Из-за разрушения промышленных предприятий и оккупации территорий, на которых они размещены, промышленное производство Украины сократилось на 30-40%.
ВВП Украины сократилось за прошлый год на 30,4%, по оптимистическим данным промышленное производство упало на 30-40%. Эксперты говорят, что сейчас есть большая угроза деиндустриализации страны и призывают власти принимать меры уже сейчас, чтобы этого не допустить.
После войны возможна деиндустриализация
Во время войны многие промышленные предприятия были повреждены или уничтожены, некоторые оказались на временно оккупированных территориях. Даже те, которые не разрушены и находятся на подконтрольной Украине территории, имеют проблемы с логистикой, сбытом продукции и сталкиваются с нехваткой средств. Эксперты начинают бить тревогу и призывают власть уже сейчас во время войны делать что-то, чтобы сохранить промышленный потенциал страны и не превратиться исключительно в аграрную страну.
Максим Орыщак, аналитик компании “Центр биржевых технологий” (ЦБТ) говорит, что проблемы украинской экономики очевидны и являются следствием тяжелых инфраструктурных разрушений в период войны. Поэтому сейчас из-за этого фактора мы стоим на пороге деиндустриализации. По сути это означает, что запущен процесс социальных и экономических изменений, вызванных снижением или полным прекращением индустриальных активностей в стране, особенно в тяжелой промышленности и индустриальном производстве.
В свою очередь Андрей Ропицкий, директор индустриального парка “Белая Церковь” в комментарии GMK Center говорит, что после окончания боевых действий вполне возможна деиндустриализация Украины. Украинская промышленность переживает очень сложные времена из-за падения спроса, сложности экспорта, релокации, нарушения цепей поставок, веерных отключений света, блокирования налоговых деклараций и т.д.
Надо спасать промышленный потенциал страны
Эксперты говорят, что уже сейчас власти нужно делать шаги, чтобы спасти промышленность и избежать деиндустриализации.
По мнению народного депутата Дмитрия Кисилевского, нужно способствовать созданию производств даже во время войны. Это можно сделать с помощью таких инструментов, как страхование военных рисков, доступ к длинным и дешевым деньгам, компенсация расходов на капитальные инвестиции в перерабатывающую промышленность посредством налогов, стимулирование экспорта перерабатывающей промышленности, расширение применения локализации в госзакупках и развитие индустриальных парков.
В свою очередь А. Ропицкий говорит, что отечественному производителю нужна господдержка. По его мнению, благодаря закону о локализации местная составляющая в стоимости сырья, материалов, узлов и агрегатов, закупаемых за госсчет, должна быть не менее 15%. Этот механизм поддержки даст толчок развитию перерабатывающей промышленности, привлечет инвестиции и создаст около 60 тыс. новых рабочих мест.
Также, по его мнению, нужно стимулировать выход товаров украинского производства на европейские рынки.
Украина может воспользоваться сложившимися обстоятельствами, чтобы превратить их в свои плюсы и не восстанавливать все разрушенное в том же виде, в каком оно было до войны, а сделать все на современный лад. Тогда и экология в Украине станет лучше, и доходы вырастут.
К примеру, по словам Ивана Никитченко, директора Crane IP Law Firm металлургия до войны не показывала качественных изменений, оставаясь зависимой от ценовых трендов в мире. Возможно, это шанс для нее модернизироваться.
В свою очередь директор UParks и Industrial Management Company Валерий Кирилко говорит, что нужно будет восстанавливать все так, чтобы производство имело перспективы развития – создавать предприятия более высокого уровня по технологиям, качеству, организации производства и т.д.
По мнению А. Ропицкого, у нашей страны есть все предпосылки для новой волны индустриализации. Ведь хотя производственные компании имеют значительные потери доходов и снизили объемы производства, они с оптимизмом смотрят на сроки выхода на довоенный уровень производства в ближайшие годы, особенно если им будет предоставлена грантовая помощь или государственная финансовая поддержка.
Кое-что для сохранения промышленного потенциала страны делается уже сейчас.
Так премьер-министр Украины Денис Шмигаль говорит, что правительство работает над продолжением экономического безвиза с ЕС, улучшением логистики и новыми маршрутами для экспорта украинской продукции.
Также он обещает, что правительство и дальше будет помогать частному сектору. Будут продолжены программы льготного кредитования, в частности для возобновления бизнеса, программа грантов “еРабота”, регуляторные и фискальные стимулы в рамках Дія City, индустриальных парков и инвестнянь.
В то же время, есть эксперты, которые не видят проблем в возможной деиндустриализации. Так, Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, говорит, что после войны стране нужно сконцентрировать внимание на аграрном комплексе.
“Украина сильна агробизнесом. Она продемонстрировала это даже во время войны, продолжая кормить мир. Именно в эту отрасль и нужно инвестировать после окончания войны. Тем более что в следующем году запускается рынок земли”, - говорит эксперт.
Надо решать проблему комплексно
М. Орыщак считает, что проблему падения промпроизводства следует решать комплексно.
Наиболее глубинные задачи, по его мнению, состоят в создании надежной правовой базы, чтобы иностранные инвесторы чувствовали себя защищенными, когда будут вкладывать деньги в восстановление промышленного потенциала Украины. Также остро стоит вопрос коррупции, поскольку даже в период войны мы регулярно сталкиваемся с громкими делами о хищении имущества и средств из бюджета. Поэтому проблема украинской экономики не только в разрушениях и систематической нехватке финансирования, а значит, не стоит ожидать, что господдержка отечественного производителя или страхование военных рисков в совокупности с доступом к длинным и дешевым деньгам помогут. По мнению эксперта, во время войны Украине нельзя предоставлять доступ к дополнительному финансированию под предлогом спасения экономики. Во-первых, есть риск повторных разрушений, пока не закончена война. Во-вторых, пока идет война, коррупционные схемы на низах могут испортить планы нашего правительства по спасению экономики.
Если брать пример восстановления и впоследствии процветания стран, необходимо максимально сконцентрировать усилия вокруг существующих экономических мощностей, не сетуя на проблемы разрушений. Когда война будет окончена, нужно будет строить современные заводы, а пока целесообразным будет планирование актуальных производств на будущие годы и обучение персонала.
Люди нуждаются в работе, поэтому их нужно научить тем специальностям, которые понадобятся Украине для восстановления после войны. Если сконцентрировать усилия на том, чтобы заниматься обучением людей или перепрофилированием под нужды государства после войны сейчас, то в послевоенное время наша экономика может получить мощный приток инвестиций. Потому что у нас будет готовая армия специалистов не с юридическим и экономическим образованием, которые не востребованы, а с техническим или производственным уклоном, что позволит населению получать рабочие места на заводах и восстанавливать страну.
Виктория Хаджирадева