Летом глухие уголки крымского побережья превращаются в маленькие Гоа - места дикой свободы и свободной любви, где граждане городов Украины, Беларуси и России прячутся от цивилизации и главных ее "апостолов" - интернета и мобильной связи, - пишет Кристина Бердинских в №30 журнал Корреспондент от 5 августа 2011 года.
Полчаса ходьбы по узкому каменистому пляжу от поселка
Курортное, что на юго-востоке Крыма, в сторону подножья горы Эчки-Даг - это
путь от сытой курортной цивилизации к дикому и непредсказуемому отдыху.
На глазах уменьшается концентрация шезлонгов и
зонтиков, и с места, где воткнуто в песок последнее складное укрытие от солнца,
дорога превращается в тропу, ведущую к Лисьей бухте - самому известному
дикарскому и хипповому пляжу Крыма. Здесь есть лишь песок, палатки, обнаженные
тела и музыка барабанов.
На этот маленький островок свободы, куда еще во
времена Советского Союза приезжали рок-звезды Виктор Цой, Андрей Макаревич и
другие альтернативщики, сегодня потянулись толпы обычных горожан, желающих
первобытного покоя.
Отдых в палатке, купание голышом и секс на пляже
входят в моду. "В цивилизации хочется раздеться, сбросить с себя весь этот груз
информации, и не получается. В Лисью же бухту человек приезжает побыть самим
собой, и его принимают таким, каким он есть", - говорит Корреспонденту радиоведущая из Ялты, не пожелавшая назвать свою
фамилию. Выйдя из моря, отдыхающая нежится на каремате под лучами яркого
солнца. Из одежды на ней - соломенная шляпа.
В цивилизации хочется раздеться, сбросить с себя весь этот груз информации, и не получается. В Лисью же бухту человек приезжает побыть самим собой, и его принимают таким, каким он есть
С каждым годом в Лисьей бухте собирается все больше туристов.
И если еще десять лет назад расстояние между соседними палатками составляло
200-300 м, то сейчас они стоят одна возле другой. Этим летом здесь коротали дни
и ночи около 1 тыс. человек.
Однако бухта - это уже почти олл-инклюзив: цивилизация
слишком успешно продвинулась в эти прежде малолюдные края вслед за толпами
дикарей. В бухте появились платные туалеты, душ, продается питьевая вода. За 7
грн. можно зарядить мобильный телефон. К тому же местные развернули здесь бурную
торговлю - начиная от продуктов питания и заканчивая солнцезащитными кремами.
И теперь за реальной тишиной ошалелые от города люди
забираются еще дальше - на мыс Меганом, заброшенный и окруженный скалами кусок
крымского побережья. Здесь нет ни электричества, ни общепита. А чтобы добраться
сюда, нужно пройти по обрывистым скалам. На это осмелились не более сотни
отдыхающих со всего бывшего СССР. Но они получили то, что хотели, - абсолютную
свободу.
Голова в песке
Если отвлечься от одинаковых голых и полуголых тел и
всмотреться в лица, понимаешь, что разнообразие человеческих типов в Лисьей
бухте поразительное. На местном песочке нашлось место и для богемы - писателей,
художников, музыкантов, и для панков, и для офисных работников.
К примеру, знакомство Корреспондента с "местными" началось под чарующие звуки,
извлекаемые из гитар молодыми - по 27 лет - киевлянами Славиком Булиным и
Александром Миловым. Первый мало того что музыкант и участник некой рок-группы,
так еще и назвался "церковником", работающим в Киево-Печерской лавре.
Следующий знакомец представляет кардинально иной слой
городского населения. Это 54-летний Михаил Кокотчиков, сделавший журналистам
замечание, что они ходят по нудистскому пляжу в одежде. "Мест для текстильного
отдыха [в купальниках и плавках] в
стране хоть отбавляй, но мест для отдыха голых людей мало. И даже тут пытаются
испортить атмосферу", - произнес человек, который в голом виде появляется здесь
каждое лето начиная с 1995 года, а в одетом виде уже много лет работает в Киеве
врачом.
Нюшка - дальняя часть пляжа, где расставляют свои палатки в основном семьи с маленькими детьми.Ночью там тишина и покой. Ближе к центру раскинулись тела постояльцев Ямайки - они растаманы и хиппи, часто проводят у себя концерты и файер-шоу. Самая"цивилизованная" часть пляжа называется Пикадилли - ее кроме отдыхающих оккупировали еще и местные татары, расставив на берегу свои кафе и чайханы. В бухте есть и Зеленка - там растут деревья, и другие "зоны" помельче.
И так было всегда и везде - каждая новая компания,
развалившаяся на пляже, была непохожа на предыдущую и следующую.
Разнообразие "видов" привело к тому, что это место
много лет назад разделилось на несколько условных зон. Например, Нюшка - дальняя
часть пляжа, где расставляют свои палатки в основном семьи с маленькими детьми.
Ночью там тишина и покой. Ближе к центру раскинулись тела постояльцев Ямайки - они
растаманы и хиппи, часто проводят у себя концерты и файер-шоу. Самая
"цивилизованная" часть пляжа называется Пикадилли - ее кроме отдыхающих
оккупировали еще и местные татары, расставив на берегу свои кафе и чайханы. В
бухте есть и Зеленка - там растут деревья, и другие "зоны" помельче.
Однако есть один фактор, который в последнее время
стал объединяющим для всех этих мест, - мусор. Людей стало слишком много, и за
собой они принесли горы отбросов.
В Лисьей бухте никогда не знаешь, что будет через минуту. Но и без особых приключений здесь всегда есть море, солнце, музыка и чача
А ведь когда-то бухта выглядела иначе. Парень с
дредами и тату на плече, житель Подмосковья по имени Лев, сидя на песчаном
пляже в лучах заходящего солнца, живописал Корреспонденту
романтические виды Лисьей бухты десятилетней давности: "Сюда женщины приезжали,
чтобы рожать в море. За питьевой водой надо было идти на родник в горы. Никаких
удобств, и только свобода". Он каждое лето живет здесь по полтора-два месяца и
делает это так давно, что уже сбился со счета.
Но ни мусор, ни кафешки, ни толпа "текстильщиков" не
отпугивают от этого места тех, кто приезжает сюда за особой атмосферой.
23-летние минчане Настя и Виталий Суворовы появились
в бухте в середине июля. И сидеть здесь собираются приблизительно до середины
сентября - к тому времени у них должны закончиться деньги. В столице Беларуси у
ребят хипповский магазин.
Настя, яркая девушка с африканскими косичками -
красными, оранжевыми, белыми и хенд-мейд-сережками, рассказывает, что они с
мужем давно слышали об этом месте. Но лишь в нынешнем году решили приобщиться к
местной жизни, "чтобы городской мозг отдохнул и восстановился". "Здесь где
упал, там и дом", - говорит Суворова.
Чем ближе вечер, тем ощутимее разносится запах "травки". Без него представить себе воздух в бухте просто невозможно.
Живут оба в режиме солнца - просыпаются рано утром, а
дальше как день заладится. "В Лисьей бухте никогда не знаешь, что будет через
минуту. Но и без особых приключений здесь всегда есть море, солнце, музыка и
чача [виноградный самогон]", - говорит
Виталий Суворов.
Подобные прелести привлекают не только публику из
стран СНГ. Этим летом в Лисьей бухте некоторое время "зависали" поляки, немец и
литовец.
Однако в бухте есть не только чача и вино, уточняет
Кокотчиков. Чем ближе вечер, тем ощутимее разносится запах "травки". Без него
представить себе воздух в бухте просто невозможно.
Впрочем, это не означает, что курят здесь все.
Например, врач-патологоанатом Кокотчиков ведет весьма здоровую жизнь - ничего
не употребляет, купается, загорает, мажется лечебной вулканической глиной, а на
"десерт" собирает на берегу камушки - сердолик и халцедоны.
Единственная связь, прервать которую способны лишь единицы, - это деньги. От влияния этого фактора не отмахнуться, его можно лишь минимизировать. Например, до уровня киевлян Булина и Милова - им хватает в день на одного по 60-100 грн.
Каждый из обитателей бухты владеет собственным
рецептом освобождения от обычного мира. Единственная связь, прервать которую способны
лишь единицы, - это деньги. От влияния этого фактора не отмахнуться, его можно
лишь минимизировать. Например, до уровня киевлян Булина и Милова - им хватает в
день на одного по 60-100 грн. "Это с покушать и выпить", - уточняет Милов.
А можно освободиться еще больше, как киевский
сервис-инженер Константин Диденко, приезжающий в Лисью бухту девятый год подряд.
Он считает, что с деньгами вопрос решается достаточно просто: вначале ты
кормишь-поишь всех, а потом живешь за счет тех, кого ты поил и кормил. Ведь все
здесь - сестры и братья. "Главное, что голова в песке - значит, не бывать
тоске", - смеясь, заключает Диденко.
Крымский Энерджайзер
Из года в год наплыв "матрасников" - так
лисьебухтовские дауншифтеры называют тех, кто приезжает в бухту не хипповать, а
наблюдать за хиппующими, увеличивается. А все потому, что к местному пляжу
можно подъехать. "Раньше, если кто-то приезжал на машине, с него все ржали: сюда
ведь добирались автостопом", - говорит Лев.
А вот на гору и мыс Меганом, что в 8 км от Судака, на
машине заехать невозможно. Поэтому там расположились люди, которые мигрировали
из цивилизованной Лисьей бухты. Автомобильная дорога ведет лишь в Капсель - часть
Меганома, где расположен кемпинг с трейлерами. На дикий пляж придется идти
пешком, причем тропы тянутся по скалам.
Меганом долгое время была закрыт для свободного
посещения - здесь находились секретные военные объекты. Но в начале 1990-х все
ограждения сняли, и сюда потянулись те, кому свобода дороже благ цивилизации.
Таких смельчаков немного - в этом году Корреспондент
насчитал на пляже и в окружающих его скалах не более сотни человек.
На гору и мыс Меганом, что в 8 км от Судака, на машине заехать невозможно. Поэтому там расположились люди, которые мигрировали из цивилизованной Лисьей бухты
То, что в Лисьей бухте вспоминают с сожалением - походы
к роднику за питьевой водой, отсутствие мобильной связи и общепитов, и только
природа в первозданном виде, - на Меганоме сохранилось.
Склоны окружающих гор почти лишены растительности,
поэтому даже тень - проблема, говорит йог Олег из Запорожья. Уравновешенный и
расслабленный, он скрылся от солнца под огромным камнем. Такой отдых не каждому
по вкусу, уверен последователь индийской науки управления телом.
Сам он приезжает на Меганом, чтобы усилить свои
духовные возможности и зарядиться энергией. "Ту энергию, которую получаешь в
городе за неделю или месяц, здесь можно впитать за один день", - рассказывает
Олег.
Именно йоги - одна из самых распространенных групп
меганомовского населения. Они устраивают здесь летние сессии и мастер-классы,
потому что убеждены: это место особой силы. "В Гималаях есть долина йогов, в которую
могут попасть только избранные. Наш Меганом - это что-то подобное", - уверяет
запорожский йог.
Именно йоги - одна из самых распространенных групп меганомовского населения. Они устраивают здесь летние сессии и мастер-классы,потому что убеждены: это место особой силы
Впрочем, каждый меганомец использует местную энергию
по-разному. Например, 25-летний музыкант Михаил Фомин, приехавший в Крым из
Санкт-Петербурга, взял с собой барабан джембе. В компании, состоящей из трех
питерцев, это не единственный музыкальный инструмент. Есть еще и диджериду - духовой
музыкальный инструмент аборигенов Австралии. "Рисуем, играем на музыкальных
инструментах, книги читаем", - перечисляет перечень своих крымских дел Фомин.
Рядом, укрывшись от палящих лучей дневного солнца под
навесом, его подруга, 23-летняя Вика Эстерлин, читает вслух Жизнь насекомых Виктора Пелевина.
Поодаль йоги небольшой группкой учат асаны. Одна из
них, девушка с обнаженной грудью, старательно повторяет за учителем движения,
выдерживая ритм дыхания. Но на нее никто не обращает особого внимания: Магеном
такая же Мекка нудистов, как и Лисья бухта.
А вот у 23-летнего Евгения Вовденко, фотографа из
Киева, энергия расходуется на иное. Корреспондент
встретил его у подножия горы с огромным черным мусорным пакетом в руках,
куда киевлянин набросал бутылки, банки и прочий хлам, который ему встречался по
дороге.
"Дом это не только там, где ты живешь. Дом и там, где
ты идешь. А в доме всегда должно быть чисто", - говорит Вовденко и, медленно
спускаясь вниз, к пляжу, исчезает за скалами. Там же, где остался и сам Меганом,
- последний Гоа на карте Украины.
***
Этот материал опубликован в №30 журнала Корреспондент от 5 августа 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.