Общественная организация, состоящая из высших госчиновников и зарегистрированная в Межигорье, получила в пользование на 25 лет почти 9 тыс. га уникальных охотничьих угодий на Южном берегу Крыма, - пишет Кристина Бердинских в № 5 журнала Корреспондент от 10 февраля 2012 года.
Министр, губернатор, украинский и российский миллиардеры, земляки Президента Украины. Такая высокопоставленная компания, объединенная в Общество охотников и рыболовов Кедр и связанная с Виктором Януковичем общим адресом прописки, стала фигурантом самого громкого земельного скандала в Крыму за последние несколько лет.
В конце прошлого года местный парламент передал Кедру на четверть века для охоты более 8,8 тыс. га охотугодий на самом лакомом для инвесторов Южном берегу Крыма (ЮБК). Это уникальный участок, который начинается за лагерем Артек, включает в себя знаменитый мыс Аю-Даг, проходит по границе Крымского заповедника и доходит до горы Чатыр-Даг. Угодья огибают Партенит и частично Алушту, а также полностью окружают несколько сел, в том числе и Малый Маяк.
И хотя пока очевидного криминала в действиях кедровцев нет, местных жителей и оппонентов власти возмущает та легкость, с которой vip-охотники получили в пользование участок бывшего всесоюзного курорта площадью с Винницу или Чернигов, а также беспокоит будущее этих угодий.
В конце прошлого года местный парламент передал Кедру на четверть века для охоты более 8,8 тыс. га охотугодий на самом лакомом для инвесторов Южном берегу Крыма (ЮБК).
Александра Кужель, экс-депутат Верховной Рады, ныне заседающая в крымском парламенте, уверена: охотугодья на ЮБК были выделены с нарушениями, и их будущее туманно - скорее всего, земли превратятся в закрытую даже для местных жителей территорию, где все будет подчиненно утехам высших гослиц.
Более того, украинский опыт свидетельствует: то, что начинается как госземли для охоты высокопоставленных чинов, часто превращается в частную собственность с застройкой и оградой, закрытой для доступа общественности.
"Под видом создания охотничьего товарищества происходит захват крымских земель. Даже цари Романовы себе такого не позволяли", - говорит симферопольчанка Елена Резонова, которая вот уже 47 лет подряд путешествует по местным горам.
Элитные кедры
"Когда-то было, что лес - это народное достояние! А сейчас? У народа его украли", - возмущенно тычет пальцем в окружающий село лес Михаил Тереньтев, 70-летний житель Малого Маяка.
Те, кто, по его мнению, "украл" лес, вряд ли услышат Терентьева. Ведь в числе учредителей Кедра - высокопоставленные чиновники: Юрий Бойко, министр энергетики и угольной промышленности, Сергей Тулуб, глава Черкасской облгосадминистрации, и Владимир Демишкан, глава Госагентства автомобильных дорог Украины. Об этом говорят данные Единого госреестра юридических и физлиц-предпринимателей.
В числе учредителей Кедра - высокопоставленные чиновники: Юрий Бойко, министр энергетики и угольной промышленности, Сергей Тулуб, глава Черкасской облгосадминистрации, и Владимир Демишкан, глава Госагентства автомобильных дорог Украины
Среди руководителей Кедра есть два миллиардера - россиянин Владимир Евтушенков, глава совета директоров АФК Система, и украинец Александр Ярославский, чье состояние Корреспондент в прошлом году оценил в $ 1,2 млрд.
Кроме того, у верхушки Кедра есть связи с высшим руководством страны. Президент общества, Анатолий Радченко, не просто директор Департамента контроля над производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий Государственной налоговой службы Украины (ГНСУ) - он еще и земляк Януковича, родился и долгое время работал в Енакиеве.
Под стать Радченко и исполнительный директор - Николай Гордейчук. Ранее он работал директором Днепровско-Тетеревского лесоохотничьего хозяйства, расположенного в Киевской области за селом Сухолучье. Там любит охотиться Президент.
Кедр имеет еще одну связь с Президентом. Адрес резиденции Межигорье, где сегодня живет Янукович, и офиса общества Кедр, по официальным документам, - один и тот же: улица Ивана Франко, 19, в селе Новые Петровцы Киевской области.
Адрес резиденции Межигорье, где сегодня живет Янукович, и офиса общества Кедр, по официальным документам, - один и тот же: улица Ивана Франко, 19, в селе Новые Петровцы Киевской области.
Называть фамилии всех 28 членов общества представители Кедра отказываются - мол, это коммерческая тайна.
Однако этим людям несказанно везет. Ведь за решение о передаче в пользование огромных угодий трижды, по словам Кужель, отказывались голосовать даже члены правящей фракции Регионы Крыма. Но за Кедр вступился спикер, и парламент сдался.
Впрочем, удача уже давно сопутствует кедровцам. Раньше территорию, которую получило общество, использовали четыре госструктуры - Алуштинский лесхоз, предприятия Алушта и Таврида, а также эфиромасленичный совхоз-завод. На этих горах и в лесах, кое-где засаженных виноградниками, можно было охотиться широкому кругу лиц, там также проходили туристические маршруты общего пользования. Но все четыре структуры в прошлом году добровольно отказались от угодий в пользу Кедра.
Игорь Кацай, председатель республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству, такой акт щедрости объясняет тем, что охотхозяйства - дело затратное. Угодья не сдают в аренду, государство выделяет их профильным организациям бесплатно на некоторый период, но без права изменения целевого назначения. Любители стрельбы по животным должны содержать здесь егерскую службу, кормить и лечить животных, обеспечивать охрану.
Угодья не сдают в аренду, государство выделяет их профильным организациям бесплатно на некоторый период, но без права изменения целевого назначения
Госпредприятиям все это оказалось не по карману, хотя по закону, объясняет Кацай, от них требовалось вкладывать в эти земли лишь от 1 тыс. грн. в год на каждые 1 тыс. га. То есть на все, что досталось Кедру, нужно было ежегодно расходовать не менее 8,8 тыс. грн., что оказалось не по карману четырем государственным предприятиям.
Такие деньги нашлись лишь у столичного общества, состоящего из 28 человек. В итоге на каждого из этих тайных счастливцев теперь приходится по 315 га на ЮБК. При этом Кедр, как общественная организация, не будет платить налоги за пользование угодьями и может подзаработать на продаже лицензий на охоту.
Земля ненародная
Рефат Чубаров, глава фракции Курултай-Рух, представляющей интересы крымскотатарского народа, - один из тех, кто возмущен выделением огромных лесных угодий на ЮБК обществу Кедр. Чубаров говорит, что в Крыму остро стоят вопросы с использованием сельхозземель и с выделением участков под жилую застройку десяткам тысячам нуждающихся семей, прежде всего - татарам-репатриантам.
"В таких условиях любое выделение больших земельных угодий вызывает чрезмерное неприятие в обществе", - уверен крымчанин.
Какую инфраструктуру будет развивать Кедр в охотничьих угодьях, где закон запрещает почти любые постройки, кроме кормушек для животных и подобного, не знают даже местные депутаты
Однако Анатолий Могилев, премьер-министр автономии, одобрил передачу угодий Кедру. "Отношусь [к этому] положительно, и объясню почему. Потому что это же инвесторы. Потому что на этой территории необходимо делать дороги, высаживать те насаждения, которые необходимы и соответствуют развитию той живности… Это ягодники, лишайники и так далее. Все необходимо делать, и инфраструктуру всего этого", - заявил Могилев.
Какую инфраструктуру будет развивать Кедр в охотничьих угодьях, где закон запрещает почти любые постройки, кроме кормушек для животных и подобного, не знают даже местные депутаты.
"На момент рассмотрения [вопроса о передаче угодий] никаких документов об организации, о том, что она будет делать на этой территории, не было. Только проект решения. Все, что произошло, и как это произошло, заставляет думать, что это коррупционное решение", - говорит Кужель.
Гордийчук, исполнительный директор Кедра, заверил Корреспондент, что никаких иных планов на эти земли, кроме охоты и разведения животных, у них нет. И ничего, кроме биотехнических сооружений - кормушек, солонцов, площадки для подкормки животных, строить общество не будет.
Местные охотники просили Совмин Крыма и парламент не передавать землю Кедру, но их ходатайство проигнорировали.
Однако в Совмине Крыма Корреспонденту отказались предоставить документы, в которых закреплен полный перечень прав и обязательств Кедра по использованию угодий, заявив, что это служебная информация.
Вся эта скрытность дает местным жителям лишний повод считать, что выделенные угодья превратятся в закрытую зону, в которой общественность не сможет ничего контролировать.
60-летний Константин Яковлев, представитель одной из охотничьих организаций Алушты, говорит, что местные охотники просили Совмин Крыма и парламент не передавать землю Кедру, но их ходатайство проигнорировали.
"Когда ситуация утихнет, мы туда и на пушечный выстрел не подойдем", - уверен охотник. Мол, уже сегодня кедровцы начали закупать технику для охраны территории и приборы ночного видения.
Плодитесь и размножайтесь
Как рассказал Корреспонденту житель Малого Маяка Олег Кокорев, представители Кедра были в поселке и пообещали, что никаких ограничений на хождение по лесу не будет. А если местные помогут заготавливать сено и устанавливать кормушки для животных, они получат льготы на охоту. Однако Кокорев обещаниям не верит.
Местные жители опасаются, что киевские чиновники перенесут на крымскую землю опыт трансформаций лесных угодий из Центральной Украины. Например, Днепровско-Тетеревское охотхозяйство, расположенное в Киевской области, под руководством Гордийчука превратилось в полугосударственную закрытую структуру.
Местные жители опасаются, что киевские чиновники перенесут на крымскую землю опыт трансформаций лесных угодий из Центральной Украины.
В свое время Госкомлесхоз передал часть этого охотхозяйства в размере 17,5 га фирме Дом лесника для ведения сельского хозяйства. Местных жителей перестали пускать на эту территорию, как только здесь начал охотиться Янукович. Затем, в 2009 году, Киевская облгосадминистрация изменила назначение участка, разрешив построить на нем отельно-ресторанный комплекс.
К слову, в состав учредителей Дома лесника одно время входил Иван Тохтамыш, который был и директором Кедра. Сегодня он - начальник управления охотхозяйства Госагентства лесных ресурсов и фактически отвечает за управление всеми охотничьими делами. Тохтамыш не видит в выделении крымских угодий Кедру ничего плохого, добавляя, что его бывшие коллеги по обществу от этого не получат финансовой выгоды.
"Охота - это хобби, а не средство заработка", - говорит он. Тохтамыш заверяет Корреспондент, что организация охотхозяйства в горных условиях ЮБК - более затратное дело, чем, например, в степи. Зато в Крыму, мол, есть существенный бонус - природные красоты.
Я уже представляю, как сын Януковича [старший, Александр, который, по словам местных жителей, часто посещает Крым] будет ходить и хвастаться, что "вот эту горку [Аю-Даг] мне папа подарил, и теперь я там могу шашлыки жарить
С тем, что природа - один из факторов, который привел Кедр в Крым, местные жители согласны. Иначе как объяснить, что кедровцам понадобился Аю-Даг (Медведь-гора), где ранее никто не охотился?
Николай Янаки, глава постоянной комиссии крымского парламента по земельным, аграрным вопросам, экологии и административно-территориальному устройству, который и вносил в парламент постановление о выделении земель Кедру, объясняет: по закону об охотхозяйствах минимум 20-25% их территории отводится для размножения животных. "На Аю-Даге будет воспроизводственный участок", - говорит депутат.
Но крымчане не понимают, как в достаточно многолюдном месте - между курортным поселком Партенит с его несколькими крупными санаториями и лагерем Артек - будут спариваться пугливые животные, да еще и перебегать ради этого через оживленную трассу Симферополь - Ялта.
Однако местные жители с трудом верят в то, что им удастся отстоять хотя бы часть своих прав в столь привлекательном для влиятельных украинцев уголке страны
"Я уже представляю, как сын Януковича [старший, Александр, который, по словам местных жителей, часто посещает Крым] будет ходить и хвастаться, что "вот эту горку [Аю-Даг] мне папа подарил, и теперь я там могу шашлыки жарить", - иронизирует 63-летний Владимир Певнев, житель села Запрудное.
Кужель уже обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность выделения угодий Кедру. Она считает, что во время принятия постановления нарушено множество процедур.
Однако местные жители с трудом верят в то, что им удастся отстоять хотя бы часть своих прав в столь привлекательном для влиятельных украинцев уголке страны. "Берег у нас уже забрали - блатные выкупили, и теперь шагу не ступить. А теперь с лесом непонятно что будет", - грустно говорит Кокарев из Малого Маяка.
***
Этот материал опубликован в №5 журнала Корреспондент от 10 февраля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.