Степан Кубив, первый вице-премьер и министр экономического развития и торговли Украины, ответил на вопросы Корреспондента.
1. Торговля Украины с Россией оказалась в подвешенном состоянии, а наши товары, помимо агрокомплекса, слабо интересуют Европу. Есть ли выход из ситуации?
— Действительно, раньше Украина на 70% была ориентирована на экспорт в Россию. Такая стратегия не была рациональной, ведь это позволило России использовать ситуацию для давления на Украину. Помимо поиска адекватных мер в ответ на необоснованную экономическую агрессию России, мы также работаем над расширением рынка сбыта украинских товаров и услуг.
Сейчас, к примеру, ведём двустороннюю работу с Турцией и Израилем. Украинские товары получили высокую оценку на канадском рынке. Кроме сельхозпродукции Украина может предложить той же Канаде и другим странам конкурентные услуги, в том числе в сфере ІТ.
ІТ-специалистов из Украины очень ценят за рубежом за высокую квалификацию и конкурентную стоимость услуг.
А вообще те товары, что имеют высокую добавленную стоимость, всегда интересуют иностранных партнёров — одежда, продукция химпромышленности, ІТ-продукция. Сейчас нам необходимо наращивать производство данных товаров, в таком случае перспективы в этом направлении очень хорошие.
2. На полках супермаркетов — много импортных товаров, стоимость которых ниже, чем отечественных. Не убьет ли наш рынок такая конкуренция и почему отечественная гречка стоит дороже импортного риса?
— В этом вопросе есть две составляющие: экономическая и политическая. Экономическая заключается в том, что здоровая конкуренция на рынке выгодна в первую очередь потребителю. Чем больше выбор товаров, тем жарче соревнование за покупателя, тем выше в итоге качество и ниже цена. Но мы понимаем и обратную сторону медали, ведь национальный производитель годами страдал от искусственно созданных условий на украинском рынке.
Добавим сюда многолетнее отсутствие реформ, которое затягивало процесс перехода от экономики постсоветского периода к рынку.
Поэтому сейчас для нас стабилизация экономики и её рост являются приоритетными, в соответствии с этим разработан план действий. Но следует запастись терпением и понимать, что данный процесс требует времени.
3. С января 2017 года планируется старт продаж земель в Украине. У политиков — диаметрально противоположное отношение к этому вопросу. Что насчет продажи земли думаете вы?
— Сейчас порядка 7 млн человек имеют право собственности на землю. При этом они не могут ею распоряжаться из-за моратория на продажу земли. При принятии решения в столь важном вопросе главное — не торопиться и все изменения внедрять постепенно. Мы ставим перед собой задачу сделать так, чтобы земля, наконец, начала работать на жителей сёл и аграриев.
К примеру, можно будет получать дешёвые кредиты под залог прав аренды на землю. Но в этом процессе важен взвешенный и поэтапный подход. Первым шагом может стать разрешение на продажу и залог прав долгосрочной аренды, к примеру, на 49 лет.
4. МВФ настаивает на приватизации предприятий, однако не кажется ли вам, что в нынешних условиях приватизация может превратиться в продажу за бесценок?
— На сегодняшний день в Украине 3,5 тыс. госпредприятий. Это слишком много. В развитых европейских странах количество госпредприятий — всего несколько десятков.
Украинские ГП — это один из самых больших источников коррупции, политического давления и убытков. За 2014 год 17 крупнейших предприятий показали 7,5 млрд грн убытка
Украинские ГП — это один из самых больших источников коррупции, политического давления и убытков. За 2014 год 17 крупнейших предприятий показали 7,5 млрд грн убытка. Следует разделить все предприятия на три группы: стратегические, которые должны остаться в госсобственности, предприятия-банкроты, которые являются неэффективными и которые следует ликвидировать, и к третьей группе относятся те, которые нужно приватизировать.
Процесс приватизации должен проходить прозрачно. Это чётко отражено в плане действий правительства на 2016 год. Будем откровенны, прозрачная приватизация является абсолютно правильным процессом для страны.
5. Будут ли начисляться пенсии украинцам, живущим на неподконтрольных территориях?
— Как отметил в своём недавнем интервью Андрей Рева [министр соцполитики], Украина не сможет гарантировать, что переданные на оккупированные территории пенсии действительно получат пенсионеры. Сохраняется риск невольного “спонсирования” этими средствами террористов, а не пенсионеров.
Правительство однозначно в своём решении — как только контроль над территориями полностью перейдёт к украинским властям, выплаты пенсий сразу же возобновятся.
***
Этот материал опубликован в №27 журнала Корреспондент от 15 июля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.