Фото: РИА Новости (ілюстративне фото)
При условии отсрочки/реструктуризации долговая нагрузка на бюджет в ближайшие 3-4 года будет умеренной
Наша страна пока не смогла договориться с обладателями облигаций об отсрочке уплаты долга. Это чревато банкротством, но время еще есть.
Украина не смогла договориться с обладателями облигаций о реструктуризации международного долга на сумму около 20 млрд долл. Это может привести к дефолту. В то же время у нас еще есть полтора месяца, чтобы убедить инвесторов. Удастся ли это сделать и что грозит стране в случае если будет объявлен дефолт?
Предложение Украины и позиция кредиторов
В 2022 г. владельцы еврооблигаций Украины согласились на двухлетние каникулы, срок которых истекает в августе. А без достижения нового соглашения Украине может угрожать дефолт. Сейчас Украина пытается пересмотреть свой долг, чтобы сохранить доступ к международным рынкам и одновременно выполнить требования МВФ по реструктуризации. Ведь программа сотрудничества Украины с МВФ предусматривает проведение двухэтапной реструктуризации внешнего долга – в 2024 и 2026 гг. Кабинет Министров обнародовал на Лондонской фондовой бирже заявление с предложением о реструктуризации коммерческого внешнего долга Украины. Предложение заключается в обмене всех 13 серий еврооблигаций либо на серию инструментов с фиксированным доходом и государственные деривативные инструменты, либо на серию простых облигаций.
“Позиция Украины, которая поддерживается МВФ и другими официальными кредиторами (ЕС, США), заключается в продлении отсрочки еще на 3-4 года (условно до августа 2027 или 2028 года). Подчеркну, по программе EFF, если смотреть на суммы экономии на обслуживании долга, речь идет именно об отсрочке”,- написал в колонке для Европравды Данило Гетманцев, председатель комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.
В свою очередь, позиция кредиторов, озвученная в статье в Wall Street Journal, состоит в том, что они хотят, чтобы Украина возобновила по крайней мере частичное обслуживание долга (уплату процентов) в обмен на его частичное списание.
“У Украины есть непогашенные еврооблигации на 20 млрд долл. и группа иностранных владельцев части этих евробондов хочет получить до 500 млн долл. процентов по государственному долгу в 2025 г.”,- пишет The Wall Street Journal.
В статье речь шла по 0,5 млрд долл. ежегодных процентных платежей начиная с 2025 г. Это гораздо меньше, чем мы должны платить, если обслуживать долг по плану, потому что только в 2024 г. мы должны оплатить 3,6 млрд долл. процентов, набежавших за период действия моратория на выплаты в августе 2022 – августе 2024 гг., еще 1,35 млрд долл. процентов в среднеммы должны ежегодно платить за2025-2027 гг.
“Но даже таких средств (0,5 млрд долл. ежегодно) дополнительно нет в бюджете воюющей за свою независимость страны, и Украина вряд ли себе сможет позволить делать любые выплаты”,- говорит Гетманцев.
Украине очень нужна реструктуризация
В то же время, пока инвесторы не приняли предложение Украины. Министр финансов Украины Сергей Марченко заявил, что переговоры будут продолжены. Он ожидает, что правительство достигнет соглашения к 1 августа.
“Сильные армии должны поддерживаться сильными экономиками для того, чтобы выигрывать войны. Украина продемонстрировала чрезвычайную стойкость, столкнувшись с полномасштабным вторжением России, а наша экономика превзошла все ожидания. Но это хрупкое равновесие, которое зависит от продолжения последовательной и значительной поддержки партнеров. Своевременное реструктуризация долга является важной частью этой поддержки”, - подчеркнул министр.
Он напомнил, что Украина проводила консультации с инвесторами на постоянной основе с начала неспровоцированного полномасштабного вторжения России и приложила немало усилий, чтобы провести переговоры с советниками и членами Комитета владельцев еврооблигаций на основе взаимного доверия.
“Я знаю, что мы просим частных кредиторов приложить значительные усилия с их стороны, но без реструктуризации Украина не сможет достаточно профинансировать нашу оборону и начать программу восстановления и реконструкции, которая является общей целью для всех наших партнеров как из государственного, так и частного секторов.”,- подытожил Марченко.
Удастся ли Украине договориться
В Украине как представители власти, так и эксперты надеются, что договориться о реструктуризации у Украины получится. Так, Гетманцев, говорит, что не сомневается, что соглашение будет достигнуто.
“Сейчас речь может идти не о возможности реструктуризации (будет или не будет), а об условиях, на которых может произойти долговая операция”,- говорит он.
Также считает Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра. По его мнению, маловероятно, что в Украине сейчас произойдет дефолт.
“В любом случае, будет реструктуризация. Просто неизвестно, какой вариант выберут инвесторы. Это сейчас тема для дискуссии”, - считает он.
Эксперт прогнозирует, что особых проблем с этим не будет. Если 20% крупнейших владельцев облигаций согласятся, другие должны будут согласиться также.
По его мнению, в любом случае до 2027 г. не нужно будет погашать долги, а вот что будем делать дальше, когда нужно будет погашать, а денег не будет – это вопрос. Тогда действительно будет риск дефолта.
В свою очередь инвестиционный банкир Сергей Фурса подчеркнул, что кредиторы имеют три варианта: не принять предложения украинского правительства и пойти в дефолт, пролонгировать период каникул или договориться.
“Дефолт среди этих вариантов – наименее вероятная ситуация. Потому что дефолт не нужен, в частности, и крупным инвестиционным компаниям, таким как Pimco и BlackRock, ведь с имиджевой точки зрения для них это будет очень плохо”, - сказал он в эфире Факты ICTV.
По его мнению, дефолта точно не будет.
“Что будет: какая договоренность или пролонгация? Трудно сказать”,– говорит эксперт.
Что ждет Украину в случае дефолта?
В долгосрочной перспективе дефолт может привести к утечке капитала. Инвесторы могут начать выводить свои деньги из Украины, что приведет к сокращению инвестиций, экономическому спаду и ограничению доступа к международным рынкам капитала. Если Украина не сможет одалживать деньги на международных рынках капитала, это может привести к дефициту бюджета.
Также произойдет обесценивание национальной валюты, что приведет к росту цен на товары и услуги. Это сильно ударит по людям с низким доходом, которые тратят большую часть своего бюджета на продукты питания и другие предметы первой потребности.
В свою очередь банки станут более осторожными в предоставлении кредитов, что усложнит процедуру получения денег на покупку жилья, автомобиля или другие крупные покупки.
Также дефолт может привести к экономическому спаду, что спровоцирует рост безработицы. Это существенно скажется на людях, работающих в таких отраслях как промышленность и строительство.
По мнению Гетманцева, не существует полезного дефолта.
“В полноценном дефолте обе стороны (кредитор и должник) не заинтересованы. Нет никакого “полезного” и животворного дефолта”, - говорит он.
По его словам, начиная с 2016 г., Украина выстраивала доверительные отношения с коммерческими внешними кредиторами, действуя как надежныйзаемщик даже в таких сложных условиях как сейчас.
“Такие отношения необходимо продолжать, конечно договариваясь при этом обослаблении долгового бремени и переносе расходов на его обслуживание на агрессора”, - говорит Гетьманцев.
При условии отсрочки/реструктуризации долговая нагрузка на бюджет в ближайшие 3-4 года будет умеренной, и мы с ним справимся.
Виктория Хаджирадева