Азов – это не добровольческий батальон, а отдельный отряд специального назначения в составе 12 бригады оперативного назначения Нацгвардии Украины.
Виртуальная победа
2 августа стало известно, что Верховный суд России признал "террористической организацией" украинский полк Азов. Соответствующее решение в РФ было принято после кровавого теракта в Еленовке, где оккупанты, вероятно, взорвали часть украинских военнопленных.
По мнению директора Агентства развития Приазовья Константина Батожского, РФ постарается использовать эту ситуацию с максимальной пропагандистской выгодой для себя.
"Россия хочет организовать трибунал над нацизмом. ПленникисАзовстали- это люди, которых хотят судить, чтобы продемонстрировать своей публике, что Путин, как и обещал, нашел "нацизм"в Украине. Теперь его необходимо показательно наказать. Россияне не смогли и не смогут победить в Украине, но победу могут придумать и одержать ее в виртуальном мире",- отметил К. Батожский в комментарии Фокусу.
Политолог также подчеркнул: пропаганда нацелена на чувства, эмоции. Поэтому в РФ пытаются сделать все, чтобы азовцы вызвали максимальное отвращение у россиян.
"Например, многочисленные телеграмм-каналы демонстрируют видео с татуировками бойцов- мол, смотрите, как у нацистов. Во-первых, никто не разбирается в символах. А во-вторых, и нужно ли вообще? У россиян есть татуировки с куполами и надписями А .У.Е (абревиатуру можно расшифровать как "арестантский уклад единый". - Ред). Нельзя судить о людях по их татуировкам, как в средневековье. Татуировка для Европы не аргумент".
На информацию о решении по Азову уже отреагировали в самом украинском полку. Там заявили, что РФ ищет новые поводы и объяснения своим военным преступлениям после публичной казни военнопленных в колонии Еленовки.
Кроме того, азовцы призвали Государственный департамент США и уполномоченные органы других государств признать Россию государством-террористом.
"Россия много лет своими ежедневными действиями доказывает этот статус. Ежедневно ее армия и спецслужбы совершают военные преступления. Попустительство этим преступлениям или молчание- это соучастие! Весь мир должен объединиться против государства-террориста!", - говорится в соответствующем сообщении.
Решение, не имеющее правовой ценности
Отвечая на вопрос об обвинении батальона Азов в неонацизме, президент Украины Владимир Зеленский еще в мае в интервью греческой телекомпании EPT подчеркнул: в 2014 году, когда страну защищали добробаты, многие их призывы были достаточно радикальными по отношению к РФ, но это был их личный взгляд.
"Батальон Азов – не добровольцы, а входят в состав Национальной гвардии. Они являются официальной армией нашего государства. Те, кто хотел заниматься политикой, они ушли и занимаются политикой. Решившие действовать в ВСУ они стали частью ВСУ", - сказал тогда президент.
Российский оппозиционный журналист Александр Невзоров, лично знакомый с закомандующим Азова Святославом Паламарем (Калиной), также полностью исключает обвинения бойцов полка в нацизме.
"Я не могу назвать в новейшей истории ничего подобного и ничего равного. Я категорически отвергаю подозрения и упреки в нацизме. Понимаю, что это слово мерзкое и используется только для дискредитации действительно замечательных людей, независимо от того, что мне о них будут петь", - подчеркнул он.
По словам советника главы Офиса президента Михаила Подоляка, признание Азова "террористами" в России является чисто внутренним пропагандистским продуктом. К тому же оно не имеет никакого влияния в сфере международного права.
"Несколько странно звучит: страна, стоящая в шаге от того, чтобы быть признанной спонсором терроризма и нарушающая любые правила и обычаи ведения войны, признает кого-то террористической организацией... Любое решение в российской юрисдикции в отношении Украины или ее военнослужащих не будет иметь никакой правовой ценности для мира и не будет сказываться на переговорном процессе по обмену пленными", - подчеркнул он в своем Telegram-канале.
Что теперь грозит военнопленным?
Адвокат, эксперт Медийной инициативы по правам человека Андрей Яковлев объяснил: если во время военных действий военнослужащие одной стороны оказались во власти противника, как это произошло с полком Азов, их можно считать военнопленными. Они получают защиту согласно Третьей Женевской конвенции, не позволяющей судить военнослужащих за участие в вооруженном конфликте.
Вместе с тем военный эксперт, полковник запаса ВСУ Роман Свитан сообщил в эфире телемарафона: после признания азовцев "террористами" их жизни угрожает большая опасность.
"Принятие такого решения выводит наших азовцев из статуса комбатантов в статус террористов, которых, в принципе, можно судить. Комбатанты неподсудны, исходя из всех подписанных конвенций, в том числе Россией, а террористов уже можно судить. И в зависимости от того, где они будут их судить - в России или "ДНР", сроки могут быть от пожизненного до смертной казни", - пояснилэксперт.
Р. Свитан также считает, что решение суда о признании Азова террористической организацией направлено на внутреннего российского потребителя. Власти РФ таким образом демонстрируют, что выполняют обещание по "денацификации" Украины.
Неудивительно, что россияне пытаются собирать "доказательства" так называемых "преступлений" Азова. Например, при фильтрации на неподконтрольных территориях представители российских сил проводят многочисленные допросы местных жителей, задавая им вопрос именно об Азове.
К тому же, по одной из версий, и теракт в Еленовке был одним из "пазлов" этой страшной игры: военнопленных могли подвергать пыткам, чтобы выбить у них нужные доказательства. А затем убили, чтобы скрыть последствия злодеяний.
Но может ли в таком случае сама Россия быть признана государством-спонсором терроризма? Многие эксперты, к сожалению, очень в этом сомневаются.
По словам политолога Андрея Вигиринского, статус страны - спонсора терроризма существует только в правовой традиции США, с привязкой к Министерству юстиции, Минфину и Министерству торговли Соединенных Штатов, а также финансовым операциям, осуществляемым в их денежной единице.
На сегодняшний день США не готовы прекратить все торговые операции с Россией: речь идет о поставках критической продукции, необходимой для авиационной отрасли, титана и обеспечении корпорации Boeing необходимыми средствами сырьевого характера. Кроме того, США не налагают санкции, относящиеся к продовольствию (удобрения, сельскохозяйственные культуры) и фармацевтической отрасли (лекарственные средства и средства защиты).
"Поэтому говорить о том, что Государственный департамент собирается предоставить России вышеупомянутый статус, я бы не стал", - считает политолог. И это – несмотря на уже внесенный в Конгресс США соответствующий законопроект.
Ирина Носальская