёт количество новых законов и параллельно в нём множатся грабежи и разбои», — говорит политолог, директор института анализа и менеджмент политики Руслан Бортник.
Депутатский спам
«Наш парламент напоминает сумасшедший принтер, — отмечает Бортник. — Он взахлёб печатает законопроекты, пусть — вкривь и вкось, пусть — низкого качества. Разумеется, эти законы не могут работать, они обречены. Не беда — на их место тут же приходит масса новых законопроектов! И так до бесконечности. Показательный пример: антикоррупционное законодательство. Сколько законов и норм было принято на этот счёт после Майдана? И что? Стало меньше коррупции?» — задаётся риторическим вопросом аналитик.
Эксперт называет несколько причин чрезмерной, но бессмысленной «плодовитости» наших законодателей.
В парламенте высшими нормативно-правовыми актами пытаются решать то, что должно приниматься местными властями. Результат: в законодательство вносятся сотни ненужных изменений
Первая и, пожалуй, главная — непреодолимая тяга к популизму. «В парламенте высшими нормативно-правовыми актами пытаются решать то, что должно приниматься местными властями, — анализирует Бортник. — Результат: в законодательство вносятся сотни ненужных изменений. В то время как парламентарии многих государств если и принимают законы, то штучно, по одному-два в месяц. Это серьёзные, взвешенные и сбалансированные документы, их анализируют эксперты. В Украине неправильная законодательная практика существует уже лет 15».
По мнению Игоря Шевлякова из Института публичной политики, уровень законодательной культуры в нашей стране оставляет желать лучшего. Депутаты гонят «вал» документов, толкаясь локтями, и проблема в том, что их часто не интересует практический результат. Важен политический эффект. «В нынешнюю сессию, на которой политическая повестка дня доминировала над содержательной, это стало особенно заметно», — отмечает Шевляков.
«Слишком много популизма, — считает народный депутат Пётр Сабашук. — Многие акты принимаются в угоду популистам, в то же время практические документы, необходимые экономике, остаются лежать в столе».
Ещё одна причина — тотальное недоверие нардепов друг к другу даже внутри одной фракции
Ещё одна причина — тотальное недоверие нардепов друг к другу даже внутри одной фракции. «Депутаты, которые жалуются, что не успевают изучить законопроекты до того, как за них голосуют, по причине их большого количества, на самом деле вовсе не обязаны читать и изучать все эти документы подряд. Они должны отвечать за свой участок работы, за ту сферу, в которой разбираются, — поясняет Бортник. — Остальное рассматривают и изучают другие, профильные специалисты.
Здесь вопрос доверия депутатов друг к другу. Но доверия — даже внутри фракций — нет. Вот и пытаются нардепы во всё вникнуть самостоятельно. Само собой, времени не хватает. Мало того, они тут же стремятся разработать собственный (очередной!) законопроект «на тему», даже не разбираясь в ней, — и вот вам свежая порция спама».
Наконец, среди причин: «неработающие фильтры», призванные отсеивать ещё до появления в зале непрофессиональные, «сырые», дублирующие друг друга или несвоевременные законопроекты
Наконец, среди причин: «неработающие фильтры», призванные отсеивать ещё до появления в зале непрофессиональные, «сырые», дублирующие друг друга или несвоевременные законопроекты. В качестве таких фильтров должны выступать комитеты парламента, совет коалиции, согласительный совет и аппарат Администрации Президента. «Ни один из этих фильтров, увы, нормально не работает, — констатирует Бортник.— Результат: Рада принимает законы, Президент их подписывает, а они в итоге нежизнеспособны».
«Нулевая» отметка
В то же время потенциально «живые» и необходимые законы, разработанные специалистами, тонут в бурном потоке спама и не имеют шансов пробиться из комитетов хотя бы в сессионный зал. Об этом говорят сами нардепы.
Считаю, работа Верховной Рады заслуживает оценку «нуль». Ибо сама система организации этой работы равна нулю
«Как это возможно: законопроект несколько раз (несколько раз!) выносится в зал, а потом всякий раз внезапно куда-то исчезает — и всё, его нигде нет, его не рассматривают?! Как это! — возмущается Сабашук. — Я год работал в никуда. Сколько заседаний, консультаций, рабочих групп, а толку? За этот год ни один законопроект по строительной отрасли, которую я курирую, даже не был вынесен на рассмотрение в зале. Считаю, работа Верховной Рады заслуживает оценку «нуль». Ибо сама система организации этой работы равна нулю».
На плохую организацию работы парламента сетует и нардеп Игорь Луценко. «Законодательный спам — не самая большая проблема, — говорит нардеп. — Он как раз не препятствует работе в пленарные недели. В этот период есть другая проблема: депутаты не успевают подготовиться к следующему пленарному дню, да так и приходят на голосование. Решение о том, какие законопроекты будут ставиться на голосование назавтра, принимает согласительный совет, однако информация об этом доходит до нардепов накануне поздно вечером, в 10-11 часов. Физически нет возможности изучить материал». Результат — парламентарии голосуют фактически вслепую.
Апогей разгильдяйства
На четвёртой сессии можно ставить точку. Наш парламентский парадокс: несмотря ни на что, её называют беспрецедентно плодотворной. «Считаю, её КПД — по масштабам изменений в законодательство — был очень высок!» — говорит нардеп Сергей Каплин.
«Столь продуктивно украинские депутаты ещё ни разу не работали», — вторит ему политолог Тарас Чорновил.
Сессия и впрямь запомнилась — и самим депутатам, и международному сообществу, и украинцам, наблюдавшим за происходящим в зале под куполом по ту сторону экрана. Распад коалиции и трансформация оппозиции, отставка одного правительства и поддержка нового, изменения в законодательство о прокуратуре и смена генпрокуроров, судебная реформа и обращение ко Вселенскому патриарху Варфоломею об автокефалии украинской церкви.
И наконец, беспрецедентная по своей брутальности очередная драка нардепов без отрыва от производства, в который раз заставившая европейцев брезгливо морщиться. Вот лишь ключевые события. И впрямь немало.
При этом за кулисами осталось много важного и неохваченного. Не приняты законы о парламентских временных следственных комиссиях (ВСК) как таковых; о ВСК по офшорам; ВСК по тарифам. Не поддержан законопроект о спецконфискате. Остался без ротации весь состав ЦИКа.
Причины депутатских «хвостов» разные. Где-то (как в законах о ВСК) сыграли роль политические многоходовки. Где-то — элементарная безалаберность нардепов, массово игнорирующих заседания.
В этом парламенте депутаты показали просто дикое разгильдяйство, равнодушие и глубоко наплевательское, неуважительное отношение к своим избирателям
«В этом парламенте депутаты показали просто дикое разгильдяйство, равнодушие и глубоко наплевательское, неуважительное отношение к своим избирателям, — не сдерживает эмоций Чорновил. — Внаглую расхаживают по залу во время голосования, не считая нужным даже подойти к кнопке! Столь низкий моральный и культурный уровень украинский парламент демонстрирует впервые. Часто заседания пришлось закрывать из-за банальной нехватки депутатов в зале».
По мнению Каплина, это яркая картинка для избирателей, которые теперь будут сами делать выводы и давать оценку парламентариям. «Мы их выбрали, этих депутатов — с их способом жизни, с их режимом, к которому они привыкли. Они такие — и другими уже не будут», — философски замечает парламентарий.
Апогеем наплевательства к своим обязанностям стали последние два пленарных дня в июне, когда нардепы плотным десантом рванули во Францию на чемпионат Европы по футболу. «На этой сессии доминировал футбол!» — иронично подвёл итоги работы своих коллег Луценко.
В июле депутаты должны будут провести в зале ещё две недели. Им предстоит принять сразу несколько важных документов. В частности, снять неприкосновенность со своего коллеги Александра Онищенко, подозреваемого органами прокуратуры в участии в преступной группировке и многомиллиардных хищениях из госбюджета. А также принять целый пакет «недопринятых» документов в рамках требований МВФ.
Удастся ли, вопрос открытый. И у наблюдателей, и у самих нардепов серьёзные опасения, что зал окажется не то что полупустым — просто пустым. «У всех в голове уже море и отпуск», — напоминает Каплин.
Хотя всё-таки есть надежда. На носу — выборы в семи округах. Это значит, что политсилы будут в тонусе. Все кинутся спасать своих кандидатов, как говорит Каплин. Стало быть, есть шанс увидеть в зале под куполом плотное представительство — даже среди лета.
***
Этот материал опубликован в №24 журнала Корреспондент от 24 июня 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.