Британские ученые рассказали о предназначении бабушек

Корреспондент.net,  2 ноября 2009, 10:57
Британские ученые рассказали о предназначении бабушек
Фото: Reuters
Бабушкино воспитание и выживаемость внуков взаимосвязаны, доказали ученые

Ученые из Кембриджа изучили эволюционную роль климакса у женщин в семи странах. Воспитание внуков позволяет бабушкам передать свои гены по наследству, утверждают исследователи.

Антрополог Лесли Кнэпп из университета Кембриджа и ее коллеги провели масштабное исследование в деревнях Японии, Эфиопии, Гамбии и Малави, а также городах Германии, Англии и Канады. Собрав исторические данные и изучив современную жизнь, Кнэпп предложила X-хромосомную гипотезу бабушек. Статья ученых опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Мета-анализ в ходе исследования показал, что существует связь между родственными связями бабушек, которые жили поблизости от своих внуков и уровнем выживаемости внуков.

Антропологи утверждают, что после репродуктивного возраста женщины имеют возможность лучше защищать свои гены, то есть переданные по наследству части ДНК. Теряя возможность ухаживать за собственными детьми, женщина переключается на заботу о внуках, в то же время обеспечивая пропитанием и передавая накопленный опыт и своим выросшим детям.

Женщина передает дочерям собственных сыновей около 31% своих генов, сыновьям ее сыновей достаётся всего лишь 23% ее генов. В то же время внуки по дочери (обоих полов) находятся примерно посередине - 25%. Если же говорить только об X-хромосоме, тот там все еще сложнее: сыновья сына тогда вообще не имеют к бабушке никакого отношения (они получают свою X-хромосому от матери), а ближе всех опять же дочери сына.

Кнэпп и ее коллеги обнаружили, что во всех семи странах мальчики умирали раньше, если в их воспитании принимала участие бабушка не по матери, а по отцу. А вот общение девочек с бабушкой по отцу значительно повышало их шансы на выживание. Таким образом, получается, что уровень выживаемости внуков пропорционален родству по генам. Больше всего заботы от бабушек достается дочерям их сыновей, а близость внука по генам может быть подсознательно распознана женщиной по некоему особому запаху или же просто по внешнему сходству, резюмируют ученые.

По материалам: Мембрана