Великобритания первой приняла закон, разрешающий использовать ДНК третьего человека при искусственном оплодотворении. Сторонники закона обещают прорыв в медицине, противники - возникновение рынка евгенических младенцев и начало генетического апокалипсиса, - пишет Алексей Бондарев в № 27 журнала Корреспондент от 12 июля 2013 года.
Молодые родители катят коляску с младенцем по
парку и встречают свою дальнюю родственницу. Тетушка наклоняется к коляске,
умиленно разглядывает малыша и говорит: “У него папины глаза, мамин нос и… ой,
чьи же это уши? Наверное, того человека, благодаря которому малыш будет первым
в семье мужчиной, не подверженным риску заболеть раком простаты”.
Эта типичная
для последнего времени карикатура иллюстрирует повышенный интерес британской
прессы к недавно принятому закону, который позволяет использовать ДНК трех
человек для того, чтобы создать одного ребенка.
Язвительные
журналисты давно не получали такого прекрасного повода поглумиться над
современной наукой. Например, другая нашумевшая карикатура изображает женщину,
которая сидит под кабинетом врача и фантазирует о том, чью еще ДНК она хотела
бы выбрать для зачатия своего ребенка. Альберта Эйнштейна - для мозгов и Бреда
Питта, чтобы не было отбоя от девочек, мечтает будущая мама.
Отныне родители, зная о вероятных генетических дефектах, которые они передадут ребенку по наследству, могут попросить врачей “привнести” ДНК третьего человека
Скандальный
закон, безусловно, не дает возможности родителям выбирать ДНК знаменитостей. Но
эта газетная карикатура подчеркивает абсурдную, по мнению критиков, особенность
закона, заключающуюся в том, что генетическое наследие ожидаемого ребенка не
будет исчерпываться тем багажом, которым способны наделить его родители.
Отныне
родители, зная о вероятных генетических дефектах, которые они передадут ребенку
по наследству, могут попросить врачей “привнести” ДНК третьего человека.
Использовав здоровые гены этого “донора” вместо дефектных, врачи смогут
добиться того, что младенец не будет страдать наследственными заболеваниями. И
его потомки тоже будут избавлены от таких болезней. Естественно, этот метод
сработает лишь при искусственном оплодотворении и подразумевает генетическую
коррекцию эмбриона.
И хотя пока
речь идет об избавлении лишь от единственного вида генетического дефекта (в
митохондриальной ДНК, передающейся по материнской линии), это одно из тех
изобретений в медицине, которые имеют фундаментальное значение для общества,
констатирует британский медицинский обозреватель Фергус Уолш. Не менее
значимое, чем, собственно, открытие метода искусственного оплодотворения или
трансплантации органов.
Так,
трасплантация позволяет продлить жизнь пациентам, которые умерли бы из-за
отказа жизненно важных органов. А методика трех ДНК поможет иметь здоровое
потомство людям, вынужденным отказаться от мысли иметь собственных детей,
проводит параллели Уолш.
У закона
хватает и критиков. Причем эти критики относятся к совершенно разным лагерям -
среди них есть и представители традиционных взглядов на семью и
наследственность, и люди вполне современных нравов. Первые утверждают, что
столь радикальное вмешательство в процесс деторождения недопустимо, поскольку
попросту нарушает законы эволюции и естественного отбора. Вторые считают, что
“игра в бога” обернется непредвиденными мутациями - иными словами, природа
отомстит.
Редакторские
правки
Сегодня
примерно один из 200 младенцев в Великобритании имеет врожденные дефекты в
митохондриальной ДНК. Митохондрии представляют собой внутриклеточную структуру,
в которой вырабатывается энергия клетки, поясняет Уолш.
Человека,
родившегося с таким дефектом, могут ждать весьма серьезные последствия -
атрофия мышц, неврологические заболевания, нарушения зрения и слуха, порок
сердца. Все это может с годами прогрессировать и в конечном итоге привести к
ранней смерти.
И страшнее
всего, добавляет Уолш, что даже если человек сможет прожить относительно
длинную жизнь с такой проблемой, этот генетический изъян он передаст по
наследству своим детям. А они - своим. Передается дефект ДНК митохондрий по
материнской линии.
Решение этой
проблемы было найдено два года назад группой генетиков из университета
Ньюкасла. Они экспериментировали с методикой экстракорпорального
оплодотворения, подразумевающего извлечение яйцеклетки из организма женщины, ее
искусственное оплодотворение в “пробирке”, развитие эмбриона в инкубаторе, а
затем его перенесение в организм женщины для дальнейшего развития.
В ходе
исследования ученым удалось найти способ заместить дефектную ДНК митохондрий
эмбриона на здоровую, полученную от другой донорской яйцеклетки. Этот эмбрион
содержал все гены обоих родителей (более 20 тыс. генов) и несколько десятков
генов из донорской митохондриальной ДНК. У такого ребенка с генетической точки
зрения был бы один отец и две матери.
По словам
профессора Дага Тэрнбулла, возглавляющего исследование, ученые успешно получили
более 80 эмбрионов с замещенной митохондриальной ДНК. Но ни один из них не был
использован для рождения ребенка, поскольку для этого еще не существовало
законодательной базы.
Теперь она есть,
заключает Уолш. Соответствующий закон принят, до конца текущего года будут
определены необходимые юридические положения, регулирующие саму процедуру
искусственного оплодотворения с замещением ДНК. Пройдет не более двух лет,
прежде чем родится первый ребенок, “сделанный” по новой технологии.
Вторая
мама
К технологии
процесса вопросов и вправду немного, считает Уолш. Само по себе
экстракорпоральное оплодотворение применяется уже давно - это изведанная для
медиков территория.
Наиболее
яростные споры идут вокруг этической стороны вопроса. Каков юридический статус
женщины-донора здоровой митохондриальной ДНК? Ведь, по сути, она является
второй матерью ребенка.
Что будут
чувствовать дети, узнав, что у них было не двое, а трое родителей? И в каком
возрасте стоит говорить им об этом?
Метод даст возможность выбора женщинам с генетическими дефектами, которые смогут рожать здоровых детей
Есть и более
глобальный аспект проблемы, отмечает Уолш, его даже можно назвать философским.
Впервые медики будут не просто решать репродуктивные проблемы отдельно взятой
супружеской пары, но вносить изменения в генетическое наследие. Ведь
добавленная цепочка ДНК третьего человека будет и дальше передаваться по
наследству по материнской линии следующим поколениям.
“Этот вопрос
будет вызывать не меньше яростных споров, чем эвтаназия, - считает Лайза
Жарден, председатель комиссии по искусственному оплодотворению и эмбриологии. -
И это неудивительно, ведь больше всего страстей кипит, когда речь идет о том,
чтобы давать или отбирать жизнь”.
И правда,
мнения экспертов по поводу спорного метода разделились на прямо
противоположные. “Метод даст возможность выбора женщинам с генетическими
дефектами, которые смогут рожать здоровых детей”, - убежден в пользе своей
работы профессор Тэрнбулл из университета Ньюкасла.
В то время,
как Жарден и ее коллеги, лоббировавшие принятие закона в британском парламенте,
называют методику прогрессивной, многие медики “звонят в колокола”,
предупреждая об опасности.
Так, глава
некоммерческой организации Human Genetics Alert Дэвид Кинг утверждает, что
процесс консультаций, на который опиралось позитивное решение был
необъективным. А люди, лоббирующие закон, руководствуются неверными мотивами.
Каков юридический статус женщины-донора здоровой митохондриальной ДНК? Ведь, по сути, она является второй матерью ребенка.
В качестве
примера противники закона приводят высказывание сэра Джона Тука, президента
Британской академии медицинских исследований, который заявил, что закон необходим
для того, чтобы обеспечить лидирующую роль британской медицины в области
искусственного оплодотворения и генетического здоровья.
“На самом
деле это решение приведет к созданию рынка евгенических младенцев, создаваемых
на заказ”, - полагает Кинг.
С ним
согласен американский медик Сэм Хатчинс. “Одно дело, когда генетики помогают
родить ребенка тем, кто в силу проблем со здоровьем не может этого сделать,
другое дело, когда мы ставим перед собой цель производить “идеальных детей”, -
говорит он.
На фоне этических
споров несколько теряются слабые голоса тех, кто опасается весьма конкретных
последствий применения новой технологии. Но мнение этих людей представляет не
меньший интерес, считает Уолш.
Во-первых, до
сих пор не ясно, каковы последствия экстракорпорального оплодотворения вообще,
отмечает британский генетик Роберт Росс. Потребуется тщательное наблюдение за
первыми поколениями тех, кто родился в результате этой процедуры, за их детьми.
Еще рано судить о том, насколько эта процедура безопасна. Нужны серьезные
исследования и многолетние наблюдения, полагает Росс, лишь после этого можно
приступать к таким экспериментам, как те, что проводят ученые из университета
Ньюкасла.
Этика не является константой, - поясняет британский исследователь Кариуки Маса, - Этика - производное от культуры, а культура меняется в соответствии с социальными потребностями
“На любое
действие есть противодействие, - уверен он. - Создание ребенка в лаборатории -
неестественный акт, который будет иметь свои последствия”.
Сторонники
закона спешат объявить оппонентов ретроградами. Они напоминают о том, что
искусственное оплодотворение когда-то было встречено в штыки, однако сегодня
это весьма распространенный метод.
“Этика не
является константой, - поясняет британский исследователь Кариуки Маса, - Этика
- производное от культуры, а культура меняется в соответствии с социальными
потребностями”. Этические взгляды большинства в обществе поменялись вследствие
того, что искусственное оплодотворение дало возможность бездетным парам не
усыновлять чужих детей, а все-таки рожать собственных.
Не исключено,
что таким же образом этика модифицируется, чтобы позволить людям с чистой
совестью одобрять генетическую модификацию эмбрионов, считает Хатчинс. Во
всяком случае, пока генетики будут объяснять потребность в этом высокими целями
(например, как с дефектной митохондриальной ДНК).
Но как только
появятся технологии, которые будут осуществлять генетические модификации плода
с целью менять цвет глаз или сделать ребенка похожим на Бреда Питта или
Анджелину Джоли (или на обоих одновременно), вот тут социальная мораль и этика
подвергнутся настоящему испытанию, говорит Хатчинс.
Между трех зол
Пары, которые являются носителями дефектных генов и не
хотят обрекать своего ребенка на тяжелую и, вероятно, недолгую жизнь, имеют три
возможности. Они могут или отказаться от мысли родить ребенка, или прибегнуть к
усыновлению, или использовать искусственное оплодотворение и программу
генетической коррекции эмбриона с применением ДНК третьего человека
- Согласно данным большинства социологических исследований бездетные люди менее счастливы и живут на несколько лет меньше
- Критики идеи искусственного оплодотворения с использованием ДНК трех человек забывают о том, что, прибегая к усыновлению, родители вообще лишаются шансов передать ребенку свое генетическое наследие
- Главный плюс заключается в том, что ребенок и все его наследники будут лишены дефектных генов его родителей
Сопутствующий риск заключается в том, что использование ДНК третьего "родителя" может иметь неоднозначные последствия для ребенка
В отдаленной перспективе природа может ответить на такое вмешательство пока неизвестными мутациями
***
Этот материал опубликован в №27 журнала Корреспондент от 12 июля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.