В Израиле постепенно утихают протесты, вызванные скандальной судебной реформой. Однако эксперты отмечают, что премьер-министр страны Беньямин Нетаньяху пока не отменил своего намерения.
В чем суть судебной реформы Израиля
Акции протеста в Израиле продолжаются уже несколько месяцев. Все из-за того, что правительство Беньямина Нетаньяху предложило судебную реформу, согласно которой у Верховного суда Израиля забрали право на блокирование решений парламента, если судьи сочтут их незаконными. Кроме того, предусмотрена новая процедура назначения судей. Таким образом, правительство и парламент получают большую власть, что разозлило граждан страны, и они с января протестовали против реформы.
Критики реформы считают, что нововведение ослабит суды, поставит под угрозу гражданские свободы и навредит экономике. Мол, судебная реформа грозит демократическим ценностям Израиля. Также критики правительства говорят, что Нетаньяху продвигает реформу из-за собственного судебного процесса по делу о коррупции, где его обвиняют в мошенничестве, взяточничестве и злоупотреблении доверием.
Также Нетаньяху отправил в отставку министра обороны Иова Галланта, который в эфире местного телевидения заявил, что армия не поддерживает такую реформу и разочарована в ней. Раскол произошел также и в партии Ликуд, лидером которой является Нетаньяху: часть поддержали Галланта, другие призывали к его отставке.
"Углубление раскола проникает в военные и оборонные институты – это явная, непосредственная и реальная угроза безопасности Израиля. Я поддерживаю реформирование системы правосудия, но это должно быть сделано с одобрения общества. План пересмотра судебной системы, объявленный 4 января, ввел Израиль в тяжелейший политический кризис за последние годы и массовые протесты, в которых участвовали одномоментно до 500 тысяч человек", – именно после этих слов был уволен Галант.
Отреагировали на увольнение и протестующие. В воскресенье, 26 марта, акции возобновились с еще большим размахом. Поэтому в Тель-Авиве полиция с помощью водометов и офицеров на лошадях разогнала протестующих. Некоторые демонстранты бросали в офицеров предметы, например, бутылки с водой.
Протестующих поддержал президент Ицхак Герцог, а мэры почти 30 городов объявили голодовку. Сами протесты переросли в забастовки: остановилась работа аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авиве, порта в Хайфе, медучреждений, ряда торговых центров. К забастовке присоединились и дипломаты – приостановило работу посольство Израиля в США.
"Происходящее в Израиле – один из самых глубоких политических кризисов в стране за последние десятилетия. Судебная реформа, предложенная командой Нетаньяху, может существенно изменить правила политической игры, сделав демократию заложницей интересов персон, получивших власть. Есть версия, что Нетаньяху пошел на такой рискованный шаг, в том числе, чтобы отвлечь внимание общества от коррупционных расследований против его близкого окружения, а также получить возможность спустить эти расследования на тормозах", - рассказал в комментарии Апострофу глава Центра прикладных политических исследований Пента Владимир Фесенко.
Нетаньяху избегает гражданской войны
На фоне протестов эксперты начали говорить о приближающейся гражданской войне в Израиле. Тем не менее, президент США Джо Байден не считает, что протесты в Израиле перерастут в войну, заявляет Белый дом.
"Президент считает, что одной из замечательных черт Израиля является его сильная история демократии", – заявил журналистам представитель Белого дома по национальной безопасности Джон Кирби.
В то время как Соединенные Штаты "обеспокоены" планами правительства Нетаньяху по судебной системе, "президент не обеспокоен тем, что Израиль может скатиться до какой-либо гражданской войны", - сказал Кирби.
К тому же сам Нетаньяху отложил свой спорный план судебной реформы, заявив, что хочет "избежать гражданской войны" и найти компромисс с политическими оппонентами.
В своей речи в прайм-тайм Нетаньяху, ранее отвергавший призывы отложить принятие закона, выбрал более примирительный тон, чем в последних выступлениях. Он признал глубокие разногласия в стране и сказал, что нажимает кнопку паузы, чтобы предотвратить раскол в стране.
"Когда есть возможность избежать гражданской войны путем диалога, я, как премьер-министр, беру тайм-аут для диалога", – сказал он.
Он пообещал добиться "широкого консенсуса" во время летней сессии парламента, которая начнется 30 апреля.
Впрочем, перед обращением премьер-министра массовое антиправительственное протестное движение заявило, что отсрочки недостаточно.
"Временного замораживания недостаточно, и общенациональные протесты будут усиливаться, пока закон не будет отклонен Кнессетом", - заявили организаторы.
По словам журналиста израильского аналитического портала Подробности Романа Янушевского, митинги и сотни тысяч людей подтолкнули Нетаньяху к процессу переговоров, которые пройдут в ближайшие недели.
"Это время будет использовано как возможность договориться с оппозицией и выработать какой-то общий механизм продвижения судебной реформы. К чему это приведет – не знаем. Мы видим демократию в действии и спор, "что здесь вообще демократия": влияние улицы или то, что продвигает коалиция. Это такой вопрос, на который пока нет ответа", – говорит журналист в комментарии 24 каналу.
В свою очередь эксперт-международник Денис Москалик в эфире Украинского радио проанализировал, что будет с самим Нетаньяху.
"Правящая коалиция уже сейчас пошла на отступление. Были заявления о том, что они отсрочат или вообще откажутся от судебной реформы. То есть в данной ситуации власти испугались волны протестов. И сейчас существует высокий риск повторных перевыборов и потери власти со стороны Нетаньяху. Посмотрим, насколько умело им удастся сманеврировать. Он очень опытный игрок, много лет держащий власть в Израиле. Возможно, и в этот раз он сможет избежать катастрофы собственной политической карьеры", - говорит Москалик.
К тому же судебная реформа в Израиле была продуктом всего коалиционного правительства, говорит Илия Куса, эксперт по Ближнему Востоку в Институте будущего. Скорее всего, считает он, Нетаньяху все же отменит реформу, протесты закончатся – "и начнутся потрясения внутри коалиции".
"Это не только личная прихоть Нетаньяху. Я думаю, если от нее откажутся, то некоторые партии заявят о выходе из коалиции. И страна может пойти на очередные досрочные выборы", - говорит Куса.
Израиль и Украина: что дальше
С начала полномасштабного вторжения почти год Израиль занимал максимально нейтральную позицию по отношению к российско-украинской войне. Но казалось, в последние недели лед тронулся: по сообщениям западных СМИ, Израиль одобрил экспортные лицензии на возможную продажу Украине для двух своих компаний, разрабатывающих системы борьбы с дронами. Но прошли дни после этого сообщения – и Министерство иностранных дел Украины 20 марта вызвало посла Израиля в Украине Михаэля Бродского.
По словам источника ZN.UA, во время встречи израильскому дипломату было выражено недовольство украинской стороны отсутствием прогресса по получению Украиной от Израиля кредита в виде госгарантий на сумму 200 млн. дол.
Также было выражено недовольство тем, что израильская сторона не готова признать ЧВК Вагнер террористической организацией, хотя сама призывает Украину признать террористической организацией Корпус стражей Исламской революции (КСИР).
"Такие действия нашей власти, как минимум, не логичны. Израиль передал нам техническую документацию на "шахеды", что позволило улучшить работу нашей ПВО. ЦАХАЛ, как минимум, трижды сносил производства БПЛА в Иране. Наши враги не досчитались сотен БПЛА, которые могли быть использованы против Украины. Не говоря уже о том, что посла Бродского вызвали "на ковер" почти на следующий день после того, как правительство Израиля согласовало лицензии на продажу важных оборонных систем", - отметил военный эксперт Дмитрий Снегирев в комментарии Апострофу.
По мнению Дениса Москалика, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать изменений в отношениях между Украиной и Израилем.
"Израиль стоит перед собственными политическими дилеммами, основной из которых является дилемма выживания. Это прямая угроза со стороны ядерных и ракетных сил Ирана, отношения с арабскими соседями и Соединенными Штатами как основного гаранта безопасности Израиля. На уровне личных отношений, отношений между определенными организациями, гуманитарными инициативами между Израилем и Украиной все очень хорошо. А на межгосударственном уровне можем констатировать, что нет такой степени сотрудничества, как, скажем, с Польшей", - говорит Москалик.
Валерия Шипуля