Астрономы обнаружили планету, поверхность которой покрыта алмазными и графитовыми россыпями

Корреспондент.net,  9 декабря 2010, 10:35
Фото: АР
Во Вселенной существуют планеты, тела которых обогащены углеродом

Группа американских и британских астрономов открыла в космосе планету с чрезвычайно высокой концентрацией углерода.

Это открытие, говорят ученые, подкрепляет предположения о том, что во Вселенной существуют планеты, тела которых обогащены углеродом а поверхность, таким образом, представляет собой алмазные или графитовые россыпи.

"Мы могли бы увидеть на них горные массивы и гряды из алмазов", - заявил исследователь доктор Никку Мадхусудхан.

Другие ученые называют это открытие демонстрацией мастерства членов рабочей группы, которые начали с того, что при помощи космического телескопа NASA Спитцер засекли тепловое излучение, исходящее от планеты, удаленной от нас на 1200 световых лет.

Дальше, как поясняет работающий в Королевской обсерватории в Гринвиче доктор наук Марек Кукула, они просчитали состав атмосферы небесного тела.

"Эта планета в тысячи раз менее ярка, чем звезда, вокруг которой она вращается. И ученым пришлось применить безумное количество точнейших вычислений, чтобы получить хоть какие-то данные, - продолжает астроном. - И то, что они могут сказать нам что-то о составе этой конкретной планеты, - это - в буквальном смысле - просто фантастика".

На сегодняшний день науке известно более 500 так называемых экзопланет, то есть планет, находящихся за пределами нашей Солнечной системы. И только совсем недавно ученым стали доступны инструменты и методы анализа, позволяющие сделать хотя бы первые шаги на пути к пониманию их состава.

Новая планета получила название Wasp 12b - первая из известных, на которой углерода больше, чем кислорода. Это газовый гигант, подобный Юпитеру; по большей части он состоит из водорода в газообразном состоянии. Однако ядро планеты, вероятно, - это смесь алмазов, графита и других углеродных структур, возможно, жидких.

Открытие позволяет предположить, что в нашей Галактике вполне могут быть планеты размером с Землю, обогащенные углеродом. Но тогда эти планеты совершенно не будут походить на нашу.

"Теоретические выкладки показывают, что основу их будут составлять алмазы и графитовые скалы, - говорит доктор Мадхусудхан. - Это значит, что в горах огромные массы породы будут состоять из алмазов, их там гораздо больше, чем на Земле".

При этом воды на таких планетах будет немного, добавляет ученый. Вместо нее - если температура будет достаточно высока - их поверхность должна состоять из богатых углеродом композитов, таких как деготь.

Доктор Мадхусудхан полагает, что таких планет может быть больше чем достаточно. "Я убежден в том, что изрядная доля экзопланет, которые мы обнаружили, может быть богата углеродом, и очень интересно мечтать о том, что на таких скалистых планетах песок может быть очень редким сырьем, зато алмазов больше чем достаточно. Но более важный вопрос состоит в том, как такие планеты формировались".