Французам 7 мая придется выбирать между радикальным правым разворотом и ставленником непопулярной власти.
В финал выборов президента Франции вырвалась скандальная Марин Ле Пен – в Киеве ее репутация подмочена дружелюбием к России. Лидер европейских правых выступает за признание Крыма российским и выход из евроатлантических структур.
Но пока Ле Пен может выйти лишь из предвыборной гонки. В первом туре она уступила кандидату от власти Эммануэлю Макрону более двух процентов. И поэтому второй тур, который состоится седьмого мая, сулит лидеру правых довольно левые перспективы. Ведь проигравшие первую схватку кандидаты Фийон и Меланшон уже призвали своих сторонников отдать голос против единственной женщины на выборах – а это в сумме почти 40% избирателей.
Не удержалась от "админресурса" и французская власть. Действующий президент Франсуа Олланд, ставший за один срок самым непопулярным президентом Франции, уже поздравил Макрона с победой в первом туре.
Самым неожиданным комментатором стал президент США Дональд Трамп, который явно занял сторону Ле Пен. Но украинские эксперты, озвучившие свою позицию в №17(759) журнала Корреспондент, даже после этого не верят в удачу праворадикальной француженки.
Ле Пен не развалит Евросоюз
Леонид Кожара, экс-министр иностранных дел Украины (2012-2014 гг)
Шансы у Марин Ле Пен на победу в президентских выборах небольшие. Чтобы выиграть во втором туре, ей надо было показывать лучший результат в первом. Сейчас все говорит о том, что победит Макрон, особенно, если учесть, что остальные кандидаты поддержали именно его.
Поэтому я бы не стал ожидать от второго тура "эффекта Трампа". А ведь кроме французской элиты Макрона поддерживают и представители международного финансового капитала, чья база – американская финансовая система.
Конечно, проигрыш Ле Пен, конечно, не обнулит самого факта существования мощной правой оппозиции – как во Франции, так и в Евросоюзе. Лидер этих сил сама назвала себя "политиком номер два" в Париже. И под ней сейчас мощный протестный потенциал – причем в масштабах всей Европы.
А вот если она все-таки выиграет, то французская политику ждут серьезные перемены. Да, есть санкции против России, из-за которых Франция очень страдает. Кроме того, исторически сложилось, что в период мировых войн Франция и Россия были союзниками. Но и не стоит забывать, что сейчас у Москвы и Парижа серьезные расхождения. И они никуда не денутся. Одно дело - выборы, другое, когда человек становится президентом, и Трамп тому живое доказательство.
Да и насчет "развала Евросоюза при Ле Пен" есть большие сомнения. Французская экономика интегрирована в Евросоюз даже сильнее, чем немецкая. Так что вряд ли Марин Ле Пен после выборов решит полностью разрушить французскую промышленность.
Во Франции не будет "эффекта Трампа"
Владимир Огрызко, экс-министр иностранных дел (2007-2009 гг)
Во Франции вряд ли стоит ожидать повторения "эффекта Трампа" - ситуации в Вашингтоне и Париже несколько отличаются друг от друга. Во-первых, между Эммануэлем Макроном и Марин Ле Пен слишком большой разрыв. А во-вторых, после первого тура почти все претенденты, которые не прошли во второй тур, призвали своих избирателей голосовать за Макрона.
Поэтому единственное, что может изменить данную ситуацию – это какое-либо политическое землетрясение или какое-нибудь событие, которое может случиться за несколько дней перед выборами. Но я верю, что московским спецслужбам не удастся настолько пошатнуть ситуацию во Франции.
Что касается заявления Трампа о том, что Ле Пен является сильнейшей. Не стоит воспринимать его заявления буквально. Он и раньше говорил скандальные вещи – а потом либо сам отказывался от них, либо его помощники давали другие трактовки.
С другой стороны, если Ле Пен внезапно выиграет в этих президентских выборах, то под сомнение будет поставлена не только стабильность во Франции, но и в самой Европе. А это будет иметь достаточно негативные последствия, в том числе, и для Украины.
Поэтому ее победа – это угроза европейской стабильности. В этом плане я верю в здравый смысл французов, как и голландцев, и австрийцев. Этот правый или левый популизм сначала был на высоте, а потом те же самые голландцы и австрийцы чуть ли не в последнюю минуту принимали адекватные решения.
Здесь же ситуация намного лучше, поскольку с точки зрения этой избирательной кампании, лучших спарринг-партнеров не могло бы и быть. Либо вы хотите хаос, либо стабильность. Либо вы хотите непредвиденность, либо жизнь в цивилизованной Европе. Это те вещи, которые некоторые конструкторы выборов просто считают за счастье создать. А тут все сложилось объективно. Поэтому у Макрона, при правильной организации работы в эти последние несколько дней, все должно сложиться довольно позитивно.
Все европейские правые за Россию
Артем Скоропадский, руководитель пресс-службы Правого сектора
Безусловно, "Правый сектор" не поддерживает Марин Ле Пен, поскольку это не самостоятельная фигура. Она поддержала аннексию Крыма. А, учитывая, что Россия тратит огромные средства на подкуп европейских политиков, ее как раз и подкупили. Естественно, это будет худший выбор для французов.
Что касается в целом французских правых, то их нельзя называть полноценными правыми, это какие-то расово озабоченные придурки. Они ближе к расизму и нацизму. Стоит отметить, что почти все европейские правые на стороне России по вопросам Крыма и Донбасса. Исключение – ряд партий в Польше и странах Балтии.
Поэтому украинские правые вообще не возлагают надежд на кого-либо в Европе. У нее было три года, чтобы как-то поддержать Украину во время войны. Пока лишь идет сочувствие на словах, но большой помощи мы не видели, хотя за эти три года в Европе были разные правители – и правые, и левые.
Ольга Байвидович