Встреча президента США Джо Байдена и главы КНР Си Цзиньпина на полях G20 свидетельствует о создании двухполюсного мира, о чем ранее заявлял Китай. Украинский вопрос пока одинаково важен для обоих лидеров.
Определение "красных линий"
Как напомнило агентство Bloomberg днем 14 ноября, это - первая встреча Байдена с Си Цзиньпином с момента вступления первого в должность. Лидеры США и Китая пожали друг другу руки в отеле на Бали. Общение длилось около двух часов.
"Рад вас видеть, - сказал президент США Си Цзиньпиню в начале переговоров. - На мой взгляд, мы разделяем ответственность - показать, что Китай и США могут справиться с нашими разногласиями, предотвратить конкуренцию от конфликта и найти пути для лучшего сотрудничества".
Глава КНР был еще более комплиментарным по отношению к американскому коллеге.
"Приятно вас видеть. Сейчас китайско-американские отношения находятся в такой ситуации, что мы все очень заботимся о них, потому что они не отвечают фундаментальному интересу наших двух стран и народов, и это не то, что ожидает от нас международное сообщество", - выразил мнение Си Цзиньпин.
Он добавил, что США и Китаю "нужно найти правильное направление" и "улучшить отношения".
Кстати, известно, что тема Украины - не единственный, хоть и не последний из ряда важных вопросов во время встречи президента Соединенных Штатов и главы Китайской народной республики на полях G20. И, если учесть это - изменится ли что-то для нашей страны после обсуждения украинского вопроса? Ведь очевидно, что Китай вряд ли сразу перейдет с "серой" на "белую" сторону в поддержке Украины.
"Не думаю, что предметом дискуссии вообще является склонение Джо Байденом Си Цзиньпиня к тому, чтобы он занял какую-то позицию именно в украинском вопросе в пользу Украины. Те, кто анализирует эту встречу, фактически говорят уже о рождении формата Большой двойки в рамках Большой двадцатки: два полюса мира, которые будут определять экономическую природу взаимоотношений в пределах планеты в течение нескольких десятилетий, - отметил политолог Андрей Вигиринский в комментарии 24 каналу. - На повестке у них - вопросы военного противостояния и угроз, а к ним отнесен вопрос Северной Кореи, Ирана, но приоритетными являються вопросы Тайваня, а также, в частности, и Украины. Это - военный блок. Стороны не будут пытаться убедить друг друга занять определенную позицию. Они будут пытаться найти общие точки соприкосновения, которые будут помогать стабилизировать мир".
В то же время политолог вспомнил слова Байдена на саммите ASEAN о том, что он с Си "начнет диалог с более сильной позиции", но ему "это не нужно" - потому что они с Си Цзиньпинем друг друга знают и должны понимать, что от их отношений зависит стабильность и благополучие планеты. При этом президент США подчеркнул, что не будет молчать по поводу нарушений ценностей западного мира. Однако он не хочет, чтобы эти противоречия становились основой для эскалации, что может привести мир к глобальной экономической катастрофе.
"То есть, что они будут обсуждать, если перевести на "человеческий язык", и каков будет результат этого диалога? Есть конкуренция между Китаем и США в вопросах технологий. Известно, что США наложили ряд ограничений на изготовление в Китае современных процессоров и участия резидентов США в компаниях, работающих в КНР. Есть ограничения в отношении компании HUAWEI, развивающей технологии 5G, есть и ограничения, касающиеся торговли. Это экономический блок, требующий определения "красных линий" Китая, которые бы он не хотел, чтобы США пересекали. Соединенные Штаты хотят определить свои "красные линии", при этом важно, что ни Китай, ни США не будут пытаться навязать свою систему управления другой стране, в отличие от России - несмотря на то, что будут звучать обвинения по поводу уйгуров со стороны США и по поводу "нулевой толерантности" к ковиду, и по другим ограничениям для граждан Китая. Однако это не станет основанием для санкций против Китая", - уточнил он.
При этом накануне встречи лидеров США и КНР на G20 китайский МИД опроверг заявление американского лидера о том, что Китай "дистанцировался" от РФ. Как сообщило провластное китайское издание Global Times, спикер МИД КНР Чжао Лицзянь опроверг это и заявил, что отношения между Китаем и Россией являются "незыблемыми, как скала". По его словам, Китай готов работать с РФ, чтобы "способствовать устойчивому развитию отношений в правильном направлении".
Впрочем, отметил А. Вигиринский, Китай, в отличие от России, считает себя цивилизацией "самой в себе": порядок, который китайцы сформировали у себя в стране, они не пытаются никуда "экспортировать".
Сто лет одиночества РФ
В то же время, Украина намерена просить лидеров Большой двадцатки исключить оттуда Россию. Нужно ли и целесообразно ли это сейчас? Как считает А. Вигиринский, с точки зрения официальной украинской риторики (являющейся, так или иначе, риторикой страдающей от войны страны) требовать подобное - вполне закономерно.
"Но не нужно возлагать чрезмерные ожидания на то, что нас услышат в этом вопросе. То есть мы делаем то, что от нас зависит: радикализируем всю международную дипломатию в направлении осуждения и применения всех возможных ограничений по отношению к России. Но, вместе с тем, надо понимать, что G20 - это все-таки площадка, на которой представлены, в том числе, и дружественные России страны. И без их согласия это исключение, как минимум, невозможно, - констатировал он. - Более того, напомню, в начале активной фазы войны, кажется, в марте, со стороны США от господина Джо Байдена было заявление о том, что он будет добиваться исключения России из G20. С тех пор уже прошло больше полугода, но эта риторика из уст Соединенных Штатов, представляющих тот мир - к которому фактически апеллирует Украина, дружественный, союзнический, оказывающий нам дипломатическую, финансовую и военную поддержку - эта риторика исчезла".
Поэтому, по мнению эксперта, подобное голосование "путем поднятия рук" во время встречи на Бали - вряд ли состоится.
"Учитывая то, что консолидированной позиции среди участников не будет, в отличие от формата G7 (который раньше был G8, и из которого единодушно исключили РФ), G20 мы такого ожидать не можем", - предусмотрел он.
При этом правозащитник Марк Фейгин констатирует: несмотря на слабые перспективы исключения РФ из Группы двадцяти, главные мировые игроки давят на президента РФ, чтобы ограничить его разрушительные военные намерения.
"Думаю, до определенного момента он (Путин - ред.) думал еще о применении тактического ядерного оружия, потому что подземные ядерные испытания они, кажется, ведут. Но в какой-то момент это снялось - очевидно, благодаря непубличному процессу давления на Путина, к которому присоединились все главные игроки. Кроме "коллективного Запада", это Индия и Китай. Невозможно войти в эту историю с надеждой, что ты можешь с удачным для себя результатом "выскочить", если у тебя вообще нет союзников. А если на твоей стороне только Северная Корея и Иран - это недостаточный набор, чтобы решиться на применение неконвенционных средств", - подчеркнул М. Фейгин.
Как сообщили в Белом доме по итогам встречи Джо Байдена и Си Цзиньпиня, на переговорах на Бали лидеры США и Китая согласились, что ядерное оружие никогда не должно использоваться, в том числе, и в Украине.
"Президент Байден вспомнил жестокую войну России против Украины и безответственные угрозы России применить ядерное оружие. Президент Байден и глава Си подтвердили свое согласие с тем, что ядерная война никогда не должна вестись, и что ее нельзя выиграть, и отметили свое несогласие с применением или угрозой применения ядерного оружия в Украине", - говорится в заявлении Белого дома.
Ирина Носальская