UA
 

Корреспондент: Уравнение с тремя известными. Оппозиция меняет форму общения с избирателями

21 октября 2013, 09:42
0
89
Корреспондент: Уравнение с тремя известными. Оппозиция меняет форму общения с избирателями
Фото: Корреспондент
В Могилянской бизнес-школе Арсений Яценюк выглядел как учитель по евроинтеграции

От речей на площадях и общения с помощью билбордов представители украинской оппозиции перешли к тесным контактам с избирателями, - пишет Анастасия Береза в № 41 журнала Корреспондент от 18 октября 2013 года.

10 октября политические тяжеловесы из лагеря оппозиции - Арсений Яценюк, Петр Порошенко и Юрий Луценко - подошли поближе к народу: в камерной обстановке провели встречи со студентами двух столичных вузов. Корреспондент присутствовал на обоих мероприятиях и понял, что пока у оппозиции для интеллигенции есть лишь один лозунг - евроинтеграция, евроинтеграция и еще раз евроинтеграция.

Двое в лодке

С утра возле одной из аудиторий Киевского национального торгово-экономического университета (КНТЭУ), расположенного на восточной окраине Киева, студенты раздавали всем входящим буклеты от имени Луценко - Я выбираю ЕС. Были еще и аналогичные флажки, но их быстро разобрали.

Монитор на стене аудитории, впрочем, как и экран в холле университета, монотонно сообщал, что сегодня здесь ждут в гости Порошенко, являющегося депутатом, экс-министром, главой компании Roshen и владельцем 5 Канала. Депутат, экс-министр и прочая прибыл на встречу вовремя, да еще и в компании Луценко, которого монитор не анонсировал.

В зале их ожидали студенты, несколько фотографов и пара телекамер. Ведущим встречи оказался худощавый мужчина, который рассказал, что Порошенко здесь частый и желанный гость. Позже выяснилось, что роль модератора исполнил ректор КНТЭУ.

Власть у нас менялась несколько раз, а “покращення”, извините за это слово, все не происходило. Значит, менять надо себя

“Кто из вас против евроинтеграции - поднимите руку”, - с места в карьер начал Порошенко. Некий фотограф в этот момент взмахнул рукой, призывая кого-то, и зал прыснул от смеха. “Фотограф не считается”, - усмехнулся глава Roshen и тут же посерьезнел, сообщив, что власть есть отражение воли народа.

“Власть у нас менялась несколько раз, а “покращення”, извините за это слово, все не происходило. Значит, менять надо себя”, - сказал Порошенко. И добавил, что лучше всего это делать в окружении пристойных европейских соседей.

Аудитория слушала внимательно.

Оратор перешел к рассказу о базовых “да” ЕС - высоких зарплатах, верховенстве права, свободе личности. А затем - о базовых “нет”. “Европейский союз - это нет коммунизму, нет агрессивному национализму и нет колониальному империализму”, - заявил депутат.

Смутив студенческие души разнообразными -измами, политик в течение 20 минут доносил до слушателей одну мысль: без подписания Соглашения об ассоциации Украине нельзя. От него зависят судьбы страны и каждого из присутствующих.

Один из присутствующих - сидевший на стуле Луценко - воспринял слова депутата как призыв и взял судьбу в свои руки: поднялся, вышел в центр, выдал пару шуток, кратко вспомнил о тюрьме. Заполучив таким образом внимание аудитории, перешел к делу.

“Мы пришли просить вас воспользоваться этой ленточкой, - поднял Луценко над головой кусочек ткани в цветах украинского флага (такие раздавали на входе), - публично. Это ваш сигнал власти, возможность показать ей, что европейский выбор это не сговор элит, а выбор народа”.

На самих политиках, правда, никаких ленточек не было.

Смутив студенческие души разнообразными -измами, политик в течение 20 минут доносил до слушателей одну мысль: без подписания Соглашения об ассоциации Украине нельзя

В последних рядах студенты старших курсов продолжали списывать домашние задания, что не мешало им вместе с остальными внимательно слушать. И даже задавать вопросы. Например, о сотрудничестве с Международным валютным фондом. Порошенко откровенно признался: без кредита МВФ стране не обойтись, а занимать больше не у кого.

Луценко уже не садился, а стоял рядом и иногда, не выдержав, вставлял реплики и дополнения.

Кто-то из преподавателей спросил: а зачем все-таки мы нужны ЕС? Порошенко пошел от обратного: рассказал, зачем мы нужны России. Всем присутствующим сразу стало понятно, что уж лучше мы будем нужны ЕС.

Одну из студенток отчего-то тревожил крайне практичный вопрос.

- Все мы знаем, что после соглашения продукты, масло например, подорожают, - с напором произнесла она.

- Не факт! - быстро отреагировал Луценко.

- Ну… Все мы знаем, что в ЕС продукты качественнее.

- Не факт… - протянул собственник Roshen, сорвав аплодисменты.

Продукты станут более качественными и дешевыми за счет повышения конкуренции, чем всех и успокоил

После он объяснил, что продукты станут более качественными и дешевыми за счет повышения конкуренции, чем всех и успокоил.

Вопросы еще не закончились, да и гости не спешили прощаться, но ведущий вспомнил, что его основная должность - ректор, и поэтому решил вернуть студентов в лоно науки. Он поблагодарил гостей и пригласил их заглянуть сюда вновь после 30 ноября, уже с отчетом по итогам украинско-европейского саммита в Вильнюсе.

“И с [Юлией] Тимошенко!” - бросил Луценко.

Ректор радостно закивал и лишь в этот миг, под самый занавес, раскрыл тайну появления евроинтеграционной парочки в стенах вуза: оказалось, что на днях депутаты ВР, в том числе и Порошенко, проголосовали за законопроект, который позволит университету закончить строительство нового корпуса общежития.

Эта реплика вызвала самые громкие овации в аудитории.

Другая сторона оппозиции

Вечером того же дня состоялась еще одна встреча оппозиции со студентами. Оппозицию на ней представляло привычное лицо - лидер Батьківщини Яценюк, а вот студенты были нестандартными: серьезные люди, топ-менеджеры из Киева и Львова, грызущие гранит науки в Киево-Могилянской бизнес-школе.

Яценюк последние недели и без того провел в толще народных масс - политик ездил по Киевской области и даже пообедал с владельцами придорожной чебуречной.

В Могилянку он опоздал на 45 минут, принеся с собой отнюдь не аромат чебуреков, а запах дорогого одеколона. Опоздание объяснил встречей с министром иностранных дел Германии. Отклонив просьбу присесть и возвысившись над небольшой аудиторией, в которой находились человек 40, перешел к сути.

Примерный план действий: новый эффективный менеджмент, демонополизация, верховенство права, ставка на IT-сферу и реформы.

- Ассоциация с ЕС будет подписана! - заявил Яценюк почти торжественно.

- Да ну?! - выкрикнул ктото из заднего ряда.

Яценюк быстро нашел глазами скептика:

- Сплюньте!

Дальше политик начал искать общий язык с аудиторией, то есть принялся злоупотреблять специализированными англоязычными экономическими терминами. В переводе вся эта словесная эквилибристика сводилась к следующему: компания Украина в рецессии и без кредита МВФ не сможет; без реформ и евроинтеграции ей и вовсе крышка. Примерный план действий: новый эффективный менеджмент, демонополизация, верховенство права, ставка на IT-сферу и реформы.

Тут Яценюка перебила блондинка с длинной и сложной должностью и, судя по внешности и одежде, с такой же длинной суммой в зарплатной ведомости. Как оказалось, она - мать четверых сыновей, но в эту минуту вопрос ее волновал отнюдь не детский:

- Где наша Силиконовая долина?

Яценюк попытался не растеряться перед напором женщины-матери:

- Чтобы делать реформы… Нет, я не люблю это слово. Перемены… Чтобы осуществлять перемены, нужно обсудить это со специалистами в каждой области. Дайте меню - будем обсуждать и действовать.

Закончив спич, оппозиционер стал опускаться в белое кресло. Усевшись в нем, Яценюк попытался направить вопросы из аудитории в нужное русло: “Да, вы знаете, это очень приятно и весело - быть в оппозиции… Это очень непросто, но эти вопросы вам не интересны, и я не буду ими делиться, у каждого свои проблемы, и каждый с ними сам справляется”.

Цена всегда высокая, если хочешь чего-то добиться. Если хочешь быть в хорошей форме, что делаешь? Идешь в спортзал и работаешь там, работаешь.

Попытка удалась - о персональной судьбе лидера оппозиции не спрашивали.

На жалобу о том, что соглашение с ЕС еще не подписано, а новым правилам стандартизации в сельском хозяйстве украинцам уже трудно соответствовать, политик отрезал:

- При этом вам придется много инвестировать, чтобы выйти на уровень европейских компаний. Цена всегда высокая, если хочешь чего-то добиться. Если хочешь быть в хорошей форме, что делаешь? Идешь в спортзал и работаешь там, работаешь.

- Так и умереть можно! - выкрикнула смешливая блондинка из Львова.

- Не умрете, - авторитетно заявил Яценюк.

Далее из зала вылетел простенький вопрос: будет ли единый кандидат от оппозиции? “Каждый хочет стать президентом, - сострил политик. - Ну, есть такое непреодолимое желание!” Но от ответа попытался уйти, сказав: для выдвижения единого кандидата, мол, необходимо слияние партий. Выяснилось, что “они” договорились и во втором туре, кто бы ни прошел, “поддержим все”. Говорил об этом Яценюк с оптимизмом, причина которого скоро стала понятна: оказалось, что у него есть воодушевляющие социологические данные. Согласно им, Янукович наберет 30-35%, “мы” - 23-27%, “коллега” Виталий Кличко - 12-17%, “Олег”, то есть Тягнибок, - 4-7%.

Слушатели заметили это многозначительное “мы” в контексте рейтинга Батьківщини, и из зала зазвучал голос человека, ранее интересовавшегося перспективами аграриев в ЕС:

- А в вашей партии кто будет единственным?

Человек на Библии клянется, падлюка, а потом продается. 10% потерь неизбежны

В ответ - штамп: мол, у них пока единственный - Юлия Владимировна Тимошенко.

- А кто баллотироваться будет, я после саммита скажу, - заявил политик.

Поставив таким образом ответ на паузу, Яценюк с подачи слушателей перешел к обсуждению отношений с Россией. Затем пошли вопросы о стоимости лицензий, запутанности налогообложения. И тут Яценюка поджидала новая неожиданность: максимально практичные топменеджеры обеспокоились отсутствием национальной идеи. Оратор попытался взять эту тему с ходу, формулируя основные постулаты: чтобы была работа и зарплата, уверенность в завтрашнем дне, справедливость, единая страна и евроинтеграция.

Аудитория, не удовлетворившись общими фразами, просила уточнить ответ. И Яценюку пришлось почетно сдаться: “Не думайте о национальной идее, думайте о своей компании, близких, семье. Если каждый об этом позаботится, всем хорошо будет”.

Под конец встречи Яценюк не выдержал и сам начал говорить о личном и наболевшем - “тушках”. В ответ на вопрос, где брать стоящие кадры, которых нет, несмотря на миллионы безработных, оппозиционер, чья фракция стала единственным поставщиком перебежчиков в ВР, заявил: “Не только у вас проблемы с кадрами. И я тоже таких приводил, что мама дорогая. Человек на Библии клянется, падлюка, а потом продается. 10% потерь неизбежны. Я это пережил от самых близких”. И, как истинный европеец, пожав руки всем слушателям - и мужчинам и женщинам - ушел.

***   

Этот материал опубликован в №41 журнала Корреспондент от 18 октября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.        

СПЕЦТЕМА: Евромайдан: хроника событий
ТЕГИ: ЛуценкоОппозицияЯценюкжурнал КорреспондентПорошенкоСоглашение об ассоциации
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии