Министр молодежи и спорта Вадим Гутцайт рассказал в интервью Корреспонденту о подготовке к Олимпиаде-2024 в сверхсложных условиях и ежедневной борьбе за то, чтобы россияне не вернулись в большой спорт.
Полномасштабная война с РФ ежедневно бросает вызовы украинским властям, Министерство молодежи и спорта не исключение. Враг крушит украинскую инфраструктуру и пытается обойти санкции, вернув своих спортсменов на международные соревнования. К тому же следующий год - предолимпийский, поэтому работы у спортсменов и власти много.
- Вадим Маркович, какие самые сложные вызовы предстали перед Министерством молодежи и спорта с начала полномасштабного вторжения?
- Самый первый и самый главный вызов – сохранить жизнь людей: спортсменов, тренеров, их родных. Министерство молодежи и спорта занимается и молодежью и спортом. И спортом высших достижений, и массовым спортом. В начале войны многие тренеры и спортсмены были за рубежом, на тренировочном сборе. Проходили тренировочные сборы и на наших олимпийских базах. В первые дни, когда это началось, я получал много звонков. 24 февраля собрали руководителей и заместителей всех подразделений, чтобы обсудить, как и что мы будем делать с нашими находящимися за рубежом спортсменами с нашими сборными командами. Также решали, что мы делаем со спортсменами, которые находятся на территориях, где начались боевые действия. Для нас это была одна из самых приоритетных задач: разработать логистику, сосредоточиться на том, чтобы те, кто за границей, могли там остаться. Мы решали, что нужно для этого сделать, сколько нужно средств, с кем нужно быть на связи. Это было очень серьезное направление работы, чтобы все спортсмены были и оставались в безопасности. Также контактировали с родителями и родными спортсменов, чтобы они приезжали на наши олимпийские базы из тех мест, где есть риски. Наша олимпийская база принимала всех спортсменов с семьями, чтобы их обезопасить.
Второй вопрос: под руководством главы Офиса Президента Андрея Ермака мы начали заниматься вопросом санкций для отстранения всех спортсменов РФ и Белоруси от международных соревнований. Чтобы все соревнования, которые они планировали проводить у себя, были перенесены в другие страны. Мы работали над тем, чтобы до конца войны мы не видели россиян и белорусов на спортивных соревнованиях. И это нам удалось: практически с первых дней вторжения мы отработали этот вопрос. В этом помог Международный олимпийский комитет, с которым мы были на постоянной связи вместе с президентом Национального олимпийского комитета Сергеем Бубкой. Также благодарность президенту МОК Томасу Баху, осудившему агрессию РФ и предоставив рекомендацию отстранить от международных соревнований россиян и белорусов. Это было сделано, и практически 8 месяцев мы не видим россиян и белорусов на международном соревновании и тренировочном собрании. Нам это удается, хочу отметить, что это очень важное направление, над которым мы постоянно работаем.
- Как россияне пытаются "пролезть" на международные соревнования?
- Понимаем, что в планах у россиян – вернуться, потому что следующий год – предолимпийский. Они хотят вернуться под нейтральным флагом и уже на некоторых соревнованиях по боксу их допустили даже под русским флагом. В конце года будут проходить конгрессы международных федераций. Там, где работают представители России и Беларуси, они будут пытаться сделать все, чтобы вернуться под нейтральным флагом, флагом международной федерации. Для нас это недопустимо, и мы работаем над тем, чтобы они не появлялись.
К примеру, в Международной федерации фехтования 27 ноября будет проходить ежегодный конгресс. Там уже в повестке дня стоит возвращение россиян под нейтральным флагом. В свою очередь, мы вместе с Министром иностранных дел Дмитрием Кулебой подписали письмо президенту Международной федерации, что для нас это недопустимо. Аналогичное письмо я направил лично как президент нашей национальной федерации. Суть вопроса – пока война продолжается, никакие «камбеки» просто невозможны. Будем смотреть, чем все кончится. В международной федерации более двухсот стран. Многим из них, если откровенно, безразлично. И если большинство стран поддержит возврат, то мы на это повлиять не сможем.
Я, как министр, могу обращаться в организации, объяснять, почему это важно, но я не могу вмешиваться в их работу. Если в Украине все организации понимают проблему, на международной арене мы действуем исключительно в дипломатической плоскости. Я благодарен всем – и Президенту Украины Владимиру Зеленскому, и руководителю Офиса Президента Андрею Ермаку, и всем нашим спортсменам, тренерам и партнерам, которые, каждый по мере своих возможностей, говорят о санкциях, спорте и ухищрениях стран-агрессорок, которые пытаются за любой какую цену быть на политической арене мира.
- С начала 2022 года украинские спортсмены уже завоевали более 2 тысяч медалей. В каких условиях сейчас проходят тренировки?
- В первые три месяца почти все спортсмены, участвующие в соревнованиях высшего уровня, находились за границей. Более 40 стран создали хорошие условия для наших ребят, предоставили лучшие современные базы, поддержали психологически и материально. И я хочу поблагодарить за это наших международных партнеров. Объем финансовой помощи достиг более полумиллиарда гривен. Отдельно выражаю признательность национальным олимпийским комитетам и национальным федерациям. Международный олимпийский комитет создал Фонд солидарности для поддержки украинских спортсменов, что является беспрецедентным в олимпийской мировой истории решением. Средства фонда планируется направить для организации участия украинских спортсменов во всех международных соревнованиях, тренировочных сборах и для обеспечения их гуманитарных потребностей. Координация работы Фонда поручена президенту Национального олимпийского комитета Украины Сергею Бубке. Конечно, выделяются и средства из бюджета Украины. Но при поддержке спортивных организаций и стран-партнеров у наших спортсменов есть все необходимое для дальнейших тренировок и участия в соревнованиях.
Наши олимпийские базы работали и работают сейчас. Спортсмены по многим видам спорта вернулись и тренируются в Украине. Отдельные федерации, которые, например, не имеют здесь тренировочных баз или имеют лучшие условия за границей, тренируются там. Это нормально. Мы понимаем, что там спокойнее, всегда есть свет, нет воздушных тревог. Главное – чтобы спортсмены продолжали делать свое дело, держали спортивный фронт!
Президент Владимир Зеленский дал поручение мне, всей сфере спорта, чтобы мы готовили нашу команду к Олимпийским играм в Париже. Это для нас очень важно, чтобы мы не потеряли наших элитных спортсменов, не потеряли конкуренцию среди федераций. Чтобы были спортсмены, которые смогут конкурировать друг с другом, потому что без конкуренции не будет сильной команды. Потому сейчас работаем над тем, чтобы наша команда достойно выступила в Париже.
- 17 ноября состоятся выборы на должность главы НОК. Я знаю, что вы тоже выдвинули собственную кандидатуру. То есть, в случае победы вы покинете должность министра молодежи и спорта?
- К сожалению, президент НОК Сергей Бубка, 17 лет возглавлявший комитет, не будет участвовать в выборах и продолжать эту работу. Как я уже говорил, он возглавил фонд Солидарность, собирает средства и помогает всем нашим спортсменам на международном уровне. Это большая помощь.
Когда я узнал, что Сергей Назарович не уйдет в президенты НОК, выдвинул свою кандидатуру. У меня есть большой опыт. У меня на счету 8 Олимпиад. Я знаю эту область как спортсмен, как тренер, как руководитель федерации и как министр. У меня много связей с международным сообществом: федерациями, МОК, спорстменами. Есть очень хорошие отношения с президентом МОК Томасом Бахом, с которым мы очень активно работаем сейчас. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить его за поддержку, которую сегодня получает Украина.
НОК не занимается только спортом высших достижений. Спектр задач здесь очень широк: и развитие олимпийского движения, и развитие детского спорта, и защита и популяризация олимпийских ценностей. Ведь олимпийские ценности честной борьбы, уважения друг к другу, выдержки и самодисциплины нужно прививать с детства. Поэтому детей нужно не просто вовлекать в спорт, а воспитывать их будущими победителями.
Я все это прошел, это вся моя жизнь. Я понимаю, как и что нужно делать. И я знаю, что нужно делать, чтобы сохранить и приумножить достижения наших спортсменов. Потому и подал свою кандидатуру. Если меня выберут, я буду рассматривать вариант отставки с должности министра.
- Вы вспомнили о тренировке детей. Как тренируются наши самые маленькие спортсмены?
- С началом войны очень многие женщины с детьми уехали за границу, и эти дети уже за границей начали свой спортивный путь. К сожалению, это произошло там. Мы понимаем, что после войны нам будет очень важно вернуть их домой. И это будет затруднительно. Если здесь не будет соответствующих условий, многие дети с родителями просто останутся за границей. Предстоит огромный объем работы, чтобы после победы нашим детям было куда возвращаться, где тренироваться, чтобы была инфраструктура, детские спортивные школы, современные залы с современным оборудованием. Нам придется по этому вопросу конкурировать со спортивными базами стран-членов ЕС.
Там, где в стране нет боевых действий, — я согласовал это с президентом и премьер-министром — начались Всеукраинские детские соревнования, возобновили работу детские спортивные школы. Конечно, все соблюдают правила безопасности и реагируют на потенциальные угрозы. Мы разработали постановление Кабинета Министров Украины, где все это прописано.
Возобновили и Всеукраинские соревнования по разным видам спорта для взрослых. Это необходимо, чтобы спортсмены поддерживали форму, конкурировали, имели возможность в составе сборных команд побеждать на международных соревнованиях. Практически во всех видах спорта эти соревнования рейтинговые. То есть, наши спортсмены получают рейтинг и на следующие соревнования — чемпионаты мира и Европы — прибывают уже с другим рейтингом. Для нас это очень важно, чтобы мы не потеряли лицензию.
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2028 года – как ее изменила война? Я помню, что планы были амбициозными…
- Да, планы действительно амбициозные – были и есть. Президент определил приоритет - массовый спорт, чтобы как можно больше людей занимались спортом, физической и двигательной активностью. В рамках программы Президента Украины «Активные парки – локации здоровой Украины» еще до войны было построено 660 локаций. Сейчас на этих локациях, где нет боевых действий, тренеры занимаются со всеми желающими, поощряют двигаться, отвлекаться от новостей. Стратегия подразумевает создание таких площадок во всех общинах и селах.
Плюс к планам высокие результаты на Олимпийских и Паралимпийских играх. За последние два года был капитально реконструирован 171 объект инфраструктуры. Это больше, чем за все предыдущие годы. Я давно в спорте и могу оценить, сколько сейчас внимания и средств государство, нынешнее правительство и Верховная Рада выделяет на строительство и реконструкцию спортивных объектов. Украина такого еще не видела.
Сейчас другие реалии, другие условия. Там, где это объективно возможно, продолжаем претворять Стратегию в жизнь. Но многие задачи будем выполнять уже после победы.
- Что касается инфраструктуры - много ли она уже повреждена или потеряна?
- К сожалению, 135 объектов российские оккупанты изуродовали. 22 объекта уже вообще не существует, 113 имеют повреждения.
Вы понимаете, какой до этого объем работы был проведен нами, Кабинетом Министров Украины, Министерством регионального развития и, в частности, г-ном Чернышевым, по развитию спортивной инфраструктуры. И мэры, и руководители ОГА… Сколько внимания уделяли спорту.
По президентской программе "25 спортивных магнитов" мэр Мелитополя Иван Федоров построил хоккейную арену за 8 месяцев. Это был пример для всех. Это самая современная арена, которая, к сожалению, пока находится на оккупированной территории.
Построили бассейн «Нептун» в Мариуполе – один из лучших в Украине. 50-метровый олимпийский бассейн "Нептун". Его уже нет, уничтожен Россией. В Лимане построили велотрек — мировой уровень, планировали проводить там всеукраинские и международные соревнования. Его разбомбила Россия. И так во многих регионах. Программа спортивных магнитов остановилась. Но я абсолютно уверен, что мы победим и со временем все отстроим.
- Украина вместе с Португалией и Испанией подала запрос на проведение чемпионата мира по футболу 2030. Какие у нас шансы?
- Шансы у нас очень большие. Украина сейчас – это тренд, и это очень здорово. Мы показываем, что украинцы – нация победителей. Что мы сильны, что мы сражаемся за свою независимость, свою землю, язык, ценности, за безопасность всей Европы. Все это видят. Уважение к нам возросло в 100 раз.
Мы будем бороться за право принимать Мундиаль. У нас есть опыт Евро-2012. Мы также проводили на высоком уровне финал Лиги чемпионов-2018. Я лично занимался этим вопросом, когда работал в департаменте города Киев.
У нас много стадионов: и НСК «Олимпийский», и «Львов-Арена». Я уверен, что и в Донецке мы отстроим нашу арену и в Харькове, и во многих других городах.
До полномасштабного вторжения в Киеве проводилось множество чемпионатов Европы и мира. После победы мы вернем все эти соревнования в Украину. Это пойдет на плюс развития инфраструктуры, популяризации спорта и Украины. Потому у нас амбициозные планы и высокие шансы.
- Кстати, до войны был популярен миф, что спорт - вне политики…
- Это не был миф. Это прописано в Олимпийской хартии. Так и должно быть всегда. Когда в Древней Греции проходили Олимпийские игры, войны останавливались. Было такое правило. Россия его уничтожила. В 2008 году во время Олимпиады она вторглась в Грузию. В 2014 году во время Олимпиады оккупировала Крым. В этом году во время Паралимпиады начала полномасштабную войну против Украины.
Мы видим, как спортсмены из России поддерживают эту агрессию, эту войну. Они просто молчат. Когда ты молчишь, это значит, что ты поддерживаешь. Если ты не поддерживаешь, то об этом нужно говорить. Сейчас происходит геноцид, изнасилование, разрушение всей Украины. Погибают мирные люди, дети. Российские спортсмены молчат. А мы об этом говорим. Говорим громко, на весь мир, на всех уровнях. Потому спорт в политике. И мы делаем все, чтобы не видеть россиян на спортивных площадках.
- В Украине начали открываться кабинеты спортивной реабилитации украинских воинов. Что это за проект и сколько таких кабинетов нужно и в перспективе будет открыто?
- К сожалению, война – это всегда тяжелые травмы. Уже сейчас и тем более после победы будет много физически раненых и психически травмированных. У нас есть опыт и в этой сфере. У нас есть ГУ "Украинский медицинский центр спортивной медицины Минмолодежьспорта Украины" и поэтому вместе с Министерством ветеранов уже работаем над этим - как восстанавливать наших спортсменов, наших воинов, как возвращать их к нормальной жизни. Важно, что эти центры будут работать не только для спортсменов, а для всех, кто будет обращаться за помощью.
Я также хочу пообщаться с ректорами университетов, чтобы те уже увеличили наборы на профессию «спортивный реабилитолог». Я был во Львове месяц назад, общался с ректором университета. Мы пришли к выводу, что уже сегодня в каждом спортивном университете это нужно делать.
- Не секрет, что многие украинские спортсмены пошли в ряды ВСУ. Есть ли у министерства статистика сколько воинов-спортсменов защищает наше будущее с оружием в руках?
- Сейчас воюют более 3 тысяч спортсменов. К сожалению, около 170 наших ребят уже погибли.
- Какие важнейшие задачи Министерство молодежи и спорта будет решать после нашей победы?
- Нужно будет восстанавливать спортивную инфраструктуру. Возвращать всех наших граждан домой, наших детей. Они наше будущее, наши будущие чемпионы. Следует развивать спорт высших достижений, чтобы дети хотели тренироваться в Украине и выступать за Украину. Когда Ольга Харлан, другие наши чемпионы и призеры стоят на пьедесталах, дети берут с них пример, хотят заниматься спортом. Cпорт – это здоровье нации. Поэтому, развивая спорт, мы заботимся о нашем будущем. Я уверен, что мы все это сделаем, что Украина будет современным и развитым спортивным государством со свободными, здоровыми и спортивными людьми.
Валерия Шипуля