Корреспондент.net,
17 октября 2024, 16:14
Как только наши Силы обороны научились направлять часть пораженных дронов в Беларусь, начались уже совсем чудеса. При массированном налете РФ все чаще теряет свои беспилотники "локационно". Что это значит?
Таинственный способ: при чем здесь F-16
Только за последние двое суток количество таким образом утраченных россиянами шахедов выросло в разы.
Судите сами: наши военные отчитываются, что в ночь на 16 октября Россия запустила по Украине 136 БПЛА типа Шахед (запуски: Курск, Орел, Приморско-Ахтарск).
Чтобы отразить нападение, были привлечены: авиация; противовоздушные ракетные силы; подразделы РЭБ; мобильные пожарные группы.
Во время отражения нападения 51 вражеский БПЛА был сбит в Сумской, Черкасской, Кировоградской, Тернопольской, Херсонской, Харьковской, Житомирской, Донецкой, Днепропетровской, Николаевской областях, а также в Киевской, Полтавской, Черниговской и Черновицкой областях.
Уже самая география борьбы с шахедами на территории Украины впечатляет. Однако есть еще один интересный факт: в результате активного противодействия средствами электронной борьбы (РЭБ) 60 российских беспилотников были локационно потеряны в разных регионах Украины, сообщает Генштаб.
Кроме того, два вражеских беспилотника вернулись обратно в направлении Российской Федерации.
Уже на следующую ночь (украинцы знают, что атаки шахедами страна-агрессор РФ совершает на нас каждые сутки) история повторилась.
Оккупанты запустили 56 дронов ударного типа и беспилотников неизвестного типа (запуски - Курск, Орел, Приморско-Ахтарск).
Силы противовоздушной обороны уничтожили 22 вражеских беспилотника. Еще 27 ударных дронов снова были локально потеряны в результате радиоэлектронной борьбы, сообщают Воздушные Силы Украины в Telegram. Два беспилотника опять покинули наше воздушное пространство и направились в Беларусь.
Что же происходит?
Россияне изменили тактику применения шахедов, запуская их на большей высоте. Таким образом, они пытаются обойти украинские мобильные группы ПВО, сообщил главный редактор Defense Express Олег Катков.
"Это значит, что их стало возможно сбивать, во-первых, с вертолетов. Уже есть множество видео, как это происходит. Во-вторых, если цель высотная - против нее объективно проще работать средствами РЭБ. Ведь она видна с большей дальности, радиогоризонт к ней гораздо больше", - пояснил Катков в эфире Radio NV.
В связи со всем этим, указал эксперт, в статистике Воздушных сил значительно возросло количество средств БПЛА, которые были посажены РЭБами, а не сбиты.
"Поэтому сейчас возможна такая ситуация. Причем она совпала с тем, что Украина получила F-16, которые и должны выполнять роль ПВО на первых этапах. И не только путем сбивания целей. Но и банально из-за того, что у F-16 достаточно качественная радиолокационную станцию, которая может определять малоразмерные объекты на фоне земли. И они могут выполнять функции самолета для обнаружения целей", - добавил эксперт.
Впрочем, не все так просто и с применением РЭБ. Специалист по радиотехнологиям Сергей Бескрестнов (Сергей Флеш) в своем Telegram-канале рассказал, что украинские системы РЭБ не "сбивают" российские шахеды в буквальном смысле, а лишь дезориентируют их в пространстве, подавляя сигналы спутниковой. навигации. Тогда БПЛА не понимает, где он находится, не может найти цель.
Однако это еще не гарантирует отражения атаки: шахед может пролететь зону РЭБ по внутреннему компасу, снова найти цель и полететь к ней. Правда, такой сценарий возможен только при условии, что цель находится вне зоны действия средств радиоэлектронной борьбы.
Если же цель находится внутри зоны РЭБ, российский дрон с угнетенным сигналом может начать кружить, влетая и вылетая из этой зоны. В итоге у такого БПЛА заканчивается топливо, или его сбивают силы противовоздушной обороны (ПВО).
Очевидно, именно это сейчас и происходит, потому что участились как официальные сообщения, так и рассказы очевидцев именно о таких "танцах по кругу" вражеских беспилотников в украинском небе.
Гонка развития РЭБ
Поэтому очевидно: чем больше средств РЕБ мы будем иметь, тем лучше будем защищены.
Однако два года назад никто из военных и не думал, что средствами радиоэлектронной борьбы нужно будет оборудовать не только каждую военную единицу техники, но и в идеале оснастить каждого бойца.
Переосмыслить эту технологию заставило появление FPV-дронов, пишет ЭП. Как только стало ясно, что едва ли не единственный способ уничтожить вражеский дрон - это прервать его связь с оператором, Украина и Россия вступили в технологическую гонку.
Бывший главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный еще в колонке для The Economist писал, что враг значительно лучше овладел этой технологией, поэтому Украине срочно нужно догонять, замечает издание.
"В 2022 году мы поставляли десятки комплексов в месяц. В 2023-м - сотни, в 2024-м - тысячи", - отчитался представитель компании Kvertus, одного из крупнейших украинских производителей РЭБ.
Что ж, достижения очевидны. Однако Украине нужно создать единый государственный орган по реализациигосполитики в области дронов, роботов и средств радиоэлектронной борьбы, который будет иметь полномочия министерства и прямое подчинение СНБО и/или Ставке Верховного главнокомандующего и будет заниматься развитием отрасли комплексно, - считает эксперт в области БПЛА Юрий Касьянов.
В свежей статье "Идеология развития беспилотного рынка дает сбой. Что нужно делать" он указывает, что активное использование дронов в войне требует единого подхода к анализу ситуации, изучению опыта применения дронов, принятию мер по развитию отрасли, стимулированию критически важных направлений, закупке дронов, трансформации силовых структур для эффективного выполнения задач новой войны дронов и роботов, пишет ZN.ua.
То есть, необходима разработка государственной политики в области дронов и средств борьбы с ними.
Комитет по дронам и средствам РЭБ должен составляться исключительно из специалистов, занимающихся разработкой, производством и применением дронов и РЭБ, и иметь широчайшие полномочия по развитию отрасли в рамках жестко прописанного и утвержденного на заседании СНБО или Ставки плана. Возглавить такую структуру следует политически незаангажированному, но профессиональному и амбициозному человеку, подчеркивает специалист.
Ирина Носальская