25 сентября Верховный суд РФ признал недействительным приказ Министерства связи, согласно которому операторы связи были обязаны подключать специальное оборудование для прослушивания телефонных разговоров и чтения сообщений электронной почты.
Средства обеспечения оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) — это технические системы, позволяющие спецслужбам контролировать переговоры граждан по обычному и мобильному телефонам, пейджинговой связи, Интернету и т. д.
Приказ Минсвязи России №130 и ряд других распоряжений этого ведомства обязали телекоммуникационные фирмы за свой счет предоставить спецслужбам доступ к информации клиентов. При этом только спецслужбы могли знать, кого и на каком основании подслушивают.
После почти четырехчасового разбирательства суд принял компромиссное решение. Пункт 1.4 приказа, обязывающий провайдеров устанавливать технические средства СОРМ на всех сетях связи, остался в силе. Но пункт 2.6 приказа все же отменили. Правда, не весь, а лишь последний параграф: «Информация об абонентах, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, а также решения, на основании которых проводятся указанные мероприятия, операторам связи не предоставляются».
Формально отмена этого положения приказа означает, что ФСБ должно будет сообщать телефонным, пейджинговым операторам и Интернет-провайерам о каждом случае прослушанного разговора или прочитанного сообщения их клиента.
Должно будет — но не сразу. Верховный суд законов не издает. Чтобы новый порядок прослушки реально заработал, его необходимо оформить в виде отдельного нормативного акта. Например, можно выпустить дополнение к закону о ФСБ. Но это дело небыстрое. А российские спецслужбы вовсе не собираются прекратить оперативно-розыскную деятельность в ожидании, пока новый порядок пройдет все необходимые обсуждения и согласования и воплотится в приказы и инструкции. Скорее всего, они будут тормозить принятие нового закона — и подслушивать по-старому.
Но даже если всевозможные законы и приказы, обязывающие ФСБ, МНС и т. д. уведомлять операторов связи о кажом факте прослушки, вступят в законную силу — это вряд ли многое изменит.
Во-первых, техническая возможность прослушивать кого им угодно у спецслужб все равно останется. И значит, без «отдельных», «исключительных» случаев, вызванных срочностью дела и государственными соображениями, наверняка не обойдется.
А во-вторых, любая российская телекоммуникационная компания очень зависима от государства. Выдача лицензий, делегирование частот, электромагнитная совместимость с системами связи всех аэродромов в округе, наконец, просто пожарная безопасность — у государства есть десятки рычагов, позволяющих обеспечить лояльность подавляющего большинства операторов связи. И очень сильно испортить жизнь нелояльным.
Так что если вас вдруг начнут подслушивать, ваш провайдер, об этом, может быть, и узнает. Но вряд ли будет очень уж глубоко вникать в законность происходящего.
А Павел Нетупский намерен подать в Верховный суд России новые иски на противозаконность приказа № 130, зацепившись за другие его положения. Если все его усилия закончатся неудачей, журналист намерен обратиться в Суд Европы, решения которого (во всяком случае, формально) имеют верховенство над российскими законами.