Фото: Олег Стельмах / electraua.livejournal.com
Украина всегда делала слишком мало - Штюдеман
Бывший посол Германии на Украине Штюдеман считает, что у Киева остались считанные дни для выполнения условий ЕС для подписания соглашения об ассоциации. Подробностями дипломат поделился с DW.
Дитмар Штюдеман (Dietmar Stuedemann) c2000 по 2006 годы был послом Германии на Украине. После ухода с этого поста он работал советником президента Украины Виктора Ющенко. В интервью DW дипломат поделился своими ожиданиями от саммита программы Европейского Союза "Восточное партнерство", запланированного на ноябрь 2013 года в Вильнюсе. На этом саммите возможно подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, которое также предусматривает создание зоны свободной торговли.
DW: Недавний торговый конфликт России Украины, который Москва объяснила подготовкой в возможному подписанию Украиной соглашения об ассоциации с ЕС, не остался незамеченным в Брюсселе. Может ли получиться так, что из-за давления России шансы на подписание соглашения выросли? И европейские партнеры будут смотреть сквозь пальцы на то, как Украина выполнила выдвинутые ранее условия ЕС?
Дитмар Штюдеман: Нет, я вовсе так не считаю. Это в первую очередь украино-российская тема. Во-первых, для разрешения конкретного торгового спора Украина должна обратиться не в ЕС, а в международные торговые организации. Во-вторых, нет смысла принимать Украину в европейские структуры и подписывать с ней соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли только потому, что она - "жертва России". Украина должна сама засвидетельствовать политическую волю к модернизации и демократизации и проводить соответствующие реформы. Тогда она и для России станет партнером, с которым нужно считаться.
- За считанные недели до возможного подписания соглашения с ЕС украинский парламент в спешке принимает законы, выполняя условия Брюсселя. Почему это происходит в последний момент - президент Виктор Янукович хочет подписать соглашение, выполнив часть условий?
- Реформы - это процесс. Было бы наивно надеяться, что к саммиту в Вильнюсе все необходимые стране реформы будут осуществлены. Ответственность за затягивание реформ лежит на президенте Януковиче, но не только на нем одном. Украина всегда выдвигала большие требования к Европейскому Союзу, но со своей стороны всегда делала слишком мало. Такая ситуация наблюдается с момента обретения Украиной независимости.
- То есть сейчас все повторяется?
- Конечно! Украина снова надеется на подарки Европы, находясь в роли "жертвы России". Речь не идет о том, чтобы спасти Украину от кого-то, а о поддержке модернизации страны. Именно отсутствие реформ делает Украину уязвимой для попыток затянуть страну в сферу влияния России.
- Как сделать так, чтобы украинская власть действительно пошла на демократические реформы?
- Реформы - это дело Украины. Я лично убежден, что многовекторность во внешней политике, которой уже традиционно придерживается Киев, является игрой без победителей. Украине нужно определиться, как она будет модернизироваться.
- Если Украина подпишет в Вильнюсе соглашение об ассоциации с ЕС, будет ли это означать конец многовекторности?
- Я так не думаю. Не стоит преувеличивать значение этого соглашения, мол, "сейчас или никогда". Сейчас речь идет, прежде всего, о том, чтобы Украина засвидетельствовала готовность идти путем реформ. Для этого необходимо сначала выполнить условия, выдвинутые Евросоюзом. Среди неразрешенных проблем остается избирательное правосудие, в частности, тюремное заключения Юлии Тимошенко (экс-премьер-министра и одного из лидеров оппозиции - Ред.).
- Но если это так, и президент Янукович не собирается отказываться от многовекторности, зачем ему тогда освобождать Тимошенко?
- Если он лишь играет в тактические игры с ЕС и Россией, результаты таких игр будут плохими для Украины. Уже сейчас можно увидеть последствия московской политики "кнута и пряника". Если Янукович хочет войти в учебники по истории Украины, то продолжение политики "и вашим, и нашим" - не лучшая перспектива для этого. Я не думаю, что освобождение Тимошенко станет таким уж драматичным шагом. Если мне не изменяет память, несколько лет назад на конференции в Ялте Янукович сам признал, что Тимошенко была осуждена на основании устаревших советских законов, цель которых была - закрыть рот политическим оппонентам. Я не сомневаюсь, что украинский президент, если захочет, имеет все возможности изменить эти законы в парламенте. В этом уверен не только я, так думают все в Европе.
- Сколько времени у Януковича на освобождение Тимошенко?
- Думаю, что речь идет скорее о днях, чем о неделях.
- Можно ли вообще верить обещаниям украинской власти о реформах, когда Юлия Тимошенко остается за решеткой?
- Именно в этом и проблема. Даже если до саммита в Вильнюсе принять все законы, без конкретных действий они останутся лишь на бумаге. "Дело Тимошенко" очень важно в этом контексте.
- Какой ваш прогноз - будет ли соглашение об ассоциации подписано в Вильнюсе?
- 50 на 50… Я надеюсь, что украинское руководство все-таки удастся поставить на европейский путь развития.
Источник: Русская служба Deutsche Welle