Украинский бизнес все активнее использует кредиты для повышения собственной энергоэффективности, и, как следствие, для сокращения издержек
Банки уже сегодня готовы кредитовать реальный сектор по проектам повышения энергоэффективности – производство, прежде всего импортозамещение, услуги, розничная торговля, транспорт (в т. ч. коммунальный). "Повсеместно в бизнесе эксплуатируется много оборудования, которое родом еще из 80-х годов. Мало того, что это оборудование уже изношено, не удовлетворяет возросшим требованиям к качеству продукции, но оно еще и крайне расточительное в смысле энергопотребления, – описывает нынешнее состояние дел у кредитуемых компаний Кирилл Шевченко, председатель правления Укргазбанка. – Почти повсеместно есть потребность к его замене на более современное оборудование. Нужны кредиты. И нужно сразу на этапе выбора нового оборудования или транспорта учитывать потребность в снижении потребления ресурсов, прежде всего, энергоресурсов".И речь идет не только о производстве и коммерческой недвижимости но и об энергомодернизации жилых объектов.
Если посмотреть на ситуацию в реальном секторе в целом, то получается, что, с одной стороны, есть в наличии неэффективное с энергетической точки зрения и устаревшее оборудование, а с другой – неизбежно растущие цены на энергоносители. И эти затраты на энергоносители в итоге очевидным образом влияют на конечную стоимость продукта.
"Чаще всего к нам обращаются за кредитами, нередко просят профинансировать приобретение техники в лизинг. И в обоих случаях, когда приходят за каким-то новым транспортом либо оборудованием, то над энергоэффективностью думают не в первую очередь, – говорит директор департамента малого и среднего бизнеса Укргазбанка Михаил Медко. – У заемщика не всегда есть видение этой стороны проекта". В Укргазбанке любят приводить пример с пивзаводом, который за счет выбора более современного и очень экономичного, пусть и подороже, холодильного оборудования получил экономию в 700 тыс. грн. в год за счет сокращения расходов на электроэнергию. "Собственники пока не так часто задумываются об энергоэффективности – они больше занимаются вопросами налогообложения, проблемами с проверяющими органами, кадрами, новыми рынками, – перечисляет Медко. – Но постепенно приходит видение и понимание того, какие высокие результаты можно получать, если учитывать фактор энергоэффективности". В банке вспоминают о том, как еще в 2015 году вместе с IFC (Международная финансовая корпорация, входит в группу Мирового банка) собирали бизнесменов на семинарах, чтобы на примерах показать, какие высокие финансовые результаты приносит учет фактора энергоэффективности, сколько дополнительной прибыли могут принести мероприятия по снижению потребления энергоресурсов.
Более того, к бизнесу постепенно приходит понимание, что на выходе получается не только снижение затрат на энергоресурсы и топливо, не только рост прибыли, но и сокращение объема вредных выбросов в окружающую среду. "О снижении выбросов думает примерно каждый третий, хотя, конечно, о росте производительности и снижении затрат они думают в первую очередь", – говорят в Укргазбанке.Впрочем, учет проблемы выбросов и влияние на изменение климата все чаще упоминается среди мотивов энергомодернизации – это в принципе является мировым трендом. Практически неизбежно введение в развитых странах требований к уровню энергоэффективности производства импортируемой продукции. Так что наиболее дальновидные украинские топ-менеджеры этот тренд учитывают при модернизации бизнеса уже прямо сейчас.
У Укргазбанка в портфеле есть множество проектов по экокредитованию – как уже завершенных, так и еще продолжающихся. И это дает банку возможность использовать накопленный опыт и знания для помощи новым клиентам, для оптимизации ими решений при приобретении техники и оборудования. "Менеджеры, которые уже в этих кейсах поработали, либо наш технический офис, когда смотрит техническую составляющую очередного проекта, может советовать, может рекомендовать, может давать такую обратную связь, – рассказывает Михаил Медко. – Бывает так, что клиент приходит, чтобы получить финансирование для покупки техники или оборудования, которые вышли из строя и уже не подлежат ремонту из-за высокого уровня износа. Или если клиенту нужно расширять производство. И если в этот момент принять решение не просто о покупке нового оборудования, а именно оборудования энергоэффективного, выигрыш может быть колоссальным. В Укргазбанке говорят, что обычно разница в цене между более дорогим энергоэффективным и менее эффективным, но чуть более дешевым оборудованием покрывается за считанные месяцы за счет экономии ресурсов. А дальше оборудование начинает приносить прибыль за счет экономии на потребляемых энергоресурсах.
"Для покупки нового оборудования от ведущих европейских компаний мы брали кредит в Укргазбанке. Мы воспользовались специальной партнерской программой в банке и смогли купить оборудование, которое потребляет гораздо меньше электроэнергии", – рассказала Наталья Парахина, коммерческий директор винницкой компании "Регионы-Ойл", производящей пиломатериалы, в том числе мебельный щит.
Особенно большой эффект возникает в ситуациях, когда расходы на энергоресурсы – существенная часть себестоимости. Как, например, в тепличном бизнесе, где около 70% себестоимости приходится на энергоносители. Тепличное хозяйство "Овощной комбинат Станишивка" Василия Тимощука, что на Житомирщине, взяло в Укргазбанке кредит на 1,8 млн. грн. для замены традиционных натриевых ламп на светодиодные LED-лампы. Кредит покрывал 70% расходов на этот проект. Экономия у предприятия получилась не только на электроэнергии, но и за счет роста долговечности оборудования. Василий Тимощук очень доволен реализованным проектом: "У нас появился хороший опыт сотрудничества с Укргазбанком, теперь ко мне звонят коллеги, интересуются". В самом банке отмечают, что интерес агробизнеса к таким проектам стремительно растет. "Мы помогали крупным тепличным комбинатам реализовывать системы освещения на LED-лампах, использование которых не только сильно экономит электроэнергию, но и за счет спектра света повышает плодородие растений", – говорит Михаил Медко, директор департамента МСБ Укргазбанка.
От том, насколько эффективными могут быть подобные проекты, говорит пример компании ООО "Первая Грибная Компания" (Запорожье), которая заменила электрический парогенератор на паровой котел мощностью 1 т пара/ч, использующий биомассу. Все вместе обошлось предприятию в 807 000 грн., из которых 45% было профинансировано Укргазбанком. Результат – 87% экономии электроэнергии, что составляет около 477 тыс. грн. в год в действующих ценах, то есть проект окупился чуть дольше, чем за полтора года.
В банке также вспоминают и много других проектов, позволявших его клиентам снизить расходы на энергоресурсы. Например, одна из компаний по доставке пиццы продала свой парк обычных скутеров и за счет кредита Укргазбанка обзавелась электроскутерами. У банка также есть обширный портфель кредитов на приобретение высокоэкономичных городских автобусов и коммерческих автомобилей, которые довольно быстро окупаются за счет снижения потребления горючего. Ну и не лишним было бы упомянуть, что подобная техника резко уменьшает выбросы в атмосферу – и углекислого газа, и других загрязнителей.
Сильные позиции банка в таких проектах в значительной мере обусловлены тем, что он располагает техническим офисом – командой инженеров, которые способны анализировать проект клиента не с финансовой, а именно с точки зрения инжиниринга и энергоэффективности. "Это по своему образованию и опыту работы не банковские работники, а инженеры. У них есть опыт работы в энергетике, на производствах, в отделах энергетики промышленных компаний, – рассказывает директор департамента экологичного реинжиниринга Укргазбанка Родион Морозов. – Это – чистой воды инжиниринг по сути своей, который очень четко видит проект и видит смету и понимает, как оно работает. А главное – видит возможности для оптимизации энергопотребления. Из года в год, case-by-case у нас нарабатывается опыт, база знаний. И наши инженеры каждый очередной проект, похожий на предыдущие несколько проектов, рассматривают исходя из накопленного опыта и реализованных у нас в банке кейсов".
Как признаются в Укргазбанке, там уже существует своего рода структурированная база знаний по направлениям, по типовым кейсам в энергоэффективности. Например, в таких сферах, как альтернативная энергетика, в том числе использование биогаза, как повышение энергоэффективности производства, как повышение эффективности и альтернативные источники тепла для отопления самых разных объектов – от сугубо коммерческих до коммунальных учреждений образования и медицины. "Очень многому наши специалисты научились в рамках образовательных программ, которые в в рамках договора с банком реализовывала IFC, – делится опытом Михаил Медко. – Сотрудники и центрального офиса, и региональных, они все прошли обучение по финансированию проектов по повышению энергоэффективности".
Не удивительно, что, имея такой обширный опыт в финансировании энергомодернизации, Укргазбанк активно кредитует переход от дорогостоящего газового отопления на твердотопливное, замену систем освещения как в частном секторе, так и коммунальных зданий.
Весьма показательным является небольшой проект, который реализовало автотранспортное предприятие ОАО "Золотоношский АТП 17112". Там в ангаре для стоянки транспорта заменили систему освещения, для этого использовали светодиодные лампы. Стоимость проекта – 13,5 тыс. грн., из которых 70% профинансировали за счет кредита Укргазбанка. Годовая экономия за счет снижения затрат на электроэнергию на 60% составила около 6,8 тыс. грн. Так что проект полностью окупился за два года.
Не менее часто компании реализуют проекты по твердотопливному и альтернативному отоплению. Например, отель в Полтаве за счет кредита Укргазбанка (90% стоимости проекта) установил грунтовой тепловой насос, чтобы избавиться от расходов на газ для отопления. При стоимости проекта в 300 тыс. грн. экономия за счет отказа от газа составила около 75 тыс. грн. в год. И проект окупился за четыре года.
Впрочем, кредиты бизнесу нужны еще и на создание производств альтернативного топлива для твердотопливных котлов. Укргазбанк имеет и такой кейс, в котором объединились два в одном: и производство альтернативного топлива, и отказ от газовой котельной. Закарпатская компания ООО "Импвуд" приобрела линию для производства 720 кг/час топливных брикетов. Проект стоимостью 224 тыс. евро был профинансирован Укргазбанком на 90%. Экономия за счет отказа от газа – 788 тыс. грн. в год.
Многие частные компании прибегают и к полной энергомодернизации своих зданий – как, рапример, одно из предприятий в Черновцах ЧАО "Гравитон", которое провело полную энергомодернизацию бизнеса: утепление здания сэндвич-панелями, установило твердотопливный котел и LED-освещение, заменило оконные системы и систему кондиционирования. Проект обошелся предприятию в более чем 75 млн. грн., из которых 60% профинансировал Укргазбанк. В итоге удалось снизить энергопотребление на 30–40%. При текущем уровне экономии средств на отопление, кондиционирование и освещение затраты на энергомодернизацию окупятся за неполные пять с половиной лет.
Масштабы энергомодернизации коммерческих (производственных, складских и пр.) помещений могли бы быть гораздо шире, но сейчас их сдерживает такой фактор, как высокая доля арендуемых помещений. Многие здания используются бизнесом на условиях аренды, а это значит, что арендатору очень непросто получить разрешение на модернизацию, да и вкладывать капиталы в чужую недвижимость вряд ли интересно. Ну а арендодатель не особо заинтересован в снижении расходов у арендатора. Впрочем, постепенно ситуация все же исправляется. И все больше собственников берут кредиты на энергомодернизацию, так как энергоэффективное здание можно дороже сдать в аренду.