Савченко в тюрьме, власть добровольно теряет рейтинг, политтехнологи клеймят «пятую колонну». Союзники массово высылают российских дипломатов, Кремль готовит ответ, который может задеть и Украину.
В основе сюжета популярного американского телесериала Homeland (Родина), который вышел на экраны в 2011 году, лежит история американского солдата, попавшего в плен в Ираке, пишет Валерий Литонинский в №6 Журнала Корреспондент. После нескольких лет плена солдат возвращается на Родину в статусе героя, но оказывается, что его завербовали террористы и теперь он пытается убить все высшее государственное руководство США.
В Украине сюжет американского телесериала почти воплотился в жизнь. Надежде Савченко понадобилось почти два года, чтобы сменить российскую тюрьму на украинскую, а статус главного героя страны на террориста №1.
Но прежде, чем мы углубимся в тонкости политических раскладов, обозначим одну очень простую и важную деталь: впервые в украинской истории на сцене появился террорист из действующих политиков — пусть даже опереточный, пусть даже смешной и выглядящий как политтехнологический фейк. Причем снабженный вполне реальным и серьезным оружием. Вот этот пойнт точно надо запомнить. Для понимания происходящего.
И да, нужно обратить внимание, что для Савченко наняли очень недешевых имиджмейкеров, ее рекламный ролик делала талантливая, а значит — дорогая креативная команда. То есть экс-Пулю раскручивают «на все деньги». Причем в ее сопровождение привлекают реально дорогих персонажей. Значит — либо ее играет власть, которая всегда может «еще немного напечатать денег», либо ее играет кто-то из могущественных оппонентов и действующего Президента, и лидера БЮТ.
Преступная группировка на двоих
Сейчас Савченко подозревают в попытке насильственного свержения конституционного строя, захвата государственной власти, подготовке покушения на первых лиц государства и массовых терактов. Савченко грозит пожизненное заключение, она снова объявила голодовку.
Неизменно — использование летчицы политиками в своих собственных целях. Раньше все пиарились на ее возвращении, произносили пламенные речи, надевали футболки с изображением Надежды, соревновались в том, кто больший защитник Савченко, а теперь пиарятся на ее осуждении, порицании и разоблачении.
По версии следствия, Савченко планировала все свои преступления вместе с переговорщиком по обмену пленными, руководителем Всеукраинской организации Офицерский корпус Владимиром Рубаном. Рубана задержали в начале марта при попытке вывезти с оккупированных районов Донбасса партию оружия. Это была уже вторая партия оружия, которую заговорщики везли с неподконтрольных территорий.
В транспортировке первой партии якобы участвовала и сама Савченко. Народный депутат вместе с Рубаном встречалась с главарем боевиков так называемой ДНР Александром Захарченко и обсуждала государственный переворот в Украине, а оружие они получили при содействии российских офицеров. Такую фабулу дела описали в Генеральной прокуратуре.
С предложением принять участие в захвате власти Савченко якобы обращалась к представителям разных частей Вооруженных сил Украины. В итоге ей удалось договориться с четырьмя офицерами восьмого полка специального назначения ВСУ, дислоцирующегося в Хмельницком. Именно в эту воинскую часть и перевозилось оружие с Донбасса. Однако офицеры обратились в Службу безопасности Украины и далее уже действовали по согласованию со спецслужбами. Теперь власти называют их героями, а сотрудничество с СБУ — блестящей операцией.
В Верховной Раде во время рассмотрения вопроса о лишении Савченко неприкосновенности генеральный прокурор Юрий Луценко продемонстрировал видеозапись встречи Савченко и Рубана с сообщниками на территории военной части в Хмельницком. На ней народный депутат размышляет о способах нападения на правительственный квартал и атаки на высшее руководство страны. Предлагаются разные варианты: то взорвать гранаты в Верховной Раде во время обращения Президента к парламенту, а потом из автоматов добивать выживших, то расстрелять весь правительственный квартал из минометов, то нападать на частные дома высокопоставленных чиновников.
Савченко даже соглашается стать смертницей ради общего дела. Но к конкретному плану, когда, как и кем будет осуществляться нападение, нардеп и сообщники не приходят.
У Савченко, естественно, своя версия этой ситуации. Она утверждает, что не она искала сообщников, а к ней власть подослала агентов, которые пытались склонить ее к государственному перевороту. При этом нардеп утверждает, что с самого начала понимала: ее действия фиксируются спецслужбами, но специально вела разговоры о кровавом терроре, чтобы напугать власть. По словам Савченко, с ее стороны это была политическая провокация, которая успешно удалась, «операция сюрреализма». А судить ее не за что, за слова же, дескать, не судят. И вообще, какой украинец не хотел бы взорвать Верховную Раду. Последний тезис Савченко повторяла особенно часто.
Пока Савченко арестовали на два месяца. За огромным количеством информационного шума, который продуцировало дело Савченко, неделю не выпадающее из эфиров, без ответов остались важнейшие вопросы. А именно: зачем нардепу нужно было завозить оружие из «ДНР», если она думала, что ее поддержит целый элитный полк ВСУ, и чего в этом деле больше — провокации со стороны спецслужб или реального замысла преступления века со стороны Савченко?
Добраться до России
Власти не скрывают, что дело Савченко в итоге попытаются привязать к России. Луценко уверен: нардеп действовала не одна, а был кукловод, который и дергал за ниточки. Больше всего на эту роль подходит, по его мнению, кум президента России Владимира Путина Виктор Медведчук. И если Луценко сначала только намекал на роль Медведчука в этом деле, то впоследствии прямо заявил, что организация кума Путина Украинский выбор — главный центр антиукраинской подрывной деятельности внутри нашей страны.
Сами Савченко и Рубан любую связь с Медведчуком упорно отрицают. Но Луценко уверен, что они были частью более глобального плана по дестабилизации Украины: «Какой-то глобальный план по изменению, устранению конституционного строя в Украине, я уверен, существует. И мы ищем этот мозговой центр». Звучит очень странно: план есть, но мы не знаем какой. Главное, чтобы в процессе поисков не дошли до того, чтобы придумывать его самим.
Согласен с генпрокурором и Президент Петр Порошенко, который тоже рассказывает о вражеском логове внутри страны. «Здесь, внутри Украины, враг камуфлируется, мимикрирует, действует замаскировано, коварно, через «пятую колонну». Он использует в своих интересах и вплетает в свои позорные сценарии политиков, которые на первый взгляд производят впечатление, вполне проукраинских. Слова из уст вырываются будто патриотические, а на лбу ведь не написано, что они иногда не стесняются деньги брать даже из Москвы», — говорит глава государства.
Политическая несообразность
Дело Савченко, по сути, только начинается, суд над ней должен превратиться в шоу, которому обеспечено внимание всей страны. А времена сейчас предвыборные, так что горе-летчице уготовано одно из центральных мест в предстоящей избирательной кампании.
Луценко и вовсе заявляет, что и выступления выдворенного из страны Михаила Саакашвили, и дело Савченко — это звенья одной цепи, одного российского подрывного плана. Но тогда же любые уличные акции автоматически дискредитируются? Что логично — они же льют воду на мельницу Кремля.
Но в такую охоту на ведьм важно не заиграться. Причем власть уже вплотную приближается к этой «красной черте». Советник Президента Юрий Бирюков накануне заявил, что все, кто критикуют действующую власть, — враги государства. А на самом деле во всех бедах Украины виновата исключительно Россия. Подобная риторика — очень опасна. Массовый поиск «пятой колонны» ни до чего хорошего никогда не доводил. А до выборов еще целый год, слишком рано мы начали такое слышать.
Еще один способ использования Савченко в избирательной кампании — противодействие оппозиции. Власть точно не даст забыть обществу, кто именно привел Надежду в парламент, который та хотела взорвать. О политической ответственности Юлии Тимошенко за «казус Савченко» уже активно говорят представители Блока Петра Порошенко. Чем ближе к выборам и чем выше будут рисовать рейтинг Тимошенко социологи — придворные и не очень — тем чаще о Савченко будут вспоминать оппоненты Юлии Владимировны.
Также Савченко может помочь в размытии оппозиционного электората и как отдельная политическая единица. Сейчас, по сути, идет надувание Надежды, которая не особо скрывает собственных президентских амбиций, называя себя кандидатом от народа. Доступ к медиа ей обеспечен. Как известно, украинцы чувствуют сострадания к тем, кого сажают в тюрьму. Тем более к женщине, тем более к бывшему герою, прошедшему через российский плен. Савченко со своей воинственной риторикой способна отобрать голоса у той же Тимошенко или у лидера Радикальной партии Олега Ляшко. В условиях стремительного падения рейтингов власти в борьбе с оппозицией любая помощь пригодится, даже такая.
Война рейтингов
Рейтинги действительно падают, причем с невиданной ранее скоростью. По данным опроса Киевского международного института социологии (КМИС), опубликованного в середине марта, в 2018 году рейтинг Порошенко обвалился на 8%, его партии — на 7%. Сейчас они самые низкие с момента прихода команды Порошенко к власти. За действующего Президента на следующих выборах готовы проголосовать всего 9,8% избирателей.
Это четвертое место — не только после Тимошенко, но и после Ляшко и Анатолия Гриценко. Среди причин падения рейтинга власти называют негативный шлейф от громкого скандала с отдыхом Президента на Мальдивах, противостояние президентской команды с НАБУ, торги вокруг антикоррупционного суда и общий ступор реформ. Позитив от безвиза с ЕС уже не работает, а новых громких достижений власти не видно, открытием детских садов никого не удивишь.
Конечно, к соцопросам за год до выборов нужно относиться осторожно. Вряд ли из-за них Президент передумает идти на второй срок. Учитывая властный ресурс в условиях активной предвыборной кампании, потенциал для роста рейтинга у Порошенко есть. Вечно непроходного Гриценко и популиста Ляшко в качестве серьезных конкурентов воспринимать не стоит, а вот показатели Тимошенко действительно должны беспокоить Банковую.
Главная задача Юлии Владимировны до выборов — не наделать ошибок. Пока она избегает активных публичных выступлений, а рейтинг сам по себе растет, за счет негатива по отношению к власти. Тимошенко, похоже, поняла: чтобы претендовать на президентский пост, одной популярности внутри Украины мало, важна и международная поддержка. Ее обеспечением Леди Ю и занялась. В США наняла лоббистов, которые ранее сотрудничали с действующим президентом Дональдом Трампом. Но, что характерно, траты эти в своей е-декларации не объявила.
Обвинения в том, что именно Батьківщина завела в парламент Савченко, пытаясь поживиться на ее тогдашней популярности, Тимошенко пока не комментирует. Отношения с летчицей у нее сразу не сложились, в Батьківщине она не продержалась и полугода, зато за такую политическую ошибку Тимошенко еще предстоит расплатиться. Савченко — ее самое слабое место.
Кроме Тимошенко есть у главы государства проблемы и внутри собственной команды. Излишне самостоятельный премьер-министр Владимир Гройсман грозит окончательно отбиться от рук. Премьер видит падение рейтинга Порошенко и старается максимально дистанцироваться от него, даже на совместных торжественных мероприятиях перестал появляться. В президенты Гройсман пока не собирается, о чем заявил публично. Но на парламентские выборы может выставить личную политическую силу, благо винницкие проекты в качестве фундамента имеются.
Для Порошенко крайне важна лояльность премьера в президентской кампании. Поэтому пока он его и терпит. Заменить Гройсмана на более покладистую фигуру тяжело — нарушатся все договоренности и конфигурации с Народным фронтом, а «фронтовиков», кстати, премьер вполне устраивает. Еще одна проблема между Порошенко и Гройсманом: кто возьмет на себя ответственность за непопулярные решение по выполнению требований МВФ — например, если речь идет о повышении цены на газ для населения. Президент считает, что это должен быть именно премьер, ему же не избираться. Но политические амбиции Гройсмана слишком велики, чтобы добровольно принять удар на себя.
А вот переговоры о создании единой большой партии власти — снова в тупике. Стороны заняли выжидательные позиции. Приближение выборов будет стимулировать договариваться быстрее. Но и поговорку про двух соотечественников и трех гетманов помните же?
Ядовитые испарения
Пока украинские политики увлечены междоусобицами, на международной арене усиливается давление на страну-агрессора — Россию. Отравление бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля и его дочки химическим оружием в 100 км от Лондона не прошло для Москвы бесследно.
Говорят, что презумпция невиновности в отношения Кремля на международной арене уже не действует, работает презумпция вины. А поэтому из 26 стран выслали 150 российских дипломатов. Ну как дипломатов. В основном представителей спецслужб, работающих в дипломатических ведомствах под прикрытием. Беспрецедентное событие, столь массовой высылки дипломатов одного государства мировая история еще не знала. Российской агентурной сети нанесен серьезный урон, а пощечины на международной арене в Кремле уже давно перестали считать. Запад развеял активно продуцируемый Россией миф о своих внутренних разногласиях и противоречиях, продемонстрировав единую, жесткую и консолидированную позицию.
Присоединилась к акции и Украины, выслав из страны 13 российских дипломатов. Да, дипломатические отношения между нашими странами и так фактически сведены к нулю, послов нет, но часть российских дипломатов на территории нашего государства все-таки оставалась. Присоединение Украины к акции Запада — шаг, безусловно, грамотный и взвешенный. Мы просто не можем позволить себе не быть солидарными с теми, кто противодействует России.
Вместе с тем очевидно, что Москва ответит на подобные шаги зеркальным образом. Обострения конфронтации, усиления конфликта по линии Россия — Запад не избежать. У Путина нет выбора, он уже начал играть в игру про «осажденную крепость» и западных врагов, которые наступают, и будет продолжать это делать. Украина в этом конфликте оказалась в хорошей компании, но опасность в том, что именно мы находимся на первой линии конфронтации с Россией.
Методы Москвы давно знакомы — бряцание оружием уже началось. Обостряется ситуация на Донбассе — более 100 обстрелов только за 25-27 марта. В аннексированном Крыму прошли очередные военные учения. Надежды на то, что западные партнеры о нашей поддержке их акций не забудут? Хорошая попытка, но ФРГ разрешила провести Северный поток — 2 через свой участок морского дна. Назвать это проявлением солидарности язык не поворачивается.