UA
 

Корреспондент: Оптимистическая трагедия. Почему пессимисты живут дольше оптимистов

3 июля 2013, 10:11
0
991
Корреспондент: Оптимистическая трагедия. Почему пессимисты живут дольше оптимистов
Фото: Reuters
Пессимисты живут не очень весело, но зато дольше оптимистов

Пессимисты живут дольше тех, кто уверен в собственном светлом будущем, поскольку не склонны переоценивать свои шансы и подвергать здоровье избыточному риску, утверждают ученые, - пишет Алексей Бондарев в № 25 журнала Корреспондент от 27 июня 2013 года.

Пессимисты не читают новостей науки, поскольку там о них пишут редко и всегда плохо, иронизирует американский медик Кеннет Бреннер. Между тем ситуация может резко измениться.

В свете результатов недавних исследований уйдет в историю классическая теория о том, что оптимисты живут дольше пессимистов. На самом деле все выглядит иначе: не ждите от жизни многого - дольше проживете. К такому выводу на радость пессимистам и меланхоликам всех мастей пришла группа немецких ученых, более десяти лет наблюдавшая за большой группой пожилых людей.

Те, кто видит впереди только солнечный свет и радугу, обманывают себя и менее склонны к умеренному, осторожному образу жизни, который на самом деле эту жизнь продлевает

Отсутствие надежд на светлое будущее является серьезным преимуществом в пожилом возрасте, заключает автор исследования Фридер Ланг из Университета в Эрланген-Нюремберге.

Чем выше ожидания, тем больше разочарований и болезней, а чем меньше ждет человек от будущего, тем дольше он проживет, утверждает Ланг. Все дело в том, что оптимисты склонны рисковать своим здоровьем, в то время как пессимисты ведут себя осторожнее.

Те, кто ждет неприятностей, например болезней и смерти, имеют более правильное представление о грядущей старости. А те, кто видит впереди только солнечный свет и радугу, обманывают себя и менее склонны к умеренному, осторожному образу жизни, который на самом деле эту жизнь продлевает, комментирует американский научный обозреватель Роуз Эвелет.

Сила пессимизма

Группа немецких ученых во главе с Лангом наблюдала за состоянием здоровья свыше 10 тыс. человек в возрасте от 18 до 96 лет и регулярно опрашивала подопытных об уровне их удовлетворенности жизнью и о том, чего они ждут от будущего. В частности, исследователи желали знать, насколько счастливыми они чувствуют себя сейчас и насколько счастливыми ожидают почувствовать себя через пять лет.

Многолетняя работа принесла неожиданные плоды. Пожилые участники, склонные к пессимизму, в целом реже болеют и дольше живут, отмечает Ланг.

“Наше исследование показало, что быть чересчур оптимистичным в предсказании будущего зачастую означает быть подверженным более высокому риску заболеваний и смерти”, - говорит ученый.

Мы неожиданно обнаружили, что хорошее состояние здоровья и стабильный доход скорее ведут к сокращению жизни, чем плохое здоровье и низкие доходы

Ланг ссылается на любопытную статистику осуществления предсказаний людей. 43% опрашиваемых давали пессимистичную оценку своего будущего, указывая в ответах, что не надеются чувствовать себя счастливыми пять лет спустя. А по прошествии указанного срока в новой серии вопросов от группы Ланга они отвечали, что все-таки счастливы.

32 % участников исследования, наоборот, были настроены чрезмерно оптимистично. И лишь 25 % точно предсказывали свое ощущение счастья и удовлетворенности жизнью в перспективе.

Рассматривая группу людей старше 65 лет, Ланг сделал вывод, что среди тех, кто был склонен к положительной оценке будущего, риск серьезного заболевания возрастал в среднем на 9,5 %, а риск смерти - на 10 %.

Ланга впечатляет еще один факт, который ему удалось установить в ходе своих исследований.

“Мы неожиданно обнаружили, что хорошее состояние здоровья и стабильный доход скорее ведут к сокращению жизни, чем плохое здоровье и низкие доходы”, - отмечает ученый. По его словам, пессимизм в отношении будущего заставляет людей - причем не только пожилого возраста - жить осторожно, уделяя внимание своему здоровью и безопасности. Люди, которые не ждут чуда, проживут дольше, полагает Ланг.

Возрастной предохранитель

Выводы, сделанные Лангом, вызвали много шума в научном мире. До их обнародования было принято считать, что именно оптимизм является ключом к долголетию. Эта точка зрения настолько прочно укрепилась в массовом сознании, что ученые, интересующиеся темой долголетия, даже не пытались изучать тему влияния отношения к жизни на ее продолжительность, отмечает Бреннер.

В связи с этим количество недавних исследований, которые подтверждают старую теорию, на самом деле невелико - значительно меньше, чем хотелось бы видеть по такой животрепещущей теме, говорит он. Но они все же есть. И они вступают в противоречие с результатами работы Ланга.

Так, работа группы ученых из Калифорнийского университета, результаты которой были опубликованы в конце прошлого года, свидетельствует о том, что жизнерадостные оптимисты имеют меньше проблем со здоровьем в возрасте от 50 лет и выше.

Пожилые люди с посредственным здоровьем, но склонные к оптимистичному взгляду на жизнь оценивали свое состояние примерно так, как люди со значительно более крепким здоровьем, но пессимистичным мировоззрением

Проведя опросы и тесты среди 1 тыс. жителей калифорнийского города Сан-Диего, ученые составили следующую картину. Пожилые люди с посредственным здоровьем, но склонные к оптимистичному взгляду на жизнь оценивали свое состояние примерно так, как люди со значительно более крепким здоровьем, но пессимистичным мировоззрением.

“Идеальное здоровье не является не только необходимым условием для долголетия, но даже достаточным условием, - подчеркивает ведущий автор исследования Филип Джесте. - Продлить жизнь можно, воспитывая в себе оптимизм и жизнелюбие, а также активно борясь с депрессией”.

С этой точкой зрения согласен и Нир Барзилаи, исследователь из нью-йоркского медицинского колледжа им. Альберта Эйнштейна. Барзилаи пытался выяснить, какие именно гены позволяют ашкеназам - субэтнической группе евреев, сформировавшейся в Центральной Европе, - отличаться долголетием. Ученый анализировал состояние здоровья (как физического, так и психологического) 243 ашкеназов, достигших 100-летнего возраста.

“Главное в них сразу бросается в глаза, - отмечает Барзилаи. - Это положительное отношение к жизни”.

Такие люди и в пожилом возрасте любят смех и шутки, сохраняют социальную активность, отмечает ученый. Впрочем, эти особенности могут быть продиктованы генами, считает он. Поэтому рецепт долголетия, который, по его мнению, заключается в сочетании здоровых генов и положительных жизненных взглядов, ученый называет “коктейлем долголетия”.

Продлить жизнь можно, воспитывая в себе оптимизм и жизнелюбие, а также активно борясь с депрессией

Если же вынести вопрос генов за скобки, то в сухом остатке исследование Ланга, затрагивающее только психологические аспекты старения, выглядит весьма внушительно, говорит Бреннер. Уже хотя бы потому, что оно длилось десять лет и включало больше людей, чем недавние работы американских ученых, которые приводят к противоположным выводам.

“Опираясь на эти данные, достаточно дать волю здравому смыслу, - говорит Бреннер. - Пессимист может говорить, что у него плохо со здоровьем, а оптимист - что у него отлично со здоровьем, притом что они могут лежать на соседних койках в одной палате с одним и тем же диагнозом”.

Пессимизм - своего рода предохранитель, который должен вовремя сработать, чтобы человек подготовился к старению, объясняет медик. Впрочем, по его мнению, необходимы дополнительные исследования в разных странах с людьми разных возрастных групп для того, чтобы окончательно подтвердить правоту Ланга.  

***

Этот материал опубликован в №25 журнала Корреспондент от 27 июня 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: ученыездоровьежурнал Корреспондентоптимистыисследованиепессимизм
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...