UA
 

Корреспондент: Скрытые улики. Почему криминала в Украине якобы в 9 раз меньше, чем в Германии

29 октября 2012, 10:15
0
157
Корреспондент: Скрытые улики. Почему криминала в Украине якобы в 9 раз меньше, чем в Германии
Фото: Reuters
Необходимо менять принципы оценки эффективности работы правоохранительных органов

Согласно статистике, криминала в благополучной Германии в девять раз больше, чем в Украине. Самой спокойной страной Европы родина кажется благодаря своей правоохранительной системе, скроенной таким образом, чтобы скрывать истинное положение дел, - пишет Каролина Тымкив в № 42 журнала Корреспондент от 26 октября 2012 года.

Ксения и Ольга Коваль, 18-летние близнецы, прогуливаются вечером у Графской пристани в центре Севастополя. Прогуливаться так же неспешно в темное время суток по проспекту Генерала Острякова, одной из самых опасных улиц города, девушки не рискнут.

“В прошлом году там нашли два трупа растерзанных школьниц, да и недавно на Остряках знакомую чуть не изнасиловали”, - говорит Ксения Коваль.

Казалось бы, внешне благополучный, населенный военными моряками и их семьями Севастополь приобрел статус едва ли не самого опасного города в стране. По данным МВД, за девять месяцев 2012 года на 10 тыс. человек здесь пришлось 140,3 преступления. Из 27 административных единиц Украины выше показатели только в целом по Крыму (147,8 преступления).

Внешне благополучный, населенный военными моряками и их семьями Севастополь приобрел статус едва ли не самого опасного города в стране

Далее в рейтинге наиболее криминализированных регионов следуют Запорожская область (120,4), Киев (103,6), Днепропетровская (102), Луганская (100,6) и Донецкая (93,9) области. А наиболее безопасна, согласно статистике, Ивано-Франковская область - там на 10 тыс. жителей зарегистрировано всего 32 преступления.

При этом средняя цифра по стране составляет 81,5 преступления на 10 тыс. жителей, и, если доверять этому показателю, Украину можно назвать самым спокойным государством в Европе.

Так, например, в Германии ежегодно фиксируют 739 правонарушений на вышеуказанную долю населения, во Франции - 563, а в России - 253,4.

Однако благостная украинская статистика далека от реальности, уверены эксперты. Действительное число преступлений в десятки раз выше.

“Украинская милиция, как и в советские времена, гоняется за “палочками”, то есть подгоняет свою работу под красивые показатели, - утверждает Александр Костенкo, завкафедрой уголовного права Киевского университета права. - Например, чтобы не ухудшать статистику, даже в регистрации дела могут отказать”.

В Германии ежегодно фиксируют 739 правонарушений на вышеуказанную долю населения, во Франции - 563, а в России - 253,4.

К тому же в государствах Евросоюза уголовный кодекс более суров и во многих случаях предусматривает наказание там, где в Украине злоумышленник остается на свободе. Так, вор в ЕС привлекается к уголовной ответственности за любую мелочь, а отечественные стражи порядка возбуждают дело только в случае, если сумма похищенного составляет не менее 107 грн.

“На самом деле не имеет значения, сколько ты украл, ты все равно должен отвечать за воровство, - считает народный депутат и экс-замминистра МВД Геннадий Москаль. - А у нас оно фактически легализируется”.

Да и система регистрации заявлений потерпевших в странах ЕС гораздо проще, чем в Украине, рассказывает Эрих Сванидзе, консультант Совета Европы, - и именно этот нюанс способствует значительно более высоким показателям европейской статистики.

“Достаточно позвонить в милицию, и все фиксируется”, - отмечает он. Все полицейские протоколы ведутся в электронной форме, добавляет Сванидзе, тогда как украинская милиция только планирует вводить подобное новшество.

Злые улицы

19-летняя Аня и 18-летняя Алина, не называющие своих фамилий, направляются в ночной клуб Севастополя во всеоружии - на них джинсы в обтяжку и яркий вечерний макияж. На вопрос Корреспондента, насколько безопасно девушкам в таком виде прогуливаться по вечернему городу, они без раздумий отвечают: лучше этого не делать.

“Пристают пьяные, хотят познакомиться, а если отказываешь, начинают хамить. Например, вчера один парень угрожал: мол, если бы встретил меня в темном переулке, прирезал бы”, - рассказывает Аня. Тут же она вспоминает, как год назад в одном из спальных районов города ее едва не изнасиловали.

Просматривая журнал вызовов за последние несколько дней, Александр Ананьин, главврач севастопольской станции скорой помощи, без труда находит криминальные случаи.

Большую часть милицейской рутины составляют прозаичные кражи и грабежи. Пик их приходится на курортный сезон, а большинство потерпевших - отдыхающи

“Вчера в результате пьяной разборки тяжело ранили мужчину ножом, а накануне сотрудника Беркута застрелил сосед из огнестрельного оружия”, - комментирует медик последние сводки.

Впрочем, большую часть милицейской рутины составляют прозаичные кражи и грабежи. Пик их приходится на курортный сезон, а большинство потерпевших - отдыхающие. Летом приезжие увеличивают население Севастополя с 400 тыс. до 1 млн, рассказывает Александр Гончаров, глава городского управления МВД.

“Они опьянены воздухом свободы, расслаблены и оставляют вещи возле моря, а воры, которые специально съезжаются сюда, не зевают”, - объясняет Гончаров.

Костенко считает такое объяснение недостаточным. Криминальную обстановку на полуострове усугубляют экономическая депрессия, безработица и большое социальное расслоение.

“В Крыму дорогие земля и сфера услуг [с одной стороны], и бедность [с другой] - все это образует взрывоопасную смесь”, - объясняет криминалист.

Москаль видит корень проблемы в непрофессиональных милицейских кадрах, которые мало занимаются преступностью. По его наблюдениям, с недавних пор в крымских правоохранительных органах сформировалось донецкое землячество.

С недавних пор в крымских правоохранительных органах сформировалось донецкое землячество

“При этом ребята из Донецка первого и второго эшелонов ушли работать в МВД в Киеве”, - говорит Москаль, утверждая, что в Крым отправился уже “третий” эшелон.

В крымской милиции, в том числе и в ее руководстве, действительно много выходцев из Донецкой области или самого Донецка - в частности начальник Главного управления МВД Крыма Геннадий Слепнев и его первый зам Валерий Радченко, а также глава Ялтинского управления милиции Александр Колесникoв.

На родине этих милиционеров тоже не все благополучно. Индустриальный восток Украины по уровню преступности, согласно данным МВД, лишь немногим уступает Крыму. Там сосредоточены мегаполисы, традиционно более криминализированные, чем глубинка, и экономически депрессивные регионы.

“В советские времена там была развита промышленность. Сейчас же ситуация кардинально изменилась и зарабатывать честно деньги стало сложнее”, - объясняет Костенко.

В то же время, чем ниже плотность населения, меньше финансовые потоки, тем спокойнее жизнь людей, особенно если они еще и религиозны, говорят эксперты. Западноукраинские регионы, обладающие этими качествами, как раз и являются примером законопослушания. В Закарпатской, Тернопольской и Черновицкой областях число преступлений - менее 50 на 10 тыс. жителей. Уголовный процесс Традиционно почти половина преступлений в Украине направлены против здоровья и жизни человека, остальные - на завладение его имуществом, в то время как в странах Западной Европы кражи и прочие злодеяния по материальным мотивам составляют 70 %.

В 2012 году в Севастополе на 100 тыс. человек было совершено 8,2 убийства, в Донецке - 6,1, в Киеве - 3,7, а Берлине - 3,1, в Париже- 1,5, в Вене - 1,1.

“В менее развитых странах всегда совершается больше преступлений против личности”, - отмечает Костенко.

Так, в 2012 году в Севастополе на 100 тыс. человек было совершено 8,2 убийства, в Донецке - 6,1, в Киеве - 3,7, а Берлине - 3,1, в Париже - 1,5, в Вене - 1,1.

Однако Украина может дать фору Западу в другом. За девять месяцев текущего года местными стражами порядка раскрыто 54 % злодеяний, тогда как в Польше и Франции этот показатель никогда не превышает 40 %, а в США - 20 %.

Эксперты объясняют видимое украинское преимущество разницей подходов к раскрытию преступлений. В Украине дело считается раскрытым, когда материалы переданы в суд, тогда как в Евросоюзе это возможно лишь при наличии обвинительного приговора.

“Все милиционеры прекрасно знают: если со статистикой все в порядке, они получат премию и их не будет ругать начальство”, - объясняет Костенко.

Между тем профессионализм сотрудников правоохранительных органов западных стран Москаль оценивает на голову выше. Там жестче подходят к отбору персонала, и его работа контролируется со стороны общественных организаций, чего в Украине нет.

В США все полицейские, даже окончившие академию, обязаны в течение трех лет патрулировать улицы, и лишь после этого офицер может претендовать на звание детектива и перевод в какой-нибудь специализированный отдел. Это делается для того, чтобы человек был знаком со спецификой работы и в дальнейшем мог ориентироваться в любой ситуации.

Чтобы подправить статистику у себя на участке или от элементарной неспособности или нежелания раскрыть преступление, правоохранители нередко убеждают потерпевших вообще не подавать заявление, рассказывает эксперт, - мол, вряд ли дело будет раскрыто

 “В украинской милиции же главное не опыт, а связи и протекция”, - добавляет Москаль.

Еще одна отрицательная черта отечественных стражей порядка - частое пренебрежение профессиональным долгом, уверен Костенко. Чтобы подправить статистику у себя на участке или от элементарной неспособности или нежелания раскрыть преступление, правоохранители нередко убеждают потерпевших вообще не подавать заявление, рассказывает эксперт, - мол, вряд ли дело будет раскрыто.

Довольно часто, добавляет правозащитник Дмитрий Гройсман, убийства выдаются за несчастные случаи, самоубийства или административные правонарушения.

Подобные обвинения в правоохранительных органах категорически отрицают. “Мы регистрируем все, ничего не утаиваем”, - уверяет Гончаров.

Милицейское землячество

С 2003 года уровень преступности в Украине снизился на 26 %, тогда как в Германии - всего на 5 %, во Франции - на 12 %, а в Венгрии и Швеции он, напротив, вырос - соответственно на 5% и 3%. Но на самом деле, утверждает Костенко, криминал в Украине лишь изменил свою структуру - меньше его не стало.

“Да, количество хулиганств сократилось, но за это время криминализировались целые отрасли, - говорит эксперт. - К примеру, все знают, что стоимость квартиры на 30 % выше из-за криминального компонента, поскольку для получения разрешения на строительство надо давать взятки”.

Западноевропейские законы гораздо подробнее определяют понятие коррупции, а украинский кодекс ограничивается лишь термином “взятка”. “Но коррупционная деятельность - это гораздо шире, - подчеркивает Москаль. - Например, когда взяточник делится со своим начальством”.

Да, количество хулиганств сократилось, но за это время криминализировались целые отрасли

Как результат, в 2011 году Украина заняла 152-ю ступеньку в рейтинге восприятия коррупции, состоящего из 183 стран мира, составленном международной организацией Transparency International. Зато в первую десятку наименее коррумпированных стран вошли Финляндия, Дания, Швеция, Сингапур и Норвегия.

При этом, например, Швеция является европейским лидером по уголовной статистике: в год там регистрируется 1,5 тыс. преступлений на 10 тыс. населения.

Запредельно высокие по сравнению с Украиной показатели Западной Европы Гончаров объясняет другой системой учета. “У нас регистрация преступления - это возбуждение уголовного дела, тогда как они сбрасывают в общую статистику все проступки, мелкие правонарушения”, - объясняет он.

Кроме того, отечественный Уголовный кодекс лоялен к отдельным видам правонарушений, которые в европейских странах считаются преступными. В частности, в нем нет статей, предусматривающих наказание за сексуальное домогательство, а также за вождение автомобиля в средней и тяжелой степени опьянения.

Так, итальянскому водителю, в чьем организме обнаружено от 0,8 г алкоголя на 1 л крови, помимо штрафа в размере 3,2 тыс. евро, грозит также лишение свободы на полгода, а во Франции по такому случаю можно угодить за решетку на два года. В Украине же дело заканчивается штрафом или лишением водительских прав.

Западноевропейские законы гораздо подробнее определяют понятие коррупции, а украинский кодекс ограничивается лишь термином “взятка”.

Между тем уже в ближайшем будущем отечественное законодательство ожидают перемены. По словам Гончарова, с 19 ноября, когда вступит в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс, украинская милиция начнет подобно западноевропейским коллегам вести подробный учет правонарушений.

Москаль советует властям идти еще дальше и полностью реформировать систему и принципы работы правоохранительных органов - например ввести контроль над ними со стороны общественных организаций. Сегодня милиция сформирована не по профессиональному принципу, а по принципу землячества, добавляет нардеп.

А Костенко заключает, что качество милицейских кадров - это только часть проблемы. Необходимо менять принципы оценки эффективности работы правоохранительных органов. На Западе таким мерилом выступают данные опросов общественного мнения, а не искусственная статистика.

“Хотя многие министры МВД неоднократно обещали, что покончат с “палочной системой” [гонкой за раскрываемостью и сокрытием преступлений], но на местах люди до сих пор не готовы от нее отойти, да и для кардинальных реформ необходимо жесткое и волевое решение”, - резюмирует Костенко.

Области криминала

Главными поставщиками криминальных новостей среди украинских регионов в 2012 году стали Крым, Запорожская область и Киев

Область

Количество правонарушений

на 10 тыс. человек*

АР Крым

147,8

Винницкая

52,0

Волынская

53,3

Днепропетровская

102,7

Донецкая

93,9

Житомирская

68,3

Закарпатская

40,0

Запорожская

120,4

Ивано-Франковская

32,9

Киевская

72,0

Киев

103,6

Кировоградская

91,3

Луганская

100,6

Львовская

53,4

Николаевская

76,3

Одесская

87,4

Полтавская

75,2

Ривненская

42,0

Севастополь

140,3

Сумская

65,9

Тернопольская

37,3

Харьковская

95,6

Херсонская

92,2

Хмельницкая

56,6

Черкасская

65,7

Черниговская

67,3

Черновицкая

48,6

* За девять месяцев 2012 года

Данные МВД

Составим протокол

По числу зафиксированных правонарушений Украина на последнем месте в Европе, но это не свидетельствует о низком уровне преступности в стране, утверждают эксперты

Страна

Количество зарегистрированных

правонарушений

на 10 тыс. человек

Австрия

707,4

Албания

182,5

Бельгия

971,1

Болгария

182,6

Босния и Герцеговина

108,7

Великобритания

774,4

Венгрия

392,8

Германия

739,5

Греция

346,6

Дания

892,4

Ирландия

1.140,7

Исландия

500,5

Испания

508,4

Италия

437,9

Кипр

86,7

Латвия

250,1

Литва

228,5

Люксембург

651,5

Мальта

287,3

Нидерланды

745,6

Норвегия

572,2

Польша

296,2

Португалия

400,9

Россия

253,4

Румыния

139,6

Сербия

139,8

Словакия

193,8

Словения

433,8

Турция

138,7

Украина

81,5

Финляндия

806,6

Франция

563,7

Хорватия

165,9

Черногория

126,2

Чехия

317,9

Швейцария

868,7

Швеция

1.504,8

Эстония

360,9

Данные Eurostat, информационно-справочной службы Корреспондента

***

Этот материал опубликован в №42 журнала Корреспондент от 26 октября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Крымжурнал КорреспондентстатистикаГерманиямилицияпреступность
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии