В Украине судят одного из активистов Майдана за убийства сотрудников Беркута во время Революции Достоинства. В обществе переполох, говорят, что это подрывает все устои современного государства.
Актвиста Майдана Ивана Бубенчика подозревают в убийстве двух правоохранителей 20 февраля 2014 года.
Бубенчика пытались арестовать, но под давлением общества и народных депутатов прокуратура отозвала подозрение против активистов.
Сам Бубенчик не скрывает, что стрелял в сотрудников Беркута. Но депутаты уверены, что судить его за это нельзя.
Корреспондент.net разбирался в ситуации.
Что сделал Бубенчик
Иван Бубенчик был активистом 9-й сотни Самооборона Майдана, с которой позже вышел. Бубенчик также воевал на Донбассе в составе батальона "Днепр" МВД Украины. В фильме "Перелом" – первом из цикла расследований "По следам революции", – Бубенчик заявил, что 20 февраля 2014 года стрелял в силовиков из консерватории.
По словам активиста, таким образом, он надеялся заставить подразделения Беркута и Внутренних войск отступить с площади. После выхода фильма Генпрокуратура допросила Бубенчика в качестве свидетеля, а также провела обыск в его доме.
3 апреля Бубенчика задержали во Львовской области. Бубенчика подозревают в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов - убийстве двух милиционеров. По версии следствия, около с 7 до 8:00 утра 20 февраля 2014 на Майдане Незалежности он совершил 3 прицельных выстрела из охотничьего карабина "Сайга М3" (7,62x39).
Прокуратура требовала от суда ареста Бубенчика.
Вмешались депутаты – прокуратура передумала
В Верховной Раде даже блокировали трибуну из-за дела Бубенчика. Нардепы требовали от Генпрокурора Юрия Луценко объяснить действия прокуроров.
Луценко назвал неправильной квалификацию дела Бубенчика и принял решение об изменении группы прокуроров по этому эпизоду расследований событий на Майдане, которую возглавит заместитель главы ГПУ Анжела Стрижевская.
Стрижевская, в итоге, отозвала подозрение против Бубенчика, посчитав его неубедительным. По ее словам, подозрение предыдущей группы прокуроров, под руководством Сергея Горбатюка, была недостаточно обоснованным.
"Считаю, что такая квалификация, которая была в старом подозрении, была недостаточно обоснованной. Доказательства были неубедительными. Я их тщательно изучила. И если они не убедительны для меня, то не убедят и суд", - сказала Стрижевская.
Она отказалась комментировать, что именно она считает неубедительным в старом подозрении и о чем будет новое.
При этом прокурор отметила, что вопрос о мере пресечения пока не стоит. На вопрос журналистов, не является ли давлением на следствие со стороны генпрокурора Юрия Луценко, который накануне заявил, что квалификация действий Бубенчика, которую определил Горбатюк, является неправильной и именно поэтому он решил изменить группу прокуроров в этом деле, от которых ожидает "объективного решения".
"Как Генпрокурор может давить на следствие? Я, как старший прокурор, пришла к выводу, что подозрение является спорным. Давления со стороны Генпрокурора не было. Следователь и прокурор являются самостоятельными фигурами", - ответила Стрижевская.
Она добавила, что в четверг вечером Бубенчику будет вручено новое подозрение, с которым ознакомятся адвокаты и выстроят свою стратегию защиты. "Думаю, мы будем свидетелями очень прозрачного судебного процесса", - отметила прокурор.
Что все это значит?
Из-за дела Бубенчика власть обвиняют в преследовании патриотов. Оценка действий активиста может, по сути, означать оценку Евромайдану, что может повлечь за собой далеко идущие политические последствия.
“Политическим последствием гипотетического приговора Ивану Бубенчику должна стать одновременная отставка всей украинской власти - президента, премьер-министра, Верховной Рады, вплоть до районных госадминистраций. Вся украинская власть приведена на должности выстрелами Бубенчика”, - считает дипломат, политический эксперт Богдан Яременко
Некоторые считают, что Бубенчик должен быть освобожден в порядке амнистии для участников Евромайдана. А его возможное осуждение – пойдет на польщу теории России о “государственном перевороте” в Украине.
Но, с другой стороны, как можно не судить человека, который сам признался в стрельбе по правоохранителям, и при этом требовать наказать виновных в расстреле Евромайдана? Без учета контекста событий в этом деле не разобраться.