UA
 

Корреспондент: Свободная энергия. Как Нестор Махно создал единственную в истории страны анархическую республику - архив

27 октября 2011, 08:53
1
2471
Корреспондент: Свободная энергия. Как Нестор Махно создал единственную в истории страны анархическую республику - архив
Фото: Корреспондент
В республике печаталось более десятка газет самой разной идеологической окраски

100 лет назад на юге Украины Нестор Махно создал первую и единственную в истории страны анархическую республику. Этот рай безвластия и вседозволенности просуществовал лишь несколько месяцев, - пишет Оксана Мамченкова в рубрике Архив №41 журнала Корреспондент от 21 октября 2011 года.

В первые годы Гражданской войны юг Украины представлял собой не только поле боевых действий, но и целый калейдоскоп режимов и властей: немцы, националисты, белые, красные - за короткое время все они успели побывать в роли руководителей этого края, надолго в должностях не задерживаясь.

При любой власти главными хозяевами этих земель были местные крестьяне. Именно на них сделал ставку знаменитый анархист Нестор Махно, когда решил в здешних, родных для него степях организовать самую свободную в мире республику. Это ему на короткое время удалось.

Махно начал устанавливать новый порядок, который точнее было бы называть беспорядком, еще в 1917-м, начав со своего родного села Гуляйполе

Махно начал устанавливать новый порядок, который точнее было бы называть беспорядком, еще в 1917-м, начав со своего родного села Гуляйполе. Через два года затея охватила почти всю сельскую местность юга Левобережной Украины от Днепра до Дона. А 20 октября 1919 года анархическая республика получила свою конституцию.

В этот день около 300 человек, преимущественно крестьяне, собрались под председательством Махно и его Военно-революционного совета на съезд в городе Александровске, ныне Запорожье. Участники съезда провозгласили неизбежность третьей революции и сформулировали основы нового социального устройства, согласно которому не должно было быть госвласти, зато торжествовали бы добровольная самоорганизация и свободный товарооборот.

Украинские анархисты верили, что при этом они идут в ногу с общественным прогрессом. Ведь, по их убеждениям, вслед за февральским переворотом 1917 года, положившим конец царизму, и октябрьской революцией, ликвидировавшей власть капитала, неизбежно последует третья революция - она положит конец госвласти. Кроме того, они верили в историческую роль крестьянства, его право на землю и испытывали острую неприязнь к интеллигенции.

Они верили в историческую роль крестьянства, его право на землю и испытывали острую неприязнь к интеллигенции.

Эти идеи упали на благодатную почву. Протестуя против навязанных сверху форм хозяйствования, селяне Екатеринославской, Таврической и Херсонской губерний искали собственный путь. Они боролись на два фронта - против крупных землевладельцев с одной стороны и большевистского эксперимента по введению политики военного коммунизма с другой.

За время своего существования Махновщина - а республика продержалась до середины 1920 года - не приобрела четких границ и ни на минуту не выходила из состояния войны. Однако выкорчевывать из местных крестьян чувство свободы, взлелеянное в них махновцами, советской власти пришлось долгие годы.

"Село вышло из своих мазанок, из-под соломенных крыш, наложило руку на тот непонятный механизм, откуда шли все приказы, куда увозились налоги, где жили помещики, звучал чужой язык и где исчезал взлелеянный в степях хлеб", — так образно и точно описал суть повстанческого движения украинский писатель Валерьян Пидмогильный в рассказе Третья революция.

Мать порядка

Подъем крестьянского движения на юге Украины начался едва ли не сразу после свержения российского императора Николая II. В родном для Махно Гуляйполе, куда он вернулся после февральской революции, отсидев за анархистскую и экстремистскую деятельность шесть лет в московской Бутырке, уже к лету 1917-го бедняки и середняки отказывались платить помещикам завышенную арендную плату и объединялись в небольшие отряды. Вскоре их примеру последовали жители соседних деревень.

Количество повстанцев стремительно росло, а авторитет Махно помогал консолидировать их силы в одно мощное движение, которое стало прообразом анархистского государства.

боевой путь махновцев стал чередой боев едва ли не со всеми властями, которые были представлены в те годы в Украине, - начиная от немцев и сторонников Директории и заканчивая белыми

Их идеология была довольно оригинальной. Махно и его соратники считали, что главный общественный класс - это крестьяне. При этом украинские анархисты отрицали государственную власть в любых проявлениях. Поэтому неудивительно, что боевой путь махновцев стал чередой боев едва ли не со всеми властями, которые были представлены в те годы в Украине, - начиная от немцев и сторонников Директории и заканчивая белыми. При этом Махно долгое время сотрудничал с красными, хотя позже и с ними его пути разошлись.

К осени 1919-го отряды Махно уже захватили крупные украинские города Александровск и Екатеринослав (теперь - Днепропетровск). К этому моменту в рядах повстанцев насчитывалось более 65 тыс. человек, в том числе более 10 тыс. кавалеристов и 12 тыс. тачанок. На протяжении нескольких последующих месяцев эти силы контролировали большую часть Екатеринославщины и северного Приазовья.

Имея такие силы, не грех было попробовать создать республику, основанную на анархических идеях, что Махно и не преминул сделать. И хотя махновцы отрицали любую власть, ради такого дела им пришлось провести несколько съездов местных советов и представителей повстанческих отрядов, чтобы создать основные принципы этого оригинального территориального объединения.

В съездах свободно участвовали активисты самых разных политических движений. У каждого из них было право голоса.

В первой половине 1919 года таких съездов прошло три, причем каждый последующий был все более многолюдным. Среди участников съездов были представители всех социальных групп, хотя доминировали крестьяне. Кроме того, в съездах свободно участвовали активисты самых разных политических движений. У каждого из них было право голоса.

Плюрализм был такой, что в республике печаталось более десятка газет самой разной идеологической окраски. Единственное, что было запрещено всем этим политикам, - так это создавать органы власти. Здесь инициатива оставалась в руках анархистов и проводимых ими съездов.

Из их делегатов формировали революционно-военный совет, который курировал текущие дела. Существовали также деловые комиссии (аналоги министерств) и культурно-просветительский отдел, ответственный за пропаганду идеологии и просвещение.

Впрочем, полного отсутствия бюрократии даже анархистам избежать не удалось. В городах им часто приходилось назначать комендантов, которые служили связующим звеном между армией и населением, а также информировали общину о важных мероприятиях.

Конец анархии

Ключевым постулатом государственно-общественного устройства для Махно была горизонтальная система управления, где все вопросы решались силами низовых советов и собраний.

"Такой строй я мыслил только в форме вольного советского строя, при котором вся страна покрывается местными совершенно свободными и самостоятельными социально-общественными самоуправлениями тружеников", - подчеркивал Батько.

Ключевая сила его республики, армия, содержалась крестьянами, которые делали в ее казну добровольные взносы. Такой же добровольной была и мобилизация

Ключевая сила его республики, армия, содержалась крестьянами, которые делали в ее казну добровольные взносы. Такой же добровольной была и мобилизация.

В экономике либерализм был еще более полным. На территории Махновщины было разрешено свободное хождение любых денежных знаков, будь то царские рубли, купюры белых или петлюровцев. При этом участники финансовых операций по собственному усмотрению могли определять ценность денег, равно как и товаров и услуг.

Рынок не регулировался указами. На подконтрольных махновцам землях процветало мелкое предпринимательство. В отличие от рабочих крупных заводов, которые в условиях войны не могли развернуть производство ввиду отсутствия сырья и рынков сбыта, сапожники, пищевики и прочие ремесленники быстро встроились в предложенный махновцами рыночный механизм. В результате в этих отраслях снижалась безработица.

Сохранялся и частный сектор в промышленности. Так, даже в Гуляйполе на заводе действовала прежняя администрация - она вела постоянные переговоры с профсоюзом. Труд рабочих оплачивали мукой с близлежащей мельницы, отношения с которой были установлены профсоюзом.

На территории Махновщины было разрешено свободное хождение любых денежных знаков, будь то царские рубли,купюры белых или петлюровцев

Немаловажный для любого, даже анархического государственного образования вопрос - транспортный. Железнодорожники, привыкшие к тому, что основным заказчиком, а значит той структурой, которая оплачивала услуги, было государство, также вынуждены были приспосабливаться к новым условиям. Сориентировавшись, они создали комитет, взяли дороги в свое ведение, разработали план движения поездов, систему перевозки пассажиров и оплаты.

Несмотря на перманентное состояние войны, махновская система организации жизни работала весьма неплохо. Однако в конце 1920 - начале 1921 года, когда Махно уже было задумывался над расширением территории республики, советская власть набралась сил и с особой жестокостью расправилась с непокорными селянами.

К тому времени большевики заключили мирный договор с поляками, положивший конец войне между двумя этими силами. "И практически вся Красная армия, которая находилась на территории Украины, была брошена на уничтожение повстанческого движения, в том числе и махновского. Понятное дело, выстоять в таких условиях было невозможно. Кроме того, начинался голод 1921-1923 годов, который подкосил селян", - говорит историк Владислав Верстюк.

Несмотря на перманентное состояние войны, махновская система организации жизни работала весьма неплохо.

Под ударами красных Батько и его армия отходили все дальше на запад и в конце концов Махно оказался в эмиграции. А его детище - республика полной свободы - растворилось в продналогах и хозрасчетах советской новой экономической политики.

Идеи махновской республики

 Ключевые тезисы Декларации Революционно-военного совета Нестора Махно от 20 октября 1919 года

1. Вся земля, по мере изъятия ее из рук частных собственников, должна поступать не во владение государства, а в ведение и распоряжение тех, кто на ней трудится.

2. Все средства, материалы и орудия труда <…> должны поступить в полное ведение и распоряжение не государства <…>, но свободных рабочих союзов и организаций, естественно и свободно же снизу объединяющихся между собою.

3. Все эти организации - производственные, профессиональные, распределительные, транспортные и другие - естественно создают снизу вверх объединяющие их органы в виде экономических советов, выполняющих техническую задачу регулирования общественно-хозяйственной жизни в широком масштабе.

4. Эта партия и эта власть [речь идет о коммунистах] <…> парализует свободную творческую деятельность самих трудовых масс <…>. Эта партия и эта власть убивают в корне социальную революцию.

***

Этот материал опубликован в №41 журнала Корреспондент от 21 октября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: журнал КорреспондентНестор МахноанархияАрхив
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии