BBC Україна на русском,
8 декабря 2012, 14:46
Парламент седьмого созыва будет совсем непохож на своего предшественника. СМИ подсчитали, что более 230 новоизбранных депутатов попадут в парламент впервые, пишет Святослав Хоменко, ВВС Україна.
Парламент седьмого созыва будет совсем непохож на своего предшественника. СМИ подсчитали, что более 230 новоизбранных депутатов попадут в парламент впервые.
Кроме всего прочего, это означает, что более двухсот депутатов покинут стены Верховной Рады. Часть из них - навсегда.
Парламентарии, покидающие парламент, уже привыкли к тому, что в последнее время журналисты часто расспрашивают их о планах на внепарламентскую жизнь. Ответы этих политиков, как правило, типичные: жизнь на этом не заканчивается, заняться нам есть чем, отсутствия мандата мы, мол, даже не заметим.
Что говорит закон
Украинское законодательство действительно прописано таким образом, чтобы максимально смягчить первый этап внепарламентской жизни недавних депутатов.
Закон о статусе народного депутата предусматривает, что бывшему парламентарию должны предоставить его предыдущую должность. Если это невозможно - его зачисляют в резерв кадров Главного управления госслужбы.
Бывшим депутатам пригодится и другое положение этого закона: в течение первого года безработицы каждый из них получает материальную помощь в размере зарплаты действующего депутата с учетом всех доплат и надбавок. Если бывший парламентарий решит отправиться на переквалификацию или получить дополнительное образование, то такую помощь ему оказывать в течение еще одного года.
Если даже за два года бывший депутат не найдет работы - он будет получать материальную помощь в размере половины депутатской зарплаты до достижения пенсионного возраста (при условии, что его трудовой стаж превышает 25 лет для мужчин и 20 - для женщин).
Размер пенсии бывших депутатов, кстати, составляет 80% от зарплаты действующего парламентария - конечно, с учетом всех доплат и надбавок.
Некоторые депутаты годами не могут найти себе работу, и эти выплаты являются единственным источником их доходов. Например, Наталья Витренко, которая была депутатом парламента в 1998-2002 гг, рассказала ВВС Украина, не была трудоустроена ни дня за время, прошедшее после ее депутатства.
"Все депутаты, проводившие прозападную политику - трудоустроены, чиновниками или преподавателями. Для них специально создают структуры на американские гранты. В зарплате они не потеряли. Все, кто занимал антиамериканскую позицию, боролся за союз с Россией, - все выброшены на помойку", - говорит госпожа Витренко о том, почему ей не удалось найти работу за десять лет.
Синдром отмены
Однако даже такой уровень материального обеспечения не уберегает многих бывших депутатов от своеобразного "синдрома отмены". Жизнь без мандата оказывается не такой беззаботной, как казалось бы на первый взгляд.
"Принадлежность к политической тусовке - это определенный образ жизни. Я знаю единичные случаи, когда люди, которые были причастны к политике на серьезном уровне, вернулись бы к обычной работе - становились у станка или шли учительствовать. И то люди счастливы не были. Политика - это наркота", - говорит ВВС Украина Борис Беспалый, который был депутатом Верховной Рады с 1998 по 2007 год.
С ним соглашается академик Петр Толочко, депутат в 1998-2002 гг.
"Киев постоянно наполняется очередными народными депутатами, и они все здесь оседают, они постоянно ходят по Киеву, не зная, чем себя занять. Когда я видел, как депутаты предыдущей Верховной Рады, постоянно ходят по парламентским коридорам, я думал, что вы здесь делаете, займитесь, наконец, своими делами", - говорит он.
Новый быт
С какими трудностями сталкиваются депутаты, покидающие стены Верховной Рады?
Прежде всего, им нужно быть готовыми к изменениям в их повседневной жизни.
Борис Беспалый, хотя и говорит, что не пользовался излишне теми многочисленными привилегиями, которые дает народным избранникам закон, и все же почувствовал разницу между бытом депутата и безмандатного гражданина.
"Депутатство в бытовом отношении упрощает жизнь и определенным образом развращает, - смеется он. - Никаких проблем с железнодорожными билетами, никаких регистраций при отлете. Отдал загранпаспорт ответственному лицу - и не думаешь об оформлении визы ... Это как в армии - когда всеми твоими проблемами занимается старшина".
Бывшие парламентарии называют депутатское удостоверение "волшебной книжечкой", которая может давать ее владельцу ощущение всесилия и безнаказанности.
Политолог Дмитрий Выдрин, который был депутатом Рады пятого созыва, говорит, что ярким примером такого действия мандата является поведение некоторых парламентариев на автодорогах страны.
"Ты гаишнику можешь показать средний палец, затем "корочку" - и он тебе честь отдаст", - описывает он модель поведения таких депутатов.
"Философский камень"
У бывших депутатов может заметно поменяться круг общения и возникнуть проблемы с самооценкой - предостерегают коллег экс-парламентарии.
В украинском обществе отношение к депутату специфическое, - говорит ВВС Украина депутат четвертого и пятого созывов Евгений Филиндаш. Вокруг него всегда много людей, которые стремятся к встрече, хотят завязать хорошие отношения, демонстрируют знаки внимания.
"Если человек видит, где отношение к нему лично, а где - к его статусу, и четко это различает, то в кругу его общения после того, как он перестанет быть депутатом, мало что меняется. Если же человек не может этого отличить, то у него может резко сузиться круг общения, могут исчезнуть те "друзья", которых интересовал только статус", - говорит Филиндаш. Бывший парламентарий добавляет, что его круг общения после потери депутатского мандата не изменился.
Дмитрий Выдрин вообще сравнивает мандат депутата с мистическим философским камнем, прикосновение к которому приносит парламентарию вечную молодость.
"Если ты не депутат, то многим людям ты просто неинтересен. Тебе не звонят корреспонденты, за тобой не гоняются корреспондентки, а когда у тебя есть депутатская ксива - ты обласкан вниманием. Когда на тебя с симпатией смотрят глаза молодых журналисток, тебе кажется, что ты сбросил 20-30 лет своего возраста, ты - желанный, симпатичный, привлекательный. За этим ощущением молодости бывшие депутаты, видимо, безумно скучают", - говорит политолог.
Жизнь продолжается
Главное - не воспринимать потерю депутатского мандата как конец света, - советуют бывшие депутаты тем парламентариям, которые сейчас подписывают обходные листы в подразделениях Верховной Рады.
Наталья Витренко вспоминает, что один из ее коллег по фракции заявлял, что если он не будет в парламенте, то умрет. Данные Википедии говорят, что этот политик еще жив, поэтому, возможно, лучше не драматизировать ситуацию и помнить, что жизнь продолжается.
"Есть жизнь и в парламенте, и вне его", - резюмирует госпожа Витренко.
Тем более, что на некоторых политиков эта внепарламентская жизнь влияет вполне благоприятно.
"Я был депутатом второго и четвертого созывов, и каждый раз после того, как я покидал парламент, через несколько месяцев знакомые говорили мне, что я выгляжу на несколько лет моложе", - хвастается профессор права Виктор Мусияка. Сегодня он входит в Раду исключительно для того, чтобы ознакомиться с новинками на парламентских книжных раскладках.
"Я бы не пошел в Раду даже за большие деньги, - категорически заявляет Петр Толочко. - Так и напишите: я без Верховной Рады чувствую себя лучше, чем в Верховной Раде".
А вот Дмитрий Выдрин при первых признаках абстинентного синдрома у экс-депутатов советует опохмелиться - лучше коньяком из кофейной чашки, потому что именно так подают этот напиток в парламентском буфете - и переключиться, например, на литературную деятельность. Именно она, по мнению бывшего депутата, лучше всего отвлекает от унылых мыслей человека, привыкшего к интеллектуальному напряжению.
Правда, для этого, добавляет господин Выдрин, экс-депутату придется вспомнить или заново научиться печатать на компьютере - ведь теперь у него не будет гарантированного законом отряда из 34-х помощников, которые с готовностью записывали каждое слово своего шефа.
Источник: BBC Україна на русском