UA
 

Корреспондент: Второе крещение Руси. Празднование тысячелетия крещения Руси стало для СССР началом конца – архив

9 февраля 2012, 10:58
0
217
Корреспондент: Второе крещение Руси. Празднование тысячелетия крещения Руси стало для СССР началом конца – архив
Фото: ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного
Монахини Покровского монастыря в Киеве

Празднование тысячелетия крещения Руси стало для СССР началом конца - марксистско-ленинская идеология уступила перед христианством и дальнейшей либерализацией советской жизни, - пишет Дмитрий Громов в рубрике Архив № 4 журнала Корреспондент от 3 февраля 2012 года.

16 июня 1988 года в Киеве шел проливной дождь. Несколько тысяч человек, собравшихся вокруг памятника князю Владимиру, который в 998 году обратил Киевскую Русь в христианство, раскрыли зонтики, но радовались непогоде так, будто на них снизошла манна небесная. И недаром.

"Говорили, это второе крещение Руси!" - вспоминает о том дне патриарх Филарет, глава Украинской православной церкви Киевского патриархата, тогда – экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий.

Летом 1988-го в столице советской Украины впервые за 70 лет коммунизма с помпой и государственным размахом отмечали религиозный праздник, а именно – тысячелетие крещения Руси. "Крестный" дождь, торжественный молебен и колокольный звон столичных храмов для Украины, а также России и Беларуси действительно был знаковым. После юбилея, который праздновался также в Москве, Минске и Ленинграде, СССР фактически признал, что является частью великой христианской цивилизации.

Летом 1988-го в столице советской Украины впервые за 70 лет коммунизма с помпой и государственным размахом отмечали религиозный праздник, а именно –тысячелетие крещения Руси

В стране безбожников такое празднество казалось почти невозможным. Однако, по словам патриарха Филарета, руководившего подготовкой к торжествам, отмечать тысячелетие собирались все зарубежные митрополии православной и греко-католической церквей, и проигнорировать это событие СССР не мог. Иначе Кремль продемонстрировал бы всему миру, что в Советском Союзе нет свободы совести.

К тому же на закате брежневской эпохи советская власть стала более лояльной по отношению к церкви, выполнявшей роль миротворца в отношениях с капиталистическим миром. "Церкви доверяли на Западе, а партии и советскому правительству не доверяли", — уверен Филарет.

Все эти факторы и сделали возможными "повторное крещение Руси".

Христос воскрес

В 1987-м в Москве произошла ключевая встреча: генсек СССР Михаил Горбачев принял у себя патриарха всея Руси Пимена. "Православные иерархи на протяжении многих лет просили этой встречи", - напоминает Константин Харчев, в 1984-1989 годах – председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР.

Последний раз глава советского государства встречался с церковниками более 40 лет назад - в 1943-м. В самый разгар Второй мировой Иосиф Сталин пошел на сближение с церковью, чтобы укрепить дух советского народа. Поэтому в те годы не велась антирелигиозная пропаганда, из тюрем выпустили многих священников, возобновились богослужения в храмах.

В самый разгар Второй мировой Иосиф Сталин пошел на сближение с церковью, чтобы укрепить дух советского народа

Нынешняя же встреча ознаменовала собой желание власти сделать более либеральной жизнь на одной шестой части суши. Ее итогом стало историческое решение – из разряда "опиума для народа" религия переходила в ранг одного из элементов советского быта.

Изменения были зримыми. Власти стали передавать церкви культовые сооружения, а в дни Пасхи на улицах появились растяжки с надписью Христос воскрес!. "В светских изданиях стали писать слово "Бог" с большой буквы", - вспоминает Харчев.

Главным же следствием беседы патриарха и генсека стало решение отпраздновать дату "воцерквления" славянских земель Союза.

Впрочем, не все получилось сразу. Фундамент этого решения отцы церкви стали готовить еще в 1970-х. По словам Филарета, идея добиться от властей разрешения на празднование крещения Руси родилась в Священном синоде РПЦ у его постоянных членов, включая самого Филарета, а также митрополитов Минского, Крутицкого и Коломенского.

"Чтобы праздновать, нужно было согласовать это с Советом по делам религий, а это фактически с Политбюро, ЦК и КГБ", - рассказывает глава УПЦ КП.

Власти стали передавать церкви культовые сооружения, а в дни Пасхи на улицах появились растяжки с надписью Христос воскрес!.

Поначалу там предложение святых отцов восприняли, мягко говоря, с прохладцей. Ведь подобный поворот дел означал бы, что власти признают: христианство оказало положительное влияние на историю советского народа. Было и еще одно "неудобство" - в рамках подготовки торжеств иерархи просили о возврате в лоно церкви двух крупнейших православных обителей - Новодевичьего монастыря и Киево-Печерской лавры, что означало возобновление там института монашества.

В качестве компромисса церкви предложили вместо Новодевичьего взять Данилов монастырь, а лавру отдать не всю, а лишь дальние пещеры. "Мы решили, что нужно соглашаться: дают - бери, иначе вообще ничего не получим", - вспоминает Филарет.

История доказала правильность подобного подхода. Ведь, несмотря на договоренности, с Киево-Печерской лаврой советская власть не хотела расставаться до последнего. Категорически против был первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий, говорит патриарх. Лишь когда в Москве начались литургии и другие торжественные мероприятия, посвященные тысячелетию, украинские власти подписали соответствующее решение.

В качестве компромисса церкви предложили вместо Новодевичьего взять Данилов монастырь, а лавру отдать не всю, а лишь дальние пещеры

Передача лавры и стала началом торжеств в Киеве. Затем прошел крестный ход вокруг Владимирского собора. "Даже двухчасовой сильный ливень не смог рассеять многотысячную толпу людей, из-за переполненности кафедрального собора вынужденных стоять снаружи, на прицерковной площади, и слушать службу через громкоговорители", - писала тогда газета Известия.

Апофеозом юбилея стал молебен на Владимирской горке. Согласно легенде, именно на этом месте киевский князь крестил свою державу десять веков назад.

Теперь здесь собралась не только толпа народа, но и духовенство чуть ли не со всего мира: предстоятели автокефальных православных церквей - Иерусалимской, Румынской, Болгарской и Кипрской, кардиналы римско-католической церкви во главе с госсекретарем Ватикана Агостино Казароли, главы протестантских церквей, англиканской церкви, церковные иерархи из Америки, Азии и Африки.

А вот советские партлидеры, повинуясь решению Политбюро, непосредственного участия в торжествах не принимали. Об этом Корреспонденту рассказал Леонид Кравчук, первый президент Украины, а в те годы – заведующий идеологическим отделом ЦК Компартии УССР.

Даже двухчасовой сильный ливень не смог рассеять многотысячную толпу людей, из-за переполненности кафедрального собора вынужденных стоять снаружи, на прицерковной площади, и слушать службу через громкоговорители

Да и денег на проведение юбилея государство не выделило. Впрочем, это не слишком огорчило священнослужителей. "Проблем с финансами не было - у церкви их было достаточно для этого", - вспоминает Филарет.

Зато иерархов церкви приняла у себя Валентина Шевченко, председатель Президиума Верховного Совета УССР, а в театре оперы и балета состоялось торжественное собрание. Финалом всего стал праздничный ужин в ресторане гостиницы Киев.

Позже отдельные празднества по этому же поводу прошли в Харькове, Львове и Тернополе.

"Это [празднование тысячелетия] тогда было темой всех выступлений, в том числе в СМИ, партийных даже, - рассказывает Кравчук. - Наши газеты Радянська Україна, Правда України, Робітнича газета, Сiльскi вiстi писали именно с такой точки зрения: где корни современной цивилизации? А сказать это было непросто - что [корни] не в марксизме-ленинизме, не в научном коммунизме, а в христианстве".

Начало конца

Празднование юбилея ознаменовало перелом в жизни в СССР. Впервые за годы советской власти выпустили 100 тыс. экземпляров Нового завета и 500 тыс. экземпляров молитвослова на русском и украинском языках.

В лоно церкви вернулись ее реликвии, находившиеся на хранении в музеях московского Кремля, - частица Креста Господня, камни Гроба Господня, десница апостола Андрея Первозванного, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей князей Владимира великого и Александра Невского.

В лоно церкви вернулись ее реликвии, находившиеся на хранении в музеях московского Кремля

Власти уже не чинили препятствий для регистрации новых приходов, хотя старые храмы отдавали в руки церкви по-прежнему с большим скрипом. Особенно это касалось зданий, которые занимали госконторы, научные учреждения или музеи.

По словам Филарета, после юбилея значительно ослаб контроль власти над церковью. Ведь, начиная с 1920-х годов, священники оставались под колпаком у органов госбезопасности. Даже священников в СССР назначали с согласия советов по делам религий, существовавших в каждом областном центре. "Они давали [каждому приходскому священнику] регистрацию - специальное удостоверение на право совершать богослужения", - рассказывает Филарет.

Религиозно-социальные перемены, произошедшие в конце 1980-х, по мнению патриарха, приблизили крах социалистической империи. И как введение христианства на Руси в 988 году приблизил славянскую державу к европейской культуре, так и "повторное крещение" 1988-го стало одним из факторов, вернувшим Восточную Европу из многолетней изоляции от западного мира.

"Сегодня, вспоминая все это, я прихожу к выводу: неслучайно в конце 1970-х [в правительстве] не соглашались на празднование этой даты. Там сидели неглупые люди, которые понимали, к чему это может привести", - резюмирует глава УПЦ КП.

***

Этот материал опубликован в №4 журнала Корреспондент от 3 февраля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: церковьжурнал КорреспондентСССРАрхив
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии